Отгадка гадкой и трубной
загадки Была дана подборка фрейдистских дымоходов (в форме надкрышных труб) и Офелия производства Милле. Дальше стоит покаяться.
Трубы и Офелия объединены весьма слабо. Дело в том, что трубы изобразил для иллюстрации своего трактата "Поэзия архитектуры" (
The Poetry Of Architecture; Or, The Architecture Of The Nations Of Europe Considered In Its Association With Natural Scenery And National Character) знаменитый хлопотун вокруг прерафаэлитов и выдающийся прерафаэлитовед Джон Раскин, посвятивший им (трубам) в своей книге целую главу №5 (A Chapter On
Chimneys). Раскин был преоригинальнейшим человеком, и это проявлялось не только в знаменитом казусе недоведения брака с женой Эффи до консум(м)ации, но и в том, как он относился к арт- и арх-объектам. А Эффи, так и не дождавшись консум(м)ации, после вышла замуж за Милле (замиллело в ее жизни, значит) и распрекрасно все, что надо, консум(м)ировав, нарожала второму мужу кучу детей.
В ванне, впрочем, изображая Офелию (1852 год), лежит вовсе не она, а протежировавшаяся Раскиным Лиззи Сиддал, муза Данте Габриэля Россетти. Последовательный феминист (шутка) Раскин бесконечно пилил Россетти, чтобы тот нормально женился уже, что ли, на Сиддал которая, как известно, после этого лежания и отстудила себе все, что возможно. Тщетно. Поэт должен быть всегда влюбленным, а брак эту концепцию не поддерживает. И пусть отец Сиддал заставил Милле заплатить за лечение (правда, напоминает сцену из "My Fair Lady"?), Лиззи это не помогло, дело через некоторое время кончилось лауданумом, гробовыми стихами Данте Габриэля (положил-вынул) и вечною славою.
Эффи Раскин-Милле
Перевод о трубах
...Итак, раз уж дым -- это плохо, то, безусловно, нет никакой необходимости привлекать внимание к дымоходу. Таким образом, и по двум весомым причинам, изукрашенные трубы -- любого вида и любого сорта -- барбаризм, который нельзя извинить ничем. Во-первых, потому что там, где дым красив, украшения не подходят к зданию, а во-вторых, потому что когда дым уродлив, украшательство привлекает внимание к его уродству.
64. Среди некоторых наших архитекторов, к сожалению, бытует идея, что если мы имеем отвратительный объект, то его можно приукрасить или скрыть роскошной орнаментацией. Более ужасной ошибки не существует. Общим принципом должно стать убеждение в том, что безусловно уродливое должно быть полностью лишено украшений, дабы взгляд к нему не привлекался. Черепа якобы волхвов в Кельне оправлены в золото, и в каждой глазнице у них по бриллианту, и таким образом выглядят они в тысячу раз кошмарнее, чем если бы их коричневые кости просто оставили в покое. [Pg 47]. Подобную ошибку нельзя допускать и в архитектуре. [...] В [оксфордском] колледже Всех Душ, например, архитектор вытянул трубы на половину высоты всего здания и изукрасил их в готическом стиле. Взгляд немедленно привлекается к... (караул устал)
Два раза Джон Раскин,
которого мгновенно раскусил как всегда неподражаемый
tacente.
Россетти камеры Кэрола
Младой Россетти
Лиззи Сиддал