Поверхностным было бы списывать «мистику» и «историческую фантастику» на литературную моду; это не новейший «тренд», а
следование традиции, которая в послевоенной украинской литературе получила название «химерная проза», но корни имеет куда более давние.
В художественном мире химерной прозы чудесное и метафорично, и реально, но в любом случае присутствует как данность и подразумевает множественность интерпретаций.
Этнографичность, мифопоэтичность, приподнятость, тяготение к историчности, «местности» и народности - все эти черты (нео)романтизма воплотились в химерной прозе куда отчетливей, чем в других направлениях современной украинской литературы.
Химерная проза все отчетливей дрейфует в сторону прозы исторической - не обязательно этнографической. В кильватере за ней следует фантастика, точнее - фэнтези, в Украине почти всегда обращенная к прошлому, даже если действие происходит в современности. Причины ясны: в культуре совершается медленное, подчас болезненное переосмысление истории. Национальный миф (употребляем термин без всяких коннотаций) более адекватно выстраивается в жанрах, с мифом связанных напрямую. Но миф в его целостности еще не сложился: культура должна переварить новые для себя «блоки» истории.