"И НА СМЕРТЬ РОКОМ ОБРЕЧЕН..." Часть 3(окончание)

Apr 04, 2011 08:00

(ОКОНЧАНИЕ. Начало - здесь:
http://divina-augusta.livejournal.com/4141.html
http://divina-augusta.livejournal.com/4418.htm l )

... После смерти мужа Елена Петровна Демидова-Сан-Донато распорядилась набальзамированное его тело переправить на Урал. Похороны состоялись в начале июля в Нижнем Тагиле. Людей тогда очень неприятно поразило, что на эту траурную церемонию молодая вдова привезла попа. Народ, по свидетельству приехавшего в Нижний Тагил неделей позже начинавшего инженера-металлурга Владимира Грум-Гржимайло, только и обсуждал княгиню и попа, которого она привезла и с которым будто бы жила.
Аврора не смогла приехать на похороны сына - была больна, уже никуда не выезжала. Думала, что не перенесет и не переживет такого горя, но уже через несколько недель после похорон, невидящими от слез глазами, перебирала в кабинете бумаги и, как всегда, отдавала распоряжения по екатеринбургскому медеплавильному, нижнетагильскому чугунно - литейному. Она поселилась в любимом имении - Тресканде, получала небольшую пенсию, оставшуюся от несметных демидовских сокровищ, и почти всю её тратила на благотворительность.



Кстати, после смерти Демидова его жена отказалась в пользу детей от каких-либо претензий на наследие своего мужа, попросив лишь оставить за ней Иллинецкое имение в Киевской губернии да счёт в Киевском отделении Международного банка.



Дж.С.Сержан. Портрет Е.П.Демидовой - Сан-Донато.1895-1896 гг
Что же касается управления уральскими заводами, то Александр III до совершеннолетия старшего сына Демидова назначил опеку во главе с П.П. Дурново. Ну а матери Павла Демидова было решено ежегодно перечислять в Финляндию ренту с доходов, по одним источникам, в сумме 84 тысяч рублей, а по другим - в сумме 60 тысяч рублей.



Она основала Институт сестёр милосердия в Хельсинки. Большой вклад внесла в общественную работу и в женское образование в Финляндии. Также долгое время была сосредоточена на благотворительной деятельности. Сначала лично, а потом с помощью кого-нибудь из слушательниц института сестёр милосердия принимала в назначенные дни нуждающихся в помощи. Помогала многим студентам. Посещала по праздникам народную школу в Тресканде, где участвовала во вручении учащимся стипендий и наград.











В начале 1890-х её вилла в Тресканде сгорела, Авроре едва удалось спастись - но уезжать оттуда она не стала, и до конца жизни
довольствовалась маленьким флигельком.
В 1890 году в Иркутске скончался Иосафат Огрызко, который, видимо, был последней любовью Авроры Шернваль-Демидовой-Карамзиной. В этом же году умирает любимый брат - Карл-Канут-Эмиль Шернваль-Валлен, один из выдающихся финляндских политических деятелей. Финны до сих пор ставят ему в заслугу то, что именно он провёл перед Верховной властью проект об установлении особой финляндской монеты.

