Professor et profanus: природа vs техника

Nov 01, 2023 12:19


- Уф!

- Запыхались?

- Не то слово, профессор, дайте освежиться сначала...



- Э, нет. Сначала   дела наши презренныя, а потом освежайтесь. Народная мудрость что по сему поводу гласит?  «Делу - время, а потехе ( то есть пиву и водке) - час»... А сейчас  у нас ещё пока только полпервого... Всё сделали?

- Всё, профессор!

- Ну давайте сюда, чего ждёте?

-  Прямо здесь?

-  А чем вам место мешает? Забыли,  где матушка философия зародилась, родимая? Именно в таких вот местах,  в античных пивных и распивочных... Платона надо читать... Ладно, что там у вас на патреоне, выкладывайте... Пойдём по нисходящей экспоненте.

- Как скажете...  Значит, так. На «отлично» у нас - три чела сдали: Мардер,  Оганесян и  Оглы, отличники наши, гордость потока:  ясен пень, на красный диплом прут, они, значит, донатят по сто пятьдесят бакинских, и вместе это будет ... ща, сколько же ?... Четыреста с полтиной. Правильно?

- Правильно, давайте сразу не отходя от кассы  их зачётки... Ейн, цвейн, дрейн... Готово. Забирайте! Дальше, кто там  по списку?

- На «хорошо» семь  донатеров набралось: Муравьёва, Миндадзе, Кох, Бандерович,  Ким, Улдашева и Тарасенко. Согласно таксе -  по стольничку , выходит ровно семьсот баков. Так?

- Принято! Зачётки!.. Есть!

- Уже? Удивляюсь вам! Вы, профессор,  прямо как стахановец какой-то!

- Да, стахановец в шахте..... Вот только без отбойного молотка и партбилета. А так - всё то же самое: «Нас водила молодость в сабельный поход...» «Коммунисты, Сталин дал приказ...»

-  Как вы так всё успеваете?

- Успевает везде, юноша, тот , кто никуда не торопится... М-да... Но хватит разговоров, побыстрее давайте.  Дальше, кто там у нас?

- Дальше у нас нищеброды пошли. По полтинничку на «удовлетворительно» насобирали Мун-чхе,  Рашидов,  Сёмин и Галкина. Двести, выходит... Их зачётки...

- Распишем и им по «удовлетворительно»... Не будем гнушаться и троечниками - на них земля держится ...  А «с паршивой овцы - хоть и шерсти клок» . Держите. Всё?

-  Нет, вот ещё зачёточка Катюхина. Она на соли подсела и теперь без бабла сидит, поэтому обещала за  «уд» натурою рассчитаться... Пойдёт?

-  Назад к природе значит, решила вернуться,  к натуральному обмену? Ладно, возражать не будем: из природы мы, как говорится, вышли , в нея, родную,  и вернёмся... Поставим и Катюхе «троечку», жду её в субботу вечером соответственно.... Так, теперь кассу.

- Пожалуйста...  Эх, и погодка сегодня философская, так и шепчет: налей...

- Вы мне зубы не заговаривайте, сейчас всё пересчитаем, тогда и ...

- Не извольте , беспокоиться, профессор: у нас всё как в аптеке... Вопрос вам хотел задать, про онтологию...

- Подождите... «Как в аптеке» говорите? Это в которой от всех болезней  палёным боярышником потчуют?... Так ведь и есть, вижу!

- А что такое?

- А то такое! Сколько у нас будет в сумме: четыреста пятьдесят плюс семьсот и двести?

- Тысячу двести пятьдесят баксов. Вот, пересчитайте же, что не так?

- Вы что,  батенька, меня  за лоха  держите?! Это вас ой как не красит!

- Что вы профессор?! Как вы могли даже такое подумать?!

