Прочитал в отпуске
“Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности” Альшуллера, и долго пытался собрать в кучку мысли -- много слоев получается
Во-первых, конечно, много ностальгии. Альтшуллер для меня особый человек. В моем детстве было много хороших умных книг, но навскидку наибольшее влияние на мой образ мыслей оказали где-то 4. Перельман, Маковецкий ("Смотри в корень") и "И тут появился изобретатель" Альтшуллера (четвертую я точно не помню, кажется, это был двухтомник Грина -- научпоп по современной физике). При этом и Перельман, и Маковецкий, и Грин (?) -- они про науку, и только Альтшуллер был про гораздо более широкий жизненный контекст, про образ мыслей, про подход к решению любых жизненных задач, будь они технические или социальные. Про поиск сильных решений вместо компромиссных. Я не могу сказать, что я прямо впитал его ТРИЗ/АРИЗ, но мне кажется, для ребенка этого и не было нужно, достаточно было просто сопроводить автора в решении тех нескольких десятков задач, что были в книге -- и дело сделано. Его приемы поиска и разрешения ключевых противоречий я легко могу проследить в своей повседневной инженерной практике -- через почти 20 лет после прочтения книги! В общем, в моей голове образ Альтшуллера -- это такой Авторитетище. Поэтому, конечно, от его имени "Как стать гением" это совершенно особое обещание (тем более, что книга довольно старая уже, и в то время такими заголовками не разбрасывались так легко, как сейчас). Первые несколько страниц книги вот это вот воспоминание детства, увлекательного Путешествия с Изобретателем -- оно фоном меня приследовало
Но при этом про реальную жизнь Альтшуллера, про его реальную личность я мало что знал -- в той детской книге не было человека, был безликий Изобретатель. И в этой книге про него гораздо больше -- про него, и про других гениев, про ярких и талантливых, и/или просто упорных -- "творческих личностей" как их называет сам Альтшуллер. Это не биография, но в книге множество вырезок из множества биографий таких вот творческих личностей, и личная биография Альтшуллера там лишь один из источников. И вот эта нарезка биографий -- она впечатляет, конечно. Упорство, настойчивость, адское количество труда, жизнь впроголодь -- типичная картина. Сам Альтшуллер 4 года провел в лагерях за письмо Сталину про положение дел с изобретательством в СССР. Ему было 24 года!
Здесь напрашиваются какие-то привычные слова про величие человеческого духа и что-то там подобное, но мне не хочется их писать, именно потому, что они напрашиваются. Мне было ценнее попробовать сопережить, каково это -- в 24 года, в самом расцвете молодости, быть на 4 года отправленным в лагеря (приговор был 25 лет, что его реабилитировали "всего" через 4 года -- это уж ему, можно считать, свезло). Причем именно за то, что посмел высунуться -- высунуться с тем, что сам уже выбрал делом своей жизни. Ничего так начало, а? Как он не сдался? Там есть -- в красках и с юмором -- описание его поведения во время следствия, но чуть позже сам же Альтшуллер признается -- мол, да, я тут с юморком про все это пишу, но это просто память приглушила остальное, а так-то там было много страха и боли...
Книга -- она вся именно про это, что нет никакого царского пути, что жизнь как Творчество -- она всегда через нищету, непонимание, предательство, отказ от достатка. Более того, это прямо-таки необходимое условие. Нельзя сказать, чтобы там было что-то принципиально новое -- по-сути, это описание монашества-отшельничества-подвижничества. И через все прочтение проходила для меня такая мысль: описывая отказ от общепринятых иллюзорных ценностей, от религии масс -- Альтшуллер шаг за шагом создает образ истинно религиозного фанатика. Чтобы победить дракона -- надо стать драконом, а? Может быть и правда, невозможно уйти от религиозной веры? Может жизнь религиозного фанатика -- это и правда лучшая жизнь, доступная человеку? Может весь выбор лишь в том, какой именно религии ты будешь фанатиком?
...Я уже писал, что в книге много примеров из жизни "эталонных" творческих личностей. И вот в какие-то моменты в голове довольно четко всплывало ощущение -- да, наверное, Достойная Цель, да, Творчество, да, будущие поколения, но мне кажется, что среди прочего -- им просто было почему-то очень невыносимо жить там, тогда, и так, где когда и как они жили. И все это Творчество не в последнюю очередь драйвилось желанием сбежать из этого "там, тогда и так"...