Ну а Аврора Шернваль дожила до 94 лет. О её последних годах жизни очень тепло в своих мемуарах написал бывший чиновник министерства государственных имуществ Константин Головин. В своё время он терпеть не мог сына Авроры Карловны - Павла Демидова, считая его плохо воспитанным человеком, который «с наивной откровенностью поклонялся собственному богатству и воображал, что весь он создан, главным образом, для того, чтобы наслаждаться жизнью». А вот мать Павла Демидова Головин просто боготворил. Уже на излёте своей жизни он вспоминал: «Но бесспорно самой замечательной женщиной, с которой мне приходилось тогда видаться, была, несмотря на свои 80 с лишком лет, известная Аврора Карловна Карамзина. Она всё похоронила в жизни, и горячо любимого мужа, и сравнительно недавно скончавшегося сына. И жизнь её всё-таки не казалась опустелой, а бодрость её деятельной души нисколько не пострадала от лет. Её семья расширилась - вот и всё, не только от того, что она становилась матерью для всех своих многочисленных племянниц, но и потому тоже, что делать добро было для неё потребностью.
И добро это не ограничивалось, как у многих, простою щедростью - такая щедрость была бы ей не по силам - так как всё огромное богатство, унаследованное от первого мужа, Демидова, она отдала сыну: роскошный её дом по Морской был продан. Она уединилась в своей вилле близ Гельсингфорса, хозяйничала умело в своём маленьком имении Трескенде, а когда её вилла в одну зимнюю ночь сгорела со многими хранившимися там дорогими воспоминаниями, избалованная женщина до самой смерти скромно ограничивалась небольшим уцелевшим флигельком. С годами нрав её не изменялся ничуть. Сестра виделась с нею в Гельсингфорсе уже в половине 90-х годов,
когда ей тоже, как и девятнадцатому веку, минуло 90. Она оставалась такою же светлою, тем духовным, не померкающим внутренним светом, который всегда сказывается и во внешности. Ни одного горького чувства, ни одного язвительного слова. А между тем несколько раз уже тяжёлое горе обрушивалось на эту знаменитую прежде красавицу, воспетую Пушкиным, на этот кумир Петербургского света ещё в эпоху Николая Павловича. Её, теперь уже ограниченные средства, не позволяли Авроре Карловне проживать в Петербурге, куда она наезжала лишь мельком, сохранив до конца свои близкие отношения к царскому семейству. Она была женщина глубоко религиозная - иные называли её поэтисткой - но это название к ней не шло; до того мягкою примирительною, полною снисхождения, оставалась всегда её тёплая вера».
Время от времени Аврору в её уединении навещали подрастающие внуки.



Судьба их достаточно интересна. Наследником демидовских владений после смерти отца стал Элим, сын Павла и Марии Мещерской.Хозяином он был никаким, предпочитая идти по дипломатической линии.В 1893 году он женился на Софье Илларионовне Воронцовой-Дашковой, уехал послом в Афины, где и остался после Октябрьской революции вплоть до смерти в 1943 году.
Второй внук Авроры Анатолий вел беспутную жизнь; в двадцать лет он женился на дочери директора Русского для внешней торговли банка - Евгении Клементьевне Подменер. Известно, что потом со всей семьёй он осел во Франции; далее о нём ничего не известно, никто не знает даже дату его смерти.
Во Франции же в 1909 году сразу после своего тридцатилетия завершил свой земной путь и третий внук Авроры Шернваль - Павел Павлович Демидов. Он в семье Демидовых подавал самые большие надежды. Но их он совсем не оправдал. Он путешествовал и развлекался, и в одном из путешествий подхватил неизлечимую болезнь


Немного прожила также старшая внучка нашей героини - Аврора, всего тридцать один год. Она дважды была замужем. Первый её брак с князем Арсением Карагеоргиевичем - братом сербского короля Петра - продлился всего три года. А вторым её избранником стал итальянский граф Николло Ногера. Она потом родила ему дочь Елену.
А Елена, в свою очередь, родила в 1956 году сына Александра Тиссо, который сейчас вместе с женой Катариной и двумя детьми - Симоной и Пьером проживает в Англии.

Дольше всех из внучек Авроры Шернваль прожила Мария: 78 лет.Её мужем был князь Семён Абамелек-Лазарев. Она скончалась в Италии в 1955 году - на той самой вилле Пратолино.Наследница владела ею до конца жизни. М.П. Абамелек - Лазарева завещала Пратолино своему племяннику Павлу, потомку сербской и югославской королевской династии Карагеоргиевичей. В 1969 году он продал виллу со всеми угодьями и убранством.
А третья внучка, Елена, прожила только 75 лет. Она дважды состояла в браке. Первый её муж - граф Александр Шувалов. Второй муж - Николай Павлов был политиком, депутатом думы. Свои последние дни Елена Павловна провела в нервной клинике во Флоренции. Её не стало 28 марта 1959 года. Спустя сорок лет Александр Тиссо перевёз её прах в Париж и перезахоронил его в родовой усыпальнице Демидовых на кладбище Пер- Лашез.


