Реальность. Попытка понимать

May 11, 2017 10:46

Оригинал взят у mxm_bel в Реальность. Попытка понимать

Слово «реальность» широко используется «в быту» в разных смыслах. Но как-то удается понимать собеседника. Обсуждение же в сообществе ( здесь и здесь) этого понятия мне показалось очень интересным, хотя и спорным местами.

Но поскольку оно таки постоянно фигурирует как в философских текстах, так и в ( Read more... )

мышление

Leave a comment

xyznaetkto May 11 2017, 07:52:03 UTC
Реальное - нечто коллективно фиксируемое. Это то, по поводу чего вы, Вася и Петя сходитесь в том, что оно существует вне зависимости от ваших о нем представлений.

Субъективное - ваша личная "обработка" реального: понимание его, представление о нем.

Объективное - единство субъективного. Это когда вы, Вася и Петя настаиваете на том, что топор, будучи брошенным в воду, утонет. И это когда Коля, Вова и Миша настаивают на обратном.

Объективная реальность - реальное, подтверждающее объективное. Это когда брошенный в воду топор таки утонул, и вы сотоварищи вошли в историю науки.

Другая объективная реальность - это когда Коля и его друзья также вписали себя в историю науки, бросив в воду топор, который НЕ утонул. (Потому что у него было длиннее деревянное топорище)

Двух объективных реальностей не бывает. Единственная объективная реальность такова, что топор то тонет, то не тонет.

Научная теория - форма объективного, призванная подпереть собою объективную реальность, по возможности не вырывая из истории науки уже вписанные туда страницы. Так, например, современный научный взгляд на топор состоит в том, что у топора двойственная природа: с одной стороны топор тяжелее воды, а с другой - легче. Как именно это возможно - науке предстоит ещё разобраться.

Действительное - в контексте предыдущих прений либо синоним объективного, либо ни о чём. (Хотя лично мне это слово милее как синоним реального.)

Вот и вся недолга.

Reply

mxm_bel May 11 2017, 09:17:56 UTC
= Вот и вся недолга.

Как начинающий философ (Три раза ха-ха-ха), замечу, что все это можно сказать еще короче. И даже я вроде как сказал в тексте сообщения: реальность как инвариант.

= Действительное - в контексте предыдущих прений либо синоним объективного...

Ну вот смотрите. Допустим, и Вы и я - очень умные. А всякие там остальные участники сообщества, как раз недоумки. Ну, это бы еще можно допустить, хотя и маловероятно.
Но вот понятием реального и действительного пользуются всякие там Гегели и прочие Канты с Хайдеггерами. Логично вроде бы предположить, что им зачем-то действительность понадобилась. Они ее просто так вот используют как синоним объекта?

У меня, например, вот такое понимание.
Действительность по задаваемому мной понятию, вроде бы должна принадлежать субъекту, поскольку существует в его сознании. Т.е., она субъективна, если из внешней позиции реконструируется как действительность субъекта. Но она объективна и объектна, когда одета на голову. И когда есть понимание, что действительность оперирует объектами и использует мыслительные средства социума, которые тоже объективны.
В этой связи, достаточно очевидно то, что увидеть, схватить реальность «в полном объеме» в действительности невозможно, да и не нужно. Хотя бы потому, что это избыточно, громоздко. Мышление обычно оперирует чем-то конкретным и ограниченным. Тем, на что направлена активность сознания, тем, для оформления чего есть соответствующие средства. И, в этом смысле, действительность и понимают как объектность, которая и обозначает эту самую конкретику.

Через объект оформляется содержание той «области» реального, на которой фокусируется активность сознания (то, что интересно). А соответствие объекта и реальности устанавливается с помощью специальных метасредств: подхода и онтологии. Например, идеи Бога, природы или идеи деятельности, оформленных соответствующим образом. Тут подчеркивается еще один очень важный аспект: действительность схватывает только ту «область» реальности, для оформления которой имеются соответствующие мыслительные средства (например, знания или предмет). Собственно, при объективации могут быть использованы исключительно интериоризированные (присвоенные) средства мышления.

Reply

xyznaetkto May 11 2017, 09:52:54 UTC
Во-первых, если вы будете постоянно оглядываться на гегелей и прочих, вы так и останетесь начинающим философом. (Резонно предположить, что вы этого не хотите. т.к. философ, не возражающий оставаться в начинающих, есть не философ вовсе)

Во-вторых, ваше описание действительности весьма похоже на то, что нынче принято называть предметной областью. Другими словами, моделируемый кусок реальности.

