Сегодня мы побываем с вами на заводе, хорошо известном саратовцам, как "Техстекло", и увидим как производится это самое стекло.
Сегодня предприятие носит название АО "Саратовстройстекло", являясь дочерней структурой АО "Салаватстекло". Теперь это единственное отечественное стекольное предприятие в РФ, производящее около трети стекла.
На саратовском заводе работает почти 500 человек. Даже на входе в производственный корпус тут лежит стекло. (Ещё больше стекла в самых разнообразных видах и формах я покажу в посте про историю и музей завода)
Экскурсию по предприятию нам проводит директор Пётр Владимирович Сычёв.
А начинается всё с печи.
В печь подается шихта (смесь) из 7 компонентов (на фото одного не хватает), из которых и получается стекло. Песок, мел, сода, полевой шпат, доломит, сульфат натрия и уголь.
Как вы наверное догадываетесь, здесь очень жарко, поэтому пульт управления печью находится в отдельном аквариуме с кондиционерами.
Здесь можно задавать программу для работы печи, отслеживать все параметры. Верхние мониторы как раз показывают пламя, реверс которого происходит раз в 20 минут. Ежечасно в печь подаётся 5000 кубов газа. Температура для расплава шихты - 1600 градусов. У стекла - 1450 градусов.
Длина печи - 60 метров, ширина - 12 м.
Стекловаренная печь не перестаёт работать. Вы же понимаете, что если температура начнёт падать, то стекло застынет и печь нужно будет разбирать. Если раньше срок службы стекловаренной печи составлял 7-8 лет, то данная печь (ЛТФ-5), запущенная в 2009 году, должна прослужить 15-18 лет. После этого печь останавливают, разбирают и за несколько месяцев собирают новую.
15-20% оборудования на заводе российского производство, остальное - импортное.
Расплавленное стекло подаётся в ванну из расплава олова. В этой печи - 230 тонн (высота 90 мм). В итоге стекло течёт по олову. Такой способ изготовления называется наплывным (или флоат-метод).
Двигаясь по олову стекло охлаждается до 600 градусов.
Для предотвращения прилипания стекла к олову, внутри создаётся избыточное давление защитными газами - (94% азот, 6% водород). Это выход смеси газов.
Пульт управления ванной расплава.
Здесь задается толщина от 2,5 до 12 мм за счёт изменения скорости ленты и растягивающих устройств. Персонал постоянно дежурит, контролируя процесс, чтобы не было остановок.
Ну а дальше стекло поступает в печь отжига и охлаждения. Это довольно длинный путь - более 100 метров.
Постепенное охлаждение до 160 градусов предотвращает образование внутренних напряжений, которые могут привести к растрескиванию.
И вот оно, тёплое стекло. Здесь оно разрезается на листы необходимого размера.
Боковые борты со следами роликов срезаются (см. этот момент на видеоролике в конце поста).
Компьютерный контроль сразу позволяет обнаруживать дефекты.
Не отвечающий характеристикам лист стекла отбраковывается и автоматически сбрасывается конвейером в повторную переработку.
В плане брака стекольное производство безотходное - весь брак снова идёт в шихту на переплавку.
Далее стека по конвейерам разъезжаются к нескольким роботам, которые внушительно с помощью присосок расставляют стёкла по стопкам. Выглядит это ну очень впечатляюще. Смотрите в видео!
Сотрудник контролирует движение продукции по "роботозалу".
Вот такие огромные стекла. Размер до 6000x3210 мм. Производительность печи - до 700 тонн стекла в сутки.
Здесь можно увидеть разную необычную технику для работы со стёклами.
А это самый новый цех, открытый в мае 2018 года - цех нанесения покрытий.
Здесь происходит напыление различных покрытий на поверхность стекла: энергосберегающих, теплоотражающих, просветленная оптика и т.д.. Поэтапно происходит мойка очищенной водой, полировка, сушка, а далее - "коатер". В нём 24 крышки, в каждой из которых находится мишень, регулируется слой нанесения покрытия. В качестве покрытия могут выступать серебро, хром, титан, кремний и их смеси.
Температура 12-17 тыс. градусов. Здесь можно по цвету определить покрытия. Хром.
Серебро.
Кремний.
А это пульт цеха нанесения покрытий, где всё программируется и контролируется.
Общий вид на новый цех.
Конечный продукт.
Ну а дальше стёкла отправятся покупателям. И если раньше основным транспортом был железнодорожный, то в этом году автомобильный и железнодорожный почти выровнялись по объёму отправлений. Правда не за счёт стоимости (железной дорогой дешевле), а за счёт дефицита свободных вагонов.
А теперь видео.
Click to view
Далее пойдём в музей, чтобы узнать историю предприятия.