Сама Аврора Карловна Шернваль умерла в ночь на 30 апреля 1902 года, завещав в своём гельсингфорсском особняке разместить музей финляндской столицы. Но и после смерти её драматическая судьба продолжала притягивать многих поэтов и художников. До нас дошла, к примеру, поэма Георгия Маслова, которая так и называлась - «Аврора».

Этот Маслов был провинциальным романтиком. Почти всё детство он провёл вместе с родителями в скитаниях. Сначала их семья жила в Моршанске. Потом они перебрались в Самару. Затем очутились в Симбирске. В 1913 году восемнадцатилетний паренёк отправился покорять тогдашнюю российскую столицу Петербург. Ему без труда с ходу удалось поступить на историко-филологический факультет университета. После революции Маслов примкнул к белогвардейцам.
В итоге вчерашний романтик оказался в Красноярске, где в марте 1920 года скончался от тифа. Но, умирая, он успел докончить стихотворный портрет Авроры Шернваль.
Трагически сложилась и судьба избранницы Маслова - Елены Тагер. После смерти мужа она, имея на руках малолетнюю дочь, чтобы не умереть от голода, вынуждена была устроиться в Американскую администрацию помощи. Но в 1923 году этот факт ей поставили в вину и выслали в Архангельск. В 1938 году Тагер забрали во второй раз и теперь уже отправили по этапу на Колыму. Выйдя из лагеря, она поселилась на Алтае, в Бийске. Но в 1951 году последовал третий арест и ссылка в Северный Казахстан.
Домой Тагер дозволили вернуться лишь в 1954 году. Моя старшая подруга - Л.В. - много рассказывала мне о Маслове и своей хорошей знакомой Тагер, которая и поведала ей историю о роковой увлеченности Маслова красавицей Авророй.

(Полностью поэму Маслова "Аврора" читать тут:
http://maslov.ouc.ru/avrora.html)

И -еще одна легенда о прекрасной Авроре.
...В 1835 году, на Охтинской верфи в Петербурге был спущен на воду парусный фрегат под названием «Аврора». Имя кораблю дал лично император Николай I. Говорят, это он повелел назвать новый корабль «в честь одной из самых красивых женщин Петербурга» - Авроры Шернваль. С этих пор повела отсчёт трудная судьба другой «Авроры» - корабля-двойника прекрасной женщины.Биография корабля была столь же славной, как и биография его тёзки, шведской красавицы. Командовали им в разные годы два знаменитых адмирала - И. Ф. Литке и И. Н. Изыльметьев. Особенно прославился фрегат своими действиями во время Крымской войны 1854-55 годов. Только воевал он не у Крымских берегов, а… на Дальнем Востоке. Эту страницу Крымской войны мало кто знает даже в России. Английские и французские корабли атаковали не только Крымское побережье. Война шла и на Северном, и на Белом морях.
Победные рейды «Авроры» были чуть не единственными в истории Крымской войны, и, безусловно, способствовали завершению её дальневосточной кампании. Николай I был восхищён мужеством русских моряков и лично выразил им благодарность. На сопках возле Петропавловска установили несколько памятников в их честь. Именем адмирала Изыльметьева были названы залив и мыс на острове Сахалин. Имя фрегата «Аврора» было тогда у многих на устах…
В 1864 году Аврора узнала, что «её» фрегат «Аврора» «исключен из списков флота», то есть попросту сдан на слом.В 1897 году на верфи завода «Новое Адмиралтейство» в Петербурге был заложен бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора». По старой морской традиции ему дали имя в честь отслужившего свой век старого фрегата. Правда, по другой традиции, список вариантов имён представили сначала императору для выбора и утверждения. Николай II подчеркнул в списке только одно имя: Аврора. В 1900 году крейсер был спущен на воду. Когда Авроре Карамзиной сообщили о том, что её имя будет носить новый крейсер, она воскликнула: «Ах, только бы это не отразилось трагически на его судьбе…»


