На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. В этом возрасте дети говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Они начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные и др.). Происходит интенсивное усваивание звуков, причем произношение мягких звуков дается легче, чем твердых. Часто бывает темп речи ускоренный и дыхание прерывистое, поэтому бывает трудно слушать деток в возрасте 3-4 лет.
К трем годам ребенок воспринимает предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними. Поэтому, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предмета, их качества, а так же задавать вопросы типа: «Для кого эта… (кукла несет цветочки)?; Для кого этот… (мишка строит дом)?». Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, например, «назови одним словом эти предметы» (показываем грузовик и легковушку, яблоко и сливу, кактус и фиалку, майку и юбку и пр.) или «назови любой овощ» (фрукт, одежду, посуду, мебель и пр.)
Происходит интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов. Например, игра «что изменилось?» помогает освоить пространственные представления детей (рядом, за мной, передо мной, справа, слева, впереди, сзади). Совершенствуется грамматический строй речи. Они различают слова, ориентируясь на приставку и суффикс. Следует в беседах с малышом больше употреблять слов с разными приставками, суффиксами (пришел-ушел-зашел-вышел; стул-стульчик; чашка-чашечка и пр.). Осваивается согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными (папа приходил, мама приходила), правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят и пр.), притяжательных прилагательных (заячий, лисий, медвежий и пр.), использование прилагательных и наречий в сравнительной степени.
На четвертом году жизни увеличивается число простых распространенных предложений и появляются сложные предложения. Ребенок задает вопросы, не связанные со своим непосредственным опытом («А он дедушка этой девочки? «А как его фамилия?»). Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.
В этот период пристальное внимание уделяется развитию навыков разговорной речи. Первой ступенью в развитии связной речи ребенка является диалог. В этой связи эффективным средством развития связной речи является рассматривание картин и выстраивание диалога при этом на основе вопросов к детям.
Какие же вопросы задавать?
- вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода на основе имеющегося у ребенка опыта («Почему у Насти из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?», «Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?»);
- вопросы, требующие ответа-предположения, выходящего за пределы изображенного («Интересно, чем принято кормить совсем маленьких цыплят?», «Почему козлята бодаются?»).
Перед тем как предложить ребенку рассмотреть картинку взрослый составляет небольшой рассказ (2-3 фразы), который имел бы завязку. Эти фразы раскрывают смысл картины, передают эмоциональное отношение рассказчика к изображению.
Например, давайте вместе рассмотрим интересную картинку.
"Times New Roman"">1. К ней я придумала такую историю: «Как-то раз, девочка похожая на тебя, пришла в гости к двум братьям. Она увидела у них пушистого, хорошенького котенка и ей очень захотелось погладить его. Братья стали играть с котенком, что б он не убежал».
"Times New Roman"">2. Теперь показываю малышке картинку, вот эту…
"Times New Roman"">3. Рассматривая картинку надо постепенно переходить от темы к теме: «Почему котенок смотрит на мальчика в зеленом комбинезоне? Интересно, что любят кушать котята? Для чего мальчик в синем комбинезоне держит в руках такой яркий бантик? Посмотри, у ребят на полу еще есть интересные игрушки. А как еще можно поиграть с котенком?»
"Times New Roman"">4. Рассказ лучше закончить так, что бы последние фразы, как и первые, выражали, отношение рассказчика к изображенным событиям: «Девочка погладила котенка и была очень этим довольна, ведь она сделала, что хотела. Ребята все вместе дружно играли. Молодцы!».
Читайте в моей рассылке в какие игры играть с трехлетними детками для развития их звуковой культуры и правильной речи.
Счастья и Успеха, Маргарита