Несчастье 8

Jun 20, 2019 21:52


Стремление освободиться от ответственности и быть посредственным человеком

Одна из причин, влекущих человека быть частью толпы - это стремление избежать ответственности за неправомерные действия, которые, будучи частью толпы, человек совершает. Скопление людей анонимно, в нём исчезает личная ответственность. Например, футбольный болельщик, являясь частью одной из общностей (группы фанатов), поддаётся массовому гипнозу сборища и совершает хулиганские действия. Когда «фанат» к тому же не чувствует угрозы наказания, прячась за спины таких же, то он снимает с себя ответственность перед собственной совестью и перед обществом. А угрозы наказания он также не боится ввиду осознания им факта несовершенства в современной России законодательства и правоприменительной практики.



Внутреннее «я» болельщика, и без того слабое, растворяется в коллективном рёве толпы. Этот вопль позволяет, кроме того, почувствовать себя человеком «значимым» и забыть о собственной посредственности. На рок-концерте молодые люди также забывают о собственной заурядности (будучи частью беснующейся толпы), получают возможность предаться лени, не тратя усилия на достижение высоких целей. В другой, вполне распространённой ситуации, молодой человек (не без участия взрослых) позволяет себе освободиться от моральных запретов и чувства вины за аморальное поведение. Взрослые, популяризируя аморальные и бездуховные подростковые течения через интернет, телевидение и на страницах безответственных печатных изданий, завлекают детей и подростков в дебилизированные группы так называемых эмо, готов, панков, рэперов, растафарианцев и хипстеров. Движимые коммерческим расчётом, подменяя родителей и государство, они легализуют порок, заранее снимая с членов подростковых групп ответственность за аморальное поведение.

Молодые люди, предаваясь лени и безответственности, делают жертвами своей инфантильности и бестолковости даже в большей степени окружающих и близких родственников, которые вынуждены страдать от их нечестности, лицемерия, зависти, бесчувствия и жестокости - пороков, которые происходят от безделья и несерьёзности.

Следствием лени может быть пристрастие к наркотикам и алкоголю. Наркоманами и алкоголиками становятся, прежде всего, неразвитые и ленивые люди. У таких «экземпляров» отсутствует характер, воля, дисциплина и самоконтроль, и это приводит к тому, что они не знают меры. Кроме того, эти персоны привычно потворствуют своим желаниям, жалеют себя и, вместо того, чтобы решать проблемы, предпочитают их избегать, обращаясь к наркотикам.

Как возникает зависимость от наркотиков? Сначала появляются определённые трудности, что, естественно, присуще жизни каждого человека. Когда эти трудности не удалось преодолеть (в основном, опять же, из-за лени), появляется жалость к самому себе. Одновременно с жалостью к себе, да ещё при отсутствии уверенности в собственных силах, находят самый простой способ борьбы с внутренней тревогой и беспокойством - наркотики или алкоголь (они удивительно доступны). Таким образом, человек избегает тех способов решения проблемы, которые связаны с усилиями и скатывается к низшему уровню бытия,- зависимости от наркотиков. Соответственно сознание опускается до уровня инфантильного, второсортности. Если бы индивид с самого начала ответственно взглянул на реальность и усилием воли попытался бы найти выход из трудной ситуации, то наркотик и алкоголь не понадобились бы, и человек не стал бы посредственным.

Слово «посредственный» означает «невысокого достоинства», ни хороший, ни плохой (а скорее плохой), короче ни то, ни сё. Применение слова «посредственный» в таком значении оскорбляет человека. Никому не хочется считаться посредственным. Но буржуазное общество тайно поощряет позицию посредственности, выставляя её образцы в качестве «скорее хорошего» и целесообразных в условиях рыночной экономики.

Объяснение этому находим в том, что современное капиталистическое общество хотело бы унифицировать людей в массу с одинаковой посредственной сущностью для облегчения манипулирования ею. Несовершенных людей убаюкивают речами о том, что быть посредственностью не зазорно, что таких большинство. Такие сладкие речи быстро вызывают привыкание, заурядных как бы милостиво «реабилитируют», объявляют их прощёнными и «чище», чем даже они сами себя считают. А тех, кто осмеливается думать иначе, людская молва обвиняет в неуважении к большинству.

Вот некоторые признаки того, что человек ещё не освободился от отличительных черт посредственности, высшее счастье которой состоит в том, чтобы быть одним из одинаковых многих: человек «так себе» верит в нетрудовой, лёгкий заработок; он верит в удачу и легко может приобщиться к азартным играм, пари, казино в надежде на выигрыш; не ахти какой будет пассивным потребителем всего пошлого, не имеет значения, товары ли это, или идеи; середнячок не способен на усилие и самопожертвование;  покорно тонет в долгах; следует моде и «современному» образу мыслей, чтобы не прослыть несовременным; и, наконец, заурядная личность верит в то, что истинно счастлива.

Previous post Next post
Up