Некоторые писатели любят заполнить свой роман сценами из будущего и придуманными словечками, а потом яростно и даже иногда истерично отрицать, что они написали фантастику.
Хорошая научная фантастика, как и любая хорошая проза, не для ленивых умов. В то время как реалистический роман отличает морально-психологическая сложность, и ключом к его пониманию зачастую является индивидуальный характер главного героя, роман научно-фантастический отличается обычно морально-интеллектуальной сложностью. Однако все герои Мьевиля умело прописаны, а его главная героиня-рассказчик Эвис - куда более тонкий персонаж, чем может сперва показаться. По ее поведению никак нельзя догадаться, женщина она или нет, что свидетельствует скорее о том, что гендер может совершенно по-разному конструироваться, когда человечество будет иметь дело с по-настоящему Другими.
Эвис понимает, что она, в сущности, есть воплощенный языковой инструмент - сравнение. Чтобы она смогла поговорить с арикеями, они сделали ее частью своего языка, фигурой речи, чем-то вроде мальчика из притчи, который кричал о волках. Они назвали ее "девушка, которая ест то, что ей дают". Арикеям нужно сравнение, поскольку их родной язык не позволяет лгать... Они создали высокие образцы биотехнологий, которые Мьевиль описывает, поэтически ликуя: все эти живые дома с мебелью-паразитами, огромные фермы, которые пошатываясь шагают по сельской местности вслед за своими владельцами... Мне интересно знать, как арикеям удалось все это создать, коли они могут думать только о том, что есть? Но на этот вопрос имеется косвенный ответ: возможно, они тоскуют по тому, чего нет, о немыслимой неправде, о лжи.
Научно-фантастическая литература, как и любая литература, это еще один способ рассказать нам самим о том, кто мы такие.
Если бы мы знали, что раньше Мьевиль явно пытался писать свои романы на какой-нибудь красивой метафоре, и не знал, где ее раздобыть, то теперь он эту стадию очевидно перерос, а его писательская зависимость от изображения картин насилия значительно уменьшилась. В романе "Город-посольство" его главная метафора - которая в определенном смысле есть метафора его самого - работает на всех уровнях, обеспечивая интенсивность повествования, блестящую интеллектуальную строгость и интеллектуальный же риск, как и описание трудного морального выбора.