Донья Сезар

Apr 06, 2009 17:24

В пятницу, когда все стремящееся к возвышенностям человечество так или иначе праздновало (по моим неумелым подсчетам) некую некруглую дату, связанную с Рахманиновым, мы, наконец, послушали Эвору. Честно говоря, шли мы на нее вначале более по долгу службы, чем по зову любви, ибо кто ж не любит Сезарию Эвору, однако ж, спустя пару дисков Сезарии Эворы уже делается понятно, что и как, и открывать для себя что-то новое в Сезарии Эворе, вроде как, не выходит. Но есть артисты, которых надо слышать и видеть вживую, и пусть кинет в меня горстью песка с какого-нибудь пляжа в Санта Люцио (если там есть пляж) тот, кто скажет, будто Сезария Эвора к этим артистам не относится.

Дело было в КДС, как водится, и это, кстати, уже немного надоело, несмотря на совершенно павловский рефлекс, с которым реагирует мой организм на Кутафью башню и Александровский сад. Я даже мазохистически люблю эти очереди на вход, тянущиеся к лестнице на Кутафью. И этих страшных бабушек неживого цвета, которые проходят вдоль этих очередей и замогильным голосом предлагают "провести без очереди" -- в последний раз мы даже решили, что с таким жизнерадостно салатовеющим под отсутствующим солнцем и присутствующим дождем лицом перевезти кого-нибудь "без очереди" бабушке удастся только через Стикс. Но за подобный перевоз слишком мало платят, так что вышла несудьба.

Ах, да все это не о том. Почему уже плохо в КДС, несмотря на Кремль? Потому что, скажем, Эвора, не стала начинать с опозданием более чем на четверть часа. А знаменитые кремлевские васильки и инфеймос рамки-звенелки в Кутафье физически не могут пропустить эту самую очередь вовремя. Мы-то успели, но публика, выдавливавшаяся в пределы эгм-дворца через звон-рамки, продолжала поступать в зал потом еще на протяжении получаса работы кабовердской дивы и ее банды.

Ну да ладно. Разогревала банда, они великолепны. Как-то удивительно они сочетают в себе заводность и лихость исполнителей всякой чачача, под которую хочется приплясывать, профессиональное достоинство (это особенно касается саксофониста и пианиста), умение поддерживать свою патронессу так, что ясно, кто у них царица и богиня, и при этом способность за нею не теряться. Тронуло, когда в мид-сете она, по своему обыкновению, присела за столик и принялась курить, солировавший в тот момент Зак или Рок (у них почти у всех такие имена) как-то ненавязчиво закрыл ее от зрителей собой.

Что до самой Сезарии Эворы, то все было не зря. Мы много обсуждали, как она, да что она, да почему она, да можно ли ее, или нельзя ее... В смысле, видно же, что она нездорова -- и, видимо, не только ногами, и приглядывают ли за ней врачи-то? Или такая Васса Железнова, как Сезария Эвора, посылает врачей так же, как посылает запрет на курение в не помню каком американском городе, где она в своем мид-сете пожала плечами и закурила под овацию зрителей некурящего города? Это я пытаюсь написать о том, как она выходила, -- глядя в пол, еле-еле, грузная, немолодая и, конечно, босая. Почему-то мне уже одного этого хватило, но это, видимо, личные тараканы.

Пела она без всего -- без напряжения, без внешних эмоций, без усилий, без жестов, без делания шоу. Если бы я что-нибудь понимала в музыке и ее теории, мне бы, может, и удалось описать в правильных терминах (наверняка они крайне просты) музыкальные рисунки жанра морна, в котором она работает, и да, mourn там не просто так. То есть, в ее вещах присутствует коварная смесь латиноамериканского (да, латиноамериканского, недаром скрипач даже и приплясывал как какая-нибудь Кармен Миранда, -- корни-то и у Зеленого Мыса, и у Бразилии те же, лишбоайские) драйва и каких-то изуверски минорных вывертов каждого отдельного мелодического абзаца. Загадочная португало-зеленомысая душа, видимо, более, чем какая-либо еще иностранная душа, должна, по идее, быть близкой загадочной русской душе в ее склонности к тем же самым морнам по поводу и без повода.

Как их перепахал уплывший и не вернувшийся король Себастьян, что они до сих пор не могут прийти в себя? Хватают тебя за душу своей черной рукой и, превесело ритмически встряхивая, выворачивают, как выстиранное полотенце. Только вот тут написала о Колумбе (и это счастье, безусловно) -- как рвались португальцы в обплыв Африки, и как долго не могли преодолеть Зеленый мыс, потому что считалось, что "воздух за ним жжет, словно огонь". Так он, наверное, и жжет, просто кто-то умеет таким дышать. Потом и Бартоломеу Диаш научился, а за ним и другие.

Сезария Эвора спела четко двадцать композиций, обозначенных в программе (если только в них не указаны две инструментальные пьесы, и тогда значит она спела 18), среди них хиты -- Carnaval de Sao Vicente, Sodade (интересный веселенький кавер -- аккомпаниаторов, не ее), песню с японским названием Sayko Dayo, Besame Mucho, Sangue de Berona Из того, что я не знала или не помнила, понравилась псевдоскоростная вещь Velocidade, Mar de Canal, ну, и, естественно, как основатель ордена синтраистов, я не могла не проникнуться композицией Nova Cintra. Вообще, все было хорошо. На последней вещи она махнула руками и пригласила зал танцевать. Тугой на подъем кремлевский зал ко второму куплету подтянулся и затанцевал. Приняли очень хорошо, очень. Обригада.

...Эвора похожа на какой-то обожженный солнцем и обкатанный морем местный кабовердский корешок. Если бы она не ходила босиком, непонятно, как бы она держалась за свой родной прибрежный песок. Волной успеха ее смысло в океан и отправило по холодным КДСам и прочим некурящим городам, но совершенно ясно, что какой-нибудь очередной прибой выбросит ее назад, и она будет счастлива. Два желания у меня есть, оба, пожалуй, невыполнимые -- свести их с Бреговичем (она пела какой-то из его хитов в Андерграунде, кажется) и заставить их спеть с бабушками из "Ивана Купалы", с теми, которые "Здорово, Кострома". Но этих бабушек уже нет. Хорошо, что есть Эвора.

portugal, Музыка

Previous post Next post
Up