В новый ЦУП с чистой совестью))

Oct 21, 2017 02:26





В ночь с 9 на 10 октября состоялось поистине историческое событие для Московского центра Автоматизированного управления воздушным движением! Мы перешли в новый Центр управления полетами! Помимо нового здания, заработала первая полностью Российская система УВД.  Пусть она имеет свои болячки и недочеты, но она рабочая, она наша!

36 лет назад, когда запускали Теркасс старожилы говорят, что его тоже воспринимали в штыки. Но его обкатали, к нему привыкли, его полюбили!! Да да, именно полюбили!





иначе как это объяснить?))

Переход осуществляла ночная смена, в 2 часа ночи. За час до этого часть диспетчеров заняли места и готовились к принятию дежурства на новой системе. после команды работа перешла полностью к ним, на старом центре еще до 22 часов того же дня были люди на подстраховке, потом Теркасс перешел в горячий резерв, его в любой момент могут "разбудить"))



Непривычный вид на зал...пустота...люди здесь были ВСЕГДА в течении более, чем 36 лет!! Такое ощущение, как буд-то сейчас прилетят лангольеры...



По домашнему уютный..))

Но хватит наверное сантиментов.. что можно сказать про новый центр, про систему...? специально не стал об этом писать сразу, дабы обкататься, привыкнуть.



Однозначно есть и плюсы, и минусы. Некоторые минусы перерождаются в плюсы.

Почему то звезды сложились так, что я пока работал только на кругу. Все отмечают, что на этом секторе стало проще работать во многом. В первую очередь потому, что на Теркассе монитор Альфы висел сверху,и постоянно приходилось смотреть то перед собой то вверх(чаще вверх), а сейчас, при правильной настройке, только в один монитор,  там все есть, вся необходимая информация.

Раньше согласований было больше, сейчас о многом можно "договориться" через формуляр.

Процедурный контроль теперь не дублирует ввод в формуляр озвученных указаний, все делает основной диспетчер, т.е. больше времени на реальный контроль за обстановкой в секторе. Оба диспетчера видят картинку с одной и той же системы, не надо перестраивать ее каждый раз в голове.

Поменялась и система безопасности. Сейчас если принял борт, надо ввести заданный эшелон, чтобы система это четко понимала, и просчитывала конфликты, если надо предупреждала. Раньше прием на управление лишь подразумевал, что экипажу задали данный эшелон, сейчас машине дают значение, она считает и показывает, если это решение имеет ошибку. Т.о. уменьшается влияние человеческого фактора.. Решение принимает человек, машина контролирует, помогает. Конфликты просчитываются на бОльшую глубину по времени и расстоянию, главная задача человека ввести наиболее актуальные данные по маршруту(в случае спрямления) и заданным высотам.

Теперь мы видим данные, которые вводит экипаж к кабине на задатчиках. Т.е. дали мы набор 210 эшелона, а экипаж 220 ввел ошибочно, нам видно, и можно поправить экипаж, предотвратить возможный конфликт. Скорость тоже, например дал 180, а он взял и проявил инициативу, поставил 160! а за ними еще трое по 180 держат. Можно теперь это отследить, сказать, чтобы выдерживал строго скорость!

В новом ЦУПе между секторами расположили резервные пульты, и расстояние между диспетчерами стало больше, чем раньше. Поначалу это не очень нравилось, но потом заметил, что работать мы стали "тише". Зерно логики здесь явно есть))

Картинка. Это наверное главная претензия к новой системе, которая звучала с первых дней ее обкатки.  Пока мы меняли одну картину на другую оно было справедливым. Сейчас, с каждым циклом, мы все больше к ней привыкаем, и она становится более менее понятнее. Хотя все таки цветовую гамму все таки можно было бы сделать грамотнее, а значит лучше отобразить воздушную обстановку, а значит сделать систему безопаснее. Коллеги с верхнего подхода жаловались,  что там все сливается, и держать все под контролем сложно...

Лично меня раздражает алгоритм поведения формуляра. Такое ощущение, что ему заложена задача "убежать" от мышки.. вот наводишь на него, чтобы ввести данные, а он перескакивает в другое место, может даже "наложиться" на другой, и ты тратишь время, чтобы его "поймать"! По логике, если я на него навел мышку, то он там же должен и остаться же... но нет.. зачем так сделано не понятно. Или если его переставляешь в более удобное положение относительно метки, то он через пару секунд опять возвращается на "нужное" ему место. И функция вкл/выкл восстановления положения формуляра не помогает... У Теркасса логика поведения формуляра была понятна.

Монитор. Это вторая главная претензия была к новой системе. Старый синтетический не влиял на глаза. Новый, хоть и очень хороший, и очень дорогой, но к нему надо покупать специальные очки, иначе глаза "устают" быстро, со всеми вытекающими последствиями.

Появилось рабочее место для старшего направления, что является огромным плюсом! Его работа стала эффективнее в разы. Сейчас это место обкатывается, когда настроят и "допилят" будет вообще супер)

По настройкам и функционалу за 36 лет конечно мы шагнули вперед, так бы еще документы шагали бы... да QNH бы нам...да... ну размечтался))) пока летаем по QFE, боремся с теми, кто не знаком с нашими "особенностями". Ну раз уж мечтать, то еще бы технологию рабочую...не для одного ВС на связи написанную, а для движения выше среднего, которое у нас есть всегда...

Осваиваем потихоньку))

Вот несколько сюжетов с голубого экрана

image Click to view


image Click to view


image Click to view



Авиадиспетчер, новый центр управоения полетов

Previous post
Up