Reply

mxm_bel May 11 2017, 10:01:40 UTC
= если вы будете постоянно оглядываться на гегелей и прочих, вы так и останетесь начинающим философом

Мне вообще-то фиолетово, философ я или нет. Есть время и возможность делать то, что интересно, почему нет?

= ваше описание действительности весьма похоже на то, что нынче принято называть предметной областью

Нет. Это то, что Вы схватили в своей действительности. Я пытался различить и сопоставить две категориальные пары реальное-действительное и субъект-объект

Reply

xyznaetkto May 11 2017, 10:19:13 UTC
<Это то, что Вы схватили в своей действительности. Я пытался различить и сопоставить две категориальные пары реальное-действительное и субъект-объект>

Не понял. Что я схватил в своей действительности? Предметную область? И нельзя ли поподробней про объектность субъективной действительности - это вообще что? А главное - зачем? Что вы пытаетесь изобразить этим самым? Как субъективные идеи становятся общественными?

Reply

mxm_bel May 11 2017, 10:31:54 UTC
= Что я схватил в своей действительности?

То, как было изложено Ваше понимание. Вы меня не поняли.

= И нельзя ли поподробней про объектность субъективной действительности - это вообще что?

еще подробнее чем написано - мне лениво. И так очень много букв. Тут картинку бы нарисовать и вставить. Позиционная схема. Простая. Картинки я делать и вставлять научился. Но долго получается - ленюсь.

= А главное - зачем?

Две цели. Главная разобраться, нафига и субъект-объект и реальное-действительное придумали. Вторая - диалог с Вами.

= Как субъективные идеи становятся общественными?

это вроде как Ваши тараканы. У меня про это ничего не было.

Reply

xyznaetkto May 11 2017, 11:55:05 UTC
<Главная разобраться ...>

А зачем. Натужно разбираться необходимо в точных и отраслевых науках - да и то лишь тогда, когда этого требует профессия (возможно, не по призванию выбранная). Во всех остальных случаях, если что-то не лезет в вас с одной-двух попыток - в топку его, оно не ваше. Подобный подход будет скорее говорить о вашем уме, чем о глупости. Ведь всё, что не относится к точным и отраслевым наукам, в большей или меньшей степени является чьим-то персональным измышлением в той или иной форме, и лично я, например, не вижу для себя необходимости приобщения к какому-то частному образу мысли.

Нет, ну правда. Ну вы же не стоите перед "квадратом" Малевича, стиснув виски ладонями и силясь понять что же "хотел сказать автор". Вы либо это понимаете сразу, либо не понимаете этого никогда, ибо все выстраданные и вымученные из себя "понимания", которые могут приползти к вам спустя многия раздумия, не будут на самом-то деле пониманием того, что хотел сказать автор, а будут - как вы там сказали? - вашими собственными тараканами.

Reply

mxm_bel May 12 2017, 04:26:32 UTC
= Натужно разбираться необходимо в точных и отраслевых наука

Вот о чем сожалею (не так чтоб убиваюсь, но завидую некоторым тут), так о том, что не имею нужной предметной философской подготовки. И натужные попытки делаю только сейчас, т.е., конечно, поздно. Но так уж вышло.
Тут мы расходимся в понимании того, что такое философия. Поскольку Вы полагаете, что имеете что-то "свое", Вам присущее и неотъемлемое, индивидуальное. А я и соглашаюсь. У Вас это есть, раз вы так считаете. И даже скажу, что и у меня это есть. Но этого индивидуального, внутреннего, у меня, например, ну такие крохи, которые замечает только мое ближайшее окружение. Мы все "почти одинаковые". Но очень отличаемся, например, от китайцев и прочих всяких мусульман. Почему? Потому что живем после Аристотеля, Фомы,..., а китайцы - они после Будды, там... Про них - вообще почти не знаю. Но другие.
Существует такое вполне обоснованное мнение, что философия утратила свои позиции и уже давно не создает и не поддерживает целостную картину мира. Не философы ее формируют. Пусть так.
Но у многих и не пропало желание разобраться - нафига все это. И если Вы не только что слезли с дерева, то придется признать, что и до Вас были умники, пытавшиеся разобраться в этом вопросе. И может быть, Вам удастся выстроить логическую цепочку в результате которой Вы поймете, что то как Вы видите мир - это не Ваша заслуга, а именно что их. Так может имеет смысл поднатужиться?
Полагаетесь на самостоятельность суждений? Я тоже.
Но самостоятельность начинается тогда, когда Вы чего-нибудь натворите сами и предъявите так, что Вас поняли, отнеслись и не обгадили. Только тогда Вы и появитесь. А пока что Вас нет. Как философа, в смысле.

