Продолжая тему СГЭТ, хочется рассказать и об экскурсии, которая состоялась в прошедшую субботу. Мы посетили комплекс, построенный для Бельгийской компании саратовского электрического трамвая и освещения, заглянули внутрь административного здания.
Экскурсию провёл старожил предприятия доктор социологических наук Павел Сергеевич Кузнецов.
Начнём с самого грандиозного здания - здания электростанции.
Если внимательно присмотреться, то состоит оно из двух частей. Первая - гигантский машинный зал. Вторая часть здания - 3 этажа + подвал. Бывшие и нынешние административные службы предприятия.
Шикарный модерновый вход приглашает нас внутрь.
Ну как тут отказаться. И мы заходим на парадную лестницу здания.
Кованные узоры в стиле модерн, словно мелодия.
А какие красивые подпорки. Да и ступени с мраморной крошкой (в технике терраццо).
Поднимаемся по ним на лестничную площадку и видим наборный витраж на тему Саратова и его достопримечательностей, в центре которых конечно трамвай.
И наконец мы наверху. Посмотрите какая красота.
А какие перила, какие изгибы.
Сейчас так не делают.
К "чёрной" лестнице подход не менее трепетный. Тут уже простые бетонные ступени, немного "сточившиеся" за 110 лет использования.
Ну и тут вы посмотрите какой подход к перилам.
А те же кованые узоры! И та же метлахская плитка.
Обе лестницы ведут в огромное фойе.
Под ногами - дореволюционная метлахская плитка.
А над головой световой фонарь - система естественного освещения. Кроме того что это сложное инженерное сооружение (световая призма наверху, собирающая свет в особое помещение, где вместо пола уложены стёкла, являющиеся потолком фойе), это ещё и филигранная столярная работа в стиле модерн.
А в самом фойе - двери в кабинеты и картинная галерея на тему истории саратовского трамвая.
Но мы с вами тихонько поднимемся на этаж выше. Потолки - своды Монье. А за этой исторической дверью система обслуживания "фонаря" - та самая комната со стеклянными полами.
Представляете, полвека тому назад третий этаж занимало общежитие! А сегодня здесь различные службы СГЭТ. И потрясающие исторические детали!
Ну а мы возвращаемся на второй этаж, где слушаем рассказ о вехах истории электротранспорта в Саратове.
А я вам покажу как выглядело фойе в 1997 году.
Но, пожалуй, ещё интереснее как оно выглядело после постройки. Вот так. 1912 год.
Пора выходить на территорию предприятия. Ну какое же красивое крыльцо!
Окна в подвал. И похоже старинные стеклоблоки. Совсем не стандартные синеватые "вафельные", что изготавливались на саратовском заводе техстекла.
Часть этого корпуса, где раньше располагались огромные дизельные генераторы электроэнергии - машинный зал.
Оцените красоту промышленного модерна. Кто-то найдёт сходство с некоторыми гигантскими окнами Крытого рынка и будут правы.
Здание целиком. Этаж машинного зала как три этажа в административной части.
На парапетах сохранилось большинство кованных модерновых ограждений.
В бывшем машинном зале электростанции сегодня цеха ремонтных мастерских.
Напротив - здание вагонных мастерских.
Работающий аппарат для резки железа.
Здание, перестроенное из бывшей кузницы. Используется, как склад.
И ещё одно большое здание в комплексе.
На территории находится мемориал работникам предприятия, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Здесь проходят торжественные мероприятия.
В кадре - меньше половины территории предприятия.
Спасибо всем участникам экскурсии, всем сотрудникам СГЭТ, участвовавшим в её организации. Отдельная благодарность директору МУПП "СГЭТ" Владимиру Павловичу Прохорову и заместителю директора Павлу Сергеевичу Кузнецову.
Следите за анонсами в
группе экскурсий и на
сайте СГЭТ. Мы продолжим организацию интересных и познавательных мероприятий!
Дореволюционный трамвайный комплекс в Саратове Предыдущие публикации:
Дом для трёх видов транспорта Деревянные красавцы на Московской, 153 Экскурсия на базу СГЭТ Старый трамвайный парк Краткая история саратовского транспорта.
Часть 1. Первый общественный транспорт Саратова Часть 2. Саратовский трамвай: рождение нового транспорта Часть 3. Проблемы трамвая, появление автобусов и маршруток Часть 4. Троллейбусы и возвращение маршруток