СКАЗОЧНОЕ ОБЩЕНИЕ

Sep 25, 2011 17:58


В этот раз хочу поделиться знаниями и опытом общения через сказки. Что, как не добрая, светлая, поучительная сказка помогает и подсказыват удивительный путь победы. «Сказка лож, да, в ней намек, добрым молодцам урок». Сказка затрагивает самые потаенные уголки нашей души. Она открывает удивительный мир привращений и создает фантастическую реальность в которой добро всегда побеждает зло и жизнь приображается. Сказачные герои учат своим примером и увлекают в чудесный мир. «Там чудеса…» или «Давным, давно…», «За лесами, за морями в одной удивительной стране жил добрый маленький мальчик (девочка)…похожий на тебя».

Древняя мудрость советует: «Веди обычную жизнь, необычным способом». Наделяйте обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, развивайте воображение и действительно обычные действия совершаются необычным спобобом. «Эта волшебна расческа сделает тебесказочную прическу…». Общение через сказку с ребенком развивают его адаптивные навыки, совершенствуют способ взаимодействия с окружающим миром, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

В сочинении сказки можно придерживаться волшебных этапов. В начале, главный герой ростет в домашней атмосфере, происходит его становление как самостоятельной личности и отделение от родительского дома. На этом этапе сказка учит о том, что «дети принадлежат миру, а не родителям». Отделяясь от родительского дома, становясь самостоятельным сказочный герой учится расчитывать только на самого себя. Теперь ему предстоит выбрать свои путь.

На втором этапе герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появятся в самый нужный момент, когда главный герой не сможет справиться с ситуацией сам. Этот этап способствует осознанию смысла существования и поиска своего места в жизни. Это кульминация сказки.

На третьем этапе сказочный герой побеждает. Что бы достич цели своего пути он вступает в борьбу со злым героем (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Иногда, главный герой прибегает к хитрости или к помощи других сказочных персонажей. При этом он приобретает не только то, за чем он шел (освобожденную принцессу, славу, волшебные предметы и пр.), но и нечто, о чем он раньше не знал (волшебный ларец или перстень). Неожиданно приобретенные предметы, как правило, обладают большой силой. Этот этап -  кульминация сказки.

На завершающем этапе сказки героя проверяют на то, как он будет действовать в изменившихся условиях; сможет ли он по-новому, творчески подходить к решению кажущихся простыми задач. Герой возвращается в отчий дом. Теперь он перешел на более высокий уровень своего развития и возможностей, и это может вызвать зависть даже самых близких людей. Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя дать понять, что достигнутая цель - еще не конец пути, а только движение в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях. Поэтому главному герою необходимо приобразиться того, чтобы родные люди прочувствовали изменившееся внутреннее содержание, ему придется изменить свой внешний образ. Говоря сказочным языком, «искупаться в горячем молоке и студеной воде» и выйти таким пригожим, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». На этом этапе происходит окончательная трансформация героя, переход его на качественно новый уровень развития. В связи с этим он приобретает качественно новый социальный статус: становится монархом, а это, безусловно, предполагает и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью выдержав все испытания, он способен мудро править и своей державой, и своей жизнью.

В сказке могут присутствовать не все перечисленные этапы. Очень важно что бы состоялась борьба двух полярных персонажей. Говоря психологическим языком это внутреличностная борьба Персоны и Тени. Тень и Персона взаимодополняют друг друга, описывая полярные ипостаси одних и тех же процессов. Победа Персоны - победа созидательного начала человека над разрушительными тенденциями, живущими внутри каждой личности. Однако в Тени, как в нереализованном потенциале, есть скрытые силы, которые можно направить на созидание. Поэтому одерживая победу, главный герой получает некоторый волшебный предмет, ранее принадлежавший злому персонажу. Сила Тени перешла к Персоне.

Один из примеров моего общения с двухлетней дочерью. Был период когда она не засыпала сама и мной была придумана сказка «Антисон». В этой сказке Антисон забирал в свою страну Антисонию всех тех кто не любил  ложиться спать. Сначала было там очень хорошо и весело, а потом жители этой страны теряли силы, становились капризными, вялыми и грусными. Главный сказочный герой (похожий на мою дочку) придумал способ победить Антисона. Он собрал всех жителей и рассказал им, что Антисон забирает их силы и радость и для того что бы его победить нужно всем вместе сказать Антисону, что каждый любит свою кроватку и хочет в нее лечь, укрыться одеялом и закрыть глазки. После чего Антисон испугался и растаял. В результате к главному герою пришел Сон и подарил ему удивительное, доброе сновидение, которое вернуло главному герою радость, веселье и силы.

Вот так, с  помощью сказки, можно помочь ребенку приодалеть страх засыпать. Надо заметить что у многих детей наблюдается такой страх. С помощью сказок можно не только страхи помогать преодалевать, а также корректировать поведение ребенка и помогать решать многие жизненные задачи. Например, такие как:

1.  Принятие самого себя - я такой, какой я есть: у меня есть положительные и отрицательные черты, потенциал и ограничения.

2.  Принятие своего пути - я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал.

3.  Принятие ответственности за свой выбор и действия - «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».

И многое другое…

Желаю Счастья и Успеха, Маргарита

публикации, общение с детьми

Previous post Next post
Up