Вот коллега в очередной раз поднимает насущную тему.. Все доходчиво по моему, не понять можно только упершись рогом)) Свое мнение уже писал не однократно, считаю, что возможность спрямления нужна как воздух нашей системе, чтобы отрасль без штанов не оставалась, чтобы экология поменьше страдала, и т.д. Но суровые будни таковы, что диспетчер поменять эту ситуацию не может. Так же как инспектор ГИБДД не может изменить ПДД, поэтому ругаться с ним бесполезно...
Оригинал взят у
angry_atc в
Никаких спрямлений и кое что ещё.
Был с год назад у нас в зоне такой диалог:
Pilot: Siberia-508, request direct to LOBIR from present position.
ATC: Siberia-508, proceed as filed.
Pilot: Why?!
ATC: Why not?
Pilot: ...
И действительно, ребята, why not? Я хочу в очередной раз вернуться к спрямлениям.
Все уже заметили, что правила полётов внутри нашей страны слегка ужесточились и особенно ужесточился контроль за их соблюдением. Этому возмущаются все: пилоты, диспетчеры, особенно плачут и рвут волосы на жопе пилоты малой авиации. А я рву вдвойне, потому что, сами знаете, отношу себя и к той и к другой стороне.
Но знаете, мы с вами все взрослые люди, все хотим работать красиво, все знаем на сколько наша авиация отстаёт в развитии от "гнилой" западной и все понимаем всю тупость некоторых моментов нашего воздушного законодательства. Но, ребята, по правде говоря, не наше с вами дело по этому поводу буянить и впустую пускать пузыри почему вдруг всё начало возвращаться во времена СССР и НПП ГА-85. Нам дают вводные и мы в первую очередь должны подчиняться. Потому что это закон, какими бы безмозглыми на первый взгляд авторами он не писался. Но в наших же силах повлиять на его изменение в лучшую сторону. И для этого надо действительно этим заниматься всем, а не одиночкам вроде того питерского бедолаги-диспетчера, который в прошлом году из лучших побуждений написал письмо руководству Госкорпорации с вопросом о возможности в некоторых случаях спрямления таки разрешать и ожидаемо был отфутболен категоричным ответом, в котором руководство разъяснило диспетчеру своё видение проблемы, а так же, что не удивительно, усомнилось в его компетентности как специалиста. Я попытался для наглядности найти ту "переписку", но с ходу не получилось. Самые упорные из вас, надеюсь, найдут и ознакомятся подробнее.
Я не знаю какие были к этому диспетчеру применены санкции, но охотно поверю, если узнаю, что человек и съездил на подтверждение в классе, и недосчитался части зарплаты. По-крайней мере отношения со своим локальным руководством и свою репутацию он испортил - это к гадалке не ходи. А ради чего? Кто-то из вас ему спасибо за это сказал? Попытался повторить его попытку? "Мы в полёте так устаём, что уже не до разборок, домой хочется." (с) одного знакомого линейного пилота. Только этот диспетчер, наверное, не устаёт за смену как и никто из нас.
Я напомню, что в Воздушном Кодексе РФ есть статья 70, в которой написано:
п. 1. Полет воздушного судна выполняется в соответствии с планом полета, представленным пользователем воздушного пространства соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением...
... а следующий пункт этой статьи, говорящий нам:
п. 2. Отступление от плана полета воздушного судна допускается на основании разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), за исключением случаев, предусмотренных статьей 58 (права КВС - прим. меня) настоящего Кодекса.
...вполне успешно разъясняется подпунктом "к" пункта 146 статьи VII Федеральных правил использования воздушного пространства РФ и гласит, что:
...
к) несанкционированное органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы границ воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);
...
Из этого подпункта "к" коряво, но следует в каких случаях, в общем-то, диспетчер может и обязан санкционировать отклонение от плана полёта.
Иностранцам вообще в обсуждаемом смысле не повезло, потому что для них есть пункт 20 ФП ИВП, который безапеляционно гласит:
"Использование воздушного пространства воздушными судами иностранных государств вне маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для международных полетов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации"
Всё вышеперечисленное вполне однозначно трактуется разными уровнями руководства - над территорией РФ, если ничто не угрожает безопасности полёта, отклоняться за пределы маршрута нельзя!
И что я предчувствую? То, что пилоты массово как тот питерский диспетчер пойдут писать письма в Госкорпорацию по ОрВД и Росавиацию, обосновывая свои требования и объясняя как здорово летается за рубежом? Да ну нет же! Большинство либо будет молча лететь по трассам и после выхода из самолёта забывать о проблеме, либо, и я считаю этот разряд самыми непрофессиональными представителями, будут ругаться напрямую с диспетчерами, полагая, что там, по ту сторону канала, сидит злой вонючий полицейский, которому абсолютно наплевать на безопасность полётов, которому не понятно как и зачем летают самолёты и который только и хочет выслужиться перед своим руководством и получить за это сладкую конфетку.
А знаете как происходит на самом деле?
Сначала вы придумываете (ну, вы же чаще всего придумываете, мы это понимаем) адекватную причину спрямлению маршрута. Допустим, исходя из требуемых для этого влияющих на безопасность полёта условий, это самый сейчас ходовой вариант - обход выдуманной зоны выдуманной турбулентности.