Reply

xyznaetkto May 12 2017, 09:55:55 UTC
<завидую некоторым тут ... что не имею нужной предметной философской подготовки>

Это более чем заметно. И не менее чем смешно.

<Тут мы расходимся в понимании>

Разумеется. Все и всегда расходятся в понимании. По-другому просто не бывает.

<то как Вы видите мир - это не Ваша заслуга, а именно что их. Так может имеет смысл поднатужиться?>

Не имеет. Заслуг здесь ни у кого никаких нет - это не заслуги.

<самостоятельность начинается тогда, когда>

Самостоятельность не начинается и не кончается, её вообще нет. Есть образ утилизации отпущенного человеку времени. У меня он - приспосабливать. У вас - приспосабливаться.

Reply

mxm_bel May 12 2017, 10:03:44 UTC
= Есть образ утилизации отпущенного человеку времени. У меня он - приспосабливать. У вас - приспосабливаться.

:) - и где? то что приспособлено? может и мне сгодится? куда нить приспособлю? :)

это я делаю с удовольствием, хоть и натужно временами :)

Reply

xyznaetkto May 12 2017, 10:40:45 UTC

<куда нить приспособлю?>

Приспособить что-либо кроме самого себя вы не могёте в силу своего онтологического статуса. Вы имели в виду себя приспособлю? Ну так вы и так... в процессе. Что вам до меня, приспосабливайтесь уж туда, куда приспосабливаетесь.

Reply

mxm_bel May 12 2017, 14:19:56 UTC
= Что вам до меня

Сложно сказать. Вроде и ничего. Как и до остальных всех присутствующих. Но ведь сюда ходят только те, кому что-то надо именно от тех, кто сюда ходит. Так что что-то таки надо. Может Вы знаете?

Reply

xyznaetkto May 12 2017, 16:05:45 UTC
Знаю, конечно. Сюда ходят вовсе не потому что кому-то от кого-то что-то надо. Сюда ходят за тем, что в народе называется "себя показать". Чем качественнее аудитория показа, тем интересней, тем ценнее показ. Вот вы как бы пресмы преклоняетесь перед эрудицией "некоторых", но на самом-то деле вы ж не молча за ними записываете - нет-с, вы полемизируете с ними, артачитесь, как бы говоря: "а вот глянь-ко, эрудит, мы тоже не лаптем деланы, тоже кое-что знаем!.." То есть, предаетесь сладострастию показа себя-любимого. Как, впрочем, и эрудиты; только по обоюдному согласию они исполняют роль эрудированного слона, а вы - роль эрудированной моськи.

Ко мне этот грех самопоказа, естественно, тоже относится. Только я кичусь не вычитанными знаниями, а собственным мнением, которое имею наглость полагать не менее обоснованным, чем любое мнение, скомпилированное из прочитанного.

Ну, а потребность себя показать - это ж так естественно. Очень нетрудно догадаться, что это одно из важнейших проявлений шопенгауэрской Воли, если не самое важное. Кстати сказать, Ш. - практически единственный философ, которого я стопроцентно "понимаю" и уважаю. Слово "понимаю" в кавычках не случайно. Как я уже неоднократно замечал, нет истинного понимания, есть только его иллюзия. Впрочем, об этом будет отдельный пост, если дойдут до него руки.

Reply

mxm_bel May 13 2017, 13:24:43 UTC
Ну, а Вы даже не предполагаете, что мотивы могут таки быть разные?

Т.е., ответ то я понял, но трактую для себя так, что в Вашей картине мира все люди одинаковые. И целей своих иметь не могут. Неинтересно

= потребность себя показать - это ж так естественно
Ну, я еще и потрахаться люблю

= роль эрудированной моськи.

Так слово "эрудированной" можете смело убрать. :)

Reply


Leave a comment

Up