     

...Она всегда категорически отказывалась признавать, что в ее Жизни было что -то роковое, мистическое - как считали некоторые."Просто Судьба!" - возражала она, печально улыбаясь. " Я была не так уж несчастна. Меня любили на этой земле четверо мужчин. Они простились с жизнью в уверенности, что и я любила их столь же сильно, как и они меня. Любить стольких и быть ими любимой - чем не дар Божий? Таков мой удел, определенный Богом - жить за всех, кого я любила и сейчас люблю. Я будто бы обручена с Жизнью!"

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

В Хельсинки, на Линнунлаулунтие, сохранились больница и капелла, основанные Авророй Карамзиной.
На том самом месте, где эта женщина основала первое в Финляндии дьяконисто (общину милосердия. - Прим. ред.), сегодня находится Институт сестер милосердия: больница Авроры, приют для престарелых, церковь, аптека, музей и дома для персонала.
Красивый дом в имении Трясканда (в Гельсингфорсе), куда в 60-х годах XIX века Аврора Карловна часто приезжала, сгорел. Восстанавливать его не стали, а выстроили поблизости другой - в Хакасалми. Сегодня здесь Городской музей, в котором хранится архив Авроры Карамзиной. В центре Хельсинки, недалеко от православного храма, стоит мраморный памятник Авроре. Одна из улиц Хельсинки названа её именем.

***

…Когда-то при Воскресенском Новодевичьем монастыре (в Петербурге) была церковь Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости» («Карамзинская»), построенная в 1855-1856 гг. на месте захоронения убитого в Крымской войне А. Н. Карамзина. Деньги на строительство храма-усыпальницы пожертвовала вдова. В 1902 году рядом с мужем была захоронена и Аврора Карловна. В июне 1929 года церковь закрыли, а в 1930-м и вовсе снесли. Могилы Карамзиных были утрачены навсегда...





Иллюстрации поста:
1.Дом Авроры в Трескенде.Совр. фото.
2.Дж.С.Сержан. Портрет Е.П.Демидовой - Сан-Донато.1895-1896 гг.
3.Институт сестер Милосердия.Больница.Фото начала 20 века.
4.Неизв.автор. Бюст А.К.Карамзиной в фойе Института Милосердия.
5.Аврора Карамзина среди подопечных. Фото 1890-х гг.
6.Неизв.худ. Портрет А.К.Карамзиной в Институте Милосердия. 1890-е гг.
7.Карл-Канут Шернваль фон Валлен.Гравюра 1880-х гг.
8.Марка. выпущенная к юбилею Авроры. Финляндия.
9.А.К.Карамзина на пороге своего дома в Гельсингфорсе. Последнее фото.Нач.1900-х гг.
10.А.Харламов. Портрет детей Демидовых(Павел, Аврора, Мария, Анатолий).1883-1884 гг.
11-12. Аврора Демидова-Карагеоргиевич. Фото конца 19 в.
13. Н.Богданов-Бельский. Портрет М.П.Абамелек-Лазаревой, рожд. Демидовой.19??
14.Надгробие А.К.Демидовой-Карамзиной.
15.Г.Маслов. Фото 1820-х гг.
16.Е.Тагер. Фото 1830-х гг.
17.Фрегат "Аврора". Совр. изображение.
18.Крейсер "Аврора". Фото.
19.А.К.Карамзина.Фото 1870-х гг.
20.В.Гау Портрет А.К.Демидовой. 1842 г. Фрагмент.

image You can watch this video on www.livejournal.com

под знаком Льва, 19 век, Россия

Previous post Next post
Up