Byssal threads exhibit the greatest energy dissipation or hysteresis...

Oct 11, 2005 12:57

Гистерезис из виссона

Вот все говорят шелк, шелк... а ведь был еще и виссон.

"Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою; [...]
И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; [...]
И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы". (Исход; 26-1, 31, 36)

Англ:
byssus (byssal thread, byssus thread), от греч. bussos (полотно, лен), от арамейского bus, от др. ег. корня, означающего "лен".

Нити, из которых вырабатывают виссон, выделяются моллюсками (mytilus edulis) с целью закрепления на скалах и прочих полезных тяжелых объектах в прибрежной зоне прилива-отлива. В длину нить достигает шести сантиметров.

Знать античных времен гордилась не только крашеными пурпуром тканями (пурпур, как известно, тоже добывается из морских моллюсков), но и белым "морским шелком" -- виссоном. Из него сделан и плащ римского центуриона, и одежды Тутанхамона, и Золотое руно, якобы, было не с золотой овцы содрано, а выделано из виссоновой нити. Пока не вполне ясно, что за клей позволяет виссоновым нитям так мощно присасываться к поверхностям (даже мокрым).

Быстро найденная информация о происхождении виссоновой нити растяжима, как сама нить. Одни пишут, что вырабатывают "бис" mytilus edulis, фотография которых висит у нас выше, другие кивают на благородных 'pinna nobilis', или pen shell, как их назвать по-русски -- не знаю (вверхдата: зато знает gasterea!). Вообще-то, готовый виссон должен быть белым, но, как можно видеть, изначально он имеет натуральный красновато-бронзововато-золотистый оттенок (как на показанном ниже древнеегипетском галстуке), и как его потом отбеливали, я пока не выяснила. Ткань из этих нитей выходит крайне тонкая: пару виссоновых перчаток, говорят, можно сложить в скорлупку от грецкого ореха.

Египет знал виссон, и носили его только цари. Вот в одном магическом тексте появляется божество в жреческом обличье и в виссоне: "...ткань, подобная газу, золотистого оттенка, шелковистая, подобно тонким нитям многих моллюсков"
(и тут у меня вопрос на вопросе -- как в др. египетском обозначались "газ" и "шелковистость" [шелка египтяне знать не могли]). Геродот, который описал вообще все, что можно описать, после турпоездки в Египет рассказывал о виденной им тунике, найденной в одном из саркофагов в Фивах: "Она сделана из свободной ткани, выработанной из удивительно тонких нитей -- таких тонких, какие используются при изготовлении кружев [я снова недоумеваю: разве древние греки знали кружево?]. Она тоньше волоса, скручена и сделана из двух нитей, что предполагает либо неслыханное прядильное мастерство, либо использование удивительных машин". Египтолог Джон Гарднер Уилкинсон обнаружил виссон в египетских царских захоронениях и не поленился пересчитать нити, чтобы разобраться в вопросе о древнеегипетских ткаческих умениях. Он обнаружил в одном дюйме ткани 152 нити основы и 71 уточную нить, что дало ему возможность утверждать: виссон -- одна из тончайших тканей, ибо сравнить ее можно только с современными образцами, самые деликатные из которых содержат 88 нитей (тех самых, "уточных").

В Древней Греции (помимо упомянутого варианта виссонного происхождения Золотого руна) из тонкой прозрачной ткани делали одеяния для царских жен и дочерей. Гомер упоминает золотой виссон, из которого делали сетки для волос; на помпейских фресках можно увидеть женщин, волосы которых убраны подобными сетками.

Римлянин Квинт Тертуллиан
пишет о легендарном виссоне в краткой иронической речи, где объясняет, почему перестал носить римскую тогу и начал вместо нее носить паллиум. "nec fuit satis tunicam pangere et serere, ni etiam piscari uestitum contigisset; nam et de mari uellera..." ("Недостаточно оказалось посадить и сжать тунику, надо было, чтобы она упала так, чтобы ее пришлось выуживать; ибо море, помимо прочего, производит руно...")

В Средние века о виссоне не забыли -- его вырабатывали в Индии и в средиземноморских странах, и называли "ткань из золота". В Италии (Калабрия, Сардиния, Сицилия), во Франции (Корсика), в Греции, Турции (Смирна-Измир), -- из виссона делали чулки и перчатки. Вот их-то и можно было сложить в грецкий орех.

В XVIII в. на юге Франции и Италии возродилось виссонопроизводство. В 1870 г. Жюль Верн пишет в своих "... лье под водой": "Мне было так жарко, что пришлось снять виссоновое пальто". Раковина производит 1-2 грамма нити, чтобы выработать 200-300 граммов виссона необходимо было отодрать от камня и подвергнуть вивисекции тысячу моллюсков. Но Жюль Верн был фантастом, ему можно и пальто.

Ныне лишь несколько женщин на Сардинии сохраняют искусство виссонопрядения, и в глазах их отражаются финикийские корабли.

"Рим, бывший в то время законодателем мод, перестал удовлетворяться виссоном - тканью египетских фараонов. Археологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Известно, что виссон - это тончайшая ткань обычно белого цвета, иногда окрашиваемая пурпуром. Мы знаем также, что из неё делались жреческие и царские одежды. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий, говорит, что «тело с головы до ног закутывалось повязками из виссона». Плиний Старший свидетельствует, что виссон ценился по весу золота. Виссон часто упоминается в Библии, из него сделаны одежды первосвященника и священников. В Риме одежды из виссона сперва были исключительным правом императоров, затем патрициев, а после и представительниц древнейшей профессии. От Рима не отставала и Парфия, виссона стало недоставать и тут на историческую арену вышел шёлк из Китая". (Отсюда)

"Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, 6 и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою. [...]
И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из [чистого] золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. [...]
Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его;
он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною;
и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд,- это один ряд; 18 второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз;
третий ряд: яхонт, агат и аметист;
четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они.[...]
И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого цвета; 32 среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось;
по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета [и из крученого виссона], вокруг по подолу ее; [такого вида яблоки и] позвонки золотые между ними кругом... [...]
И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорчатой работы;
сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия,
и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне". (Исход; 28-5, 8, 15, 31, 39-42)

"И сделал ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона;
и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою. [...]
И пояс ефода, который поверх его, одинаковой с ним работы, сделан был из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, как повелел Господь Моисею. [...]
И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона;
он был четыреугольный; двойной сделали они наперсник в пядень длиною и в пядень шириною, двойной он был;
и вставили в него в четыре ряда камни. Рядом: рубин, топаз, изумруд,- это первый ряд;
во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз;
в третьем ряду: яхонт, агат и аметист;
в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис; и вставлены они в золотых гнездах. [...]
И сделали для Аарона и для сыновей его хитоны из виссона, тканые,
и кидар из виссона, и головные повязки из виссона, и нижнее льняное платье из крученого виссона,
и пояс из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, узорчатой работы, как повелел Господь Моисею". (Исход, 39-2, 5, 8, 27)

  • Виссон в Википедии
  • История (источник)
  • Как это делается и почему (очень научно)
  • Мат_культура, Античность, История

    Previous post Next post
    Up