"Дидона и Эней" Марка Морриса

Mar 28, 2010 22:58



Вторая половина недели завершился двумя «золотомасочными» гастрольными программами - американской и новосибирской. В пятницу (в обществе Десятникова, Гершензона и четы Ратманских) смотрела и слушала спектакль труппы Марка Морриса «Дидона и Эней» (не путать с R&Bшником Моррисоном). Спасибо «Золотой маске» за программу «Легендарные спектакли и мена» и возможность побывать на этом! А оно того стоило! Честно скажу, что редко когда выпадает возможность не только с удовольствием смотреть на сцену, но и в оркестровую яму (благо сидела рядом), а также слушать. А всё потому что балет поставлен на одноимённую камерную оперу Генри Перселла (1689 г.), и самое главное, оперу эту исполняли живьём артисты, размещавшиеся в оркестровой яме. И делали они это великолепно. Трудно даже сказать, чему отдать предпочтение - действию на сцене или под ней - одно дополняло другое, порой артисты, можно сказать, танцевали сурдоперевод того, что пели певцы. Пели отлично, я давно не получала такое удовольствие. И это - хор Trinity, основным занятием которого является пение в церкви, а потом уже концерты. Голоса солисток - один краше другого, с барочными переливами справлялись играючи, а если б вы видели этих девушек! Наши оперные дивы могут отдыхать… Кстати, и струнный ансамбль с клавесином и теорбой сыграл музыку Перселла замечательно, а заправлял им сам Марк Моррис. Между прочим, в репертуаре Компании Морриса «Дидона и Эней» значится именно как опера, а не балет, к тому же идёт крайне редко - 1-2 раза в год. В этом году только в Москве, так что шанс нам выпал чрезвычайный.

Оформление спектакля минималистично - чёрные кулисы, задник с разрезом посередине, в котором иногда исчезали и появлялись танцовщики, и две низкорослые балюстрады - одна длинная в конце сцены, другая - короткая, типа скамьи, на середине. На двенадцати танцовщиках чёрные майки и юбки типа парэо. Отличие главной героини - Дидоны (она же ведьма) от других девушек ­­- накладные металлические ногти.







Музыкальный рассказ истории про Дидону и Энея (в либретто Наума Тейта, написанного еще к опере Перселла в 1689 году несколько отличается от мифологической истории) заняла всего лишь час и уложилась в пять сцен. Моррис в этом произведении показал себя истинным наследником Вацлава Нижинского. Мне так и мерещилось, что он тщательно проштудировал Фавна, наделив древнегреческих героев «плоскостной» пластикой с развернутыми к зрителям корпусом и угловатыми движениями жёстких рук, хотя похожи они были скорее на «танцы фараонов» со стен гробниц, чем на картинки с греческих ваз. Конечно же, не весь балет был сделан именно таким, это было б, наверное, скучно, но специфичная пластика проходила красной линией по всему телу спектакля. Моррис оказался знатоком не только русского хореографического авангарда начала XX века, но и национальных танцев народов мира. С большой долей юмора он обыграл в спектакле и шотландские танцы, подарив их элементы матросам, а женщины из свиты Дидоны, развлекая Энея, рассказывали историю о Диане и Актеоне, словно танцовщицы древнеиндийского бхарат-натьяма. Это умелое вплетение характерных элементов в модерн было очень уместным и не давало скучать в ожидании дальнейших сюрпризов. Час пролетел незаметно.

PS. Поставив этот балет в 1989 году, Моррис сам танцевал роль Дидоны вплоть до 2000 года (ему тогда было 44), затем спектакль не показывали вплоть до 2006 года, когда он отда роль Дидоны одной из танцовщиц труппы. В Москве её танцевала Амбер Стар Меркенс.

Фото MMDC.

ЗОЛОТАЯ МАСКА

Previous post Next post
Up