Небольшое уточнение: сильный встречный ветер, летающие друзья, давно не канает. Из расчёта на неоправдавшийся прогноз по ветру вы берёте с собой дополнительный запас топлива. Соответственно, либо он не влияет на безопасность полёта, либо должен разразиться реальный встречный ураган на протяжении всего маршрута разрывающий носовой обтекатель вашего самолёта, чтобы это сочлось за непредвиденные нерасчётные и неспрогнозированные синоптиками обстоятельства, действительно ставящие под угрозу безопасность выполнения рейса.
В общем, вы входите в зону, просите спрямление для её обхода, диспетчер, естественно, разрешает, вы довольные прямым маршрутом, шпарите до выхода из зоны, в следующей зоне по возможности всё повторяете, и так до аэродрома назначения. Вроде как всё гладко.
Всё да не всё. Жадные до нарушений инспекторы есть не только у вас. И не только вас дрючат после выписок. У вас - это комплексная выписка работы систем и параметров полёта вашего самолёта и ваших действий с органами управления, а у нас - выписка радиообмена, картинки индикатора воздушной обстановки и, если требуется, камеры наблюдения, имеющейся на каждом пульте диспетчера УВД. Науськанный отдел безопасности делает выписку радиообмена и оказывается, что диспетчер не запросил у экипажа характера турбулентности, месторасположения зоны, в которой турбулентность наблюдается, не передал эту информацию дежурному синоптику, синоптик не выпустил предупреждения, а самое страшное, что диспетчер не информировал о турбулентности следующие за доложившим ОМЯ воздушные суда. То есть нарушил целый ряд пунктов своей же технологии работы. SOP по-вашему. Один раз - объяснительная и лишение премиальных, второй раз - выговор с теми же бонусами, третий раз - увольнение. А там три ипотеки и семеро детей. А что поимели с этого вы? За весь маршрут десять минут сэкономленного времени полёта, принесённая копеечная выгода авиакомпании и несколько подставленных авиадиспетчеров за спиной. Вы же сокрушаетесь по поводу испорченных выписок? И нам тоже это неприятно.
В эти моменты я вспоминаю книги уважаемого В.В.Ершова, в которых он писал, что пилот - самый затюканный персонаж на сцене нашего цирка. Не во всех ситуациях и не очень-то и самый. Просто о других актёрах постановки никто особо не задумывается, а по моим наблюдениям и личному общению пилоты, на сколько бы опытными они не были, в нюансах работы диспетчеров, а кроме всего прочего маразмы - это неотъемлемая и львиная, если не основная, доля нюансов нашей работы, НЕ РАЗБИРАЮТСЯ и часто о многих из них даже НЕ ДОГАДЫВАЮТСЯ.
И я думаю, что ещё более серьёзные маразмы впереди. Сейчас вас заставляют летать в соответствии с планом полёта, имея ввиду его горизонтальную траекторию, её проекцию на поверхность планеты, если хотите. Но в плане прописывается ещё и вертикальный профиль. Не можешь лететь на FL370, начиная с такой-то точки как прописано у тебя в плане? Отклонение от плана полёта! Нарушение! Кто там хотел, чтобы СССР вернулся? Получайте!
А как надо делать? Да никак, коллеги. Летать как требуют руководящие документы (РПП ваших компаний и прочие, на которые многие очень любят ссылаться, не имеют преимущества перед ВК, ФАПами и распоряжениями правительства РФ) и в свободное от работы время стучаться в двери руководства со своими рациональными предложениями, потому что это в первую очередь ВАМ необходимо и если уж совсем подгорает и вот прям ну очень хочется спрямить - заранее, на этапе принятия решения, просматривать свой маршрут на предмет загогулин и передавать на неугодные участки сообщение AFIL (устное сообщение от КВС об изменениях в текущий план полёта). С земли до вылета или уже в воздухе, в любом случае это должно быть закончено за 30 минут до пролёта точки изменения маршрута (п. 2.6. приложения №2 Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации). А лучше за все 40, потому что сообщение должно быть ещё передано в планирование, правильно составлено, отослано в Москву, а там прочитано, осознано, утверждено, отослано в Центр запроса, передано диспетчеру, а затем и экипажу. Да, да, ребята, всё вот так вот не просто и всё нужно делать заблаговременно. А не когда из за границы экрана FMS загогулина маршрута неожиданно выплывает, вы масштабируете, ища точку, на которую хочется спрямиться и вновь начинаете, простите, серию подстав и диспетчеров и ваших коллег позади вас, которым ваши выдумки диспетчер будет обязан зачитывать до конца срока действия предупреждения, на эти выдумки составленного.
А если вы считаете, что несколько сглаженных загогулин на вашем маршруте не стоят тех усилий и потраченного времени, так может и не стоит вообще об этом разговаривать ввиду несерьёзности проблемы?
В общем, учитесь думать, мужики и дамы, ругаться между собой смысла нет никакого. Если государству на экономию вашими компаниями топлива плевать, то отдельные диспетчеры, не получив кучу проблем на свои головы, точно вам никак не помогут. Мы все делаем одно дело и очень хотим делать его профессионально. Хоть и в тесных рамках текущего воздушного законодательства. Но в наших силах эти рамки расширять. Не воюя друг с другом, но обоснованно и аргументированно убеждая в этом руководство. Только таким образом мы когда-нибудь получим и сильную авиацию, эффективно поддерживающую экономику страны и работающую на благо населения, и free route airspace, и что хотите. Главное - иметь желание и включать мозги.
Благодарю всех, кто дочитал. Всем приятных и безопасных полётов!