- Крысятничать, милостливый государь, изволите? И даже не краснеете... Как это, любезнейший, позвольте поинтересоваться, у вас получилось тысяча двести пятьдесят долларов, а? Если в сумме должна быть тысяча четыреста пятьдесят? Кто вас, хотелось бы знать, математике учил?

- Ё-моё, тысячу извинений!.. Математичка наша учила, Анжелина Платоновна, дура очкастая - учила-учила, вот и научила только презенты себе на день учителя и восьмое марта таскать... Только вы уж извините, профессор, при всём моём уважении, всё-таки не четыреста пятьдесят, а триста пятьдесят - вот калькулятор в андроиде  не врёт, он китайский... Поэтому с меня только стольничек...  Получите, пожалуйста...

- М-да? Ну ладно, стольничек так стольничек... Поверим китайцам.  Но даже  и такая  недодача вас всё равно характеризует соответственно - как  жулика и проходимца, но отнюдь не как философа...

- Обсчитался, поймите и простите великодушно,  с кем не бывает?

- Понятное дело, обсчитались... И действительно, с кем не бывает?... Понимаем и прощаем... Что? Что вы так на меня выжидающе смотрите? Я вам не дева двадцати лет, чтобы на меня так смотреть...

-  А как же откатик? Откатик, пожалуйте, пожалуйста, профессор, - плиз...

- Откатик?  Я бы откатал вам сейчас за незнание аримфетики в педагогических целях по полной, ну да ладно, я сегодня добрый, как-никак целую группу проэкзаменовал по предмету, и с такими высокими результатами: три  «пятёрки», семь «четвёрок» противу пяти посредственностей! - эх, не зря, стало быть,  старался ,  не зря жизнь прожил... «Не пропадёт наш скорбный труд и дум высокое стремленье», вот как нужно о будущем отечественной философии и самого Отечества заботиться! - поэтому так уж и быть, получите-ка  и вы за труды...

- Премного благодарен!

- Ну, наливайте тогда, чего ждёте?

- Сделано! Ещё раз извините:  задумался...

- Теперь ваше здоровье... К тому же ровно час натикало,  мне в два к декану на утверждение идти...

- А амбре ваше не помешает?

- Мне - нет, а декану с такой кассой - и подавно. Он тоже человек широких взглядов, другие в нашей системе не задерживаются... Пивком запивайте, не стесняйтесь... Вот...  А вообще, мой юный друг,  имейте в виду: ещё одна такая ошибка, пусть даже не и на сто, а на пятьдесят баксов или, не дай Бог, евро - и про аспирантуру можете забыть... в российской философии такие философы не нужны!  Кто нас, стариков , сменит на педагогической вахте? Кому кормило науки доверить? Кто страну поднимать будет? Тот, у кого «дважды два - пять»? Нет уж , пусть же , перефразируя Платона , «не знающий арифметики сюда да не войдёт»!

- Жесть! А чего ж так сурово?

- А того. Слышали, что на этот счёт сказал  великий Галилей? « Математика - это язык, на котором написана книга природы» А как вы её собираетесь читать, коли языка, на котором она написана,  не знаете? Мыслить здесь нужно широко, с перспективой, или как сейчас говорят, «системно»!

- А как это?

- А вот так, смотрите. Мы с вами ведь не сами по себе здесь  срубаем ба ... кхх, пардон...  боремся с невежеством -  а в системе народного образования. А это что значит? Что ошибка на нижнем уровне будет  дублироваться во всех остальных и соответственным образом прогрессировать.

- Поясните, пожалуйста, профессор, а то мудрено слишком...

- Вот Вы ошиблись и мне недодали. Я со своей стороны недодал декану, которому заношу, декан недодал проректору, проректор - ректору,  ректор же недонёс замминистру образования, а тот, соответственно, -  самому региональному министру... И это не конец, а только начало: очередь за федеральным министерством... Вы представляете , в какие эмпиреи уходит ваша ошибка и чем сие чревато? Какие люди, какие небожители  в системе российского образовании лишены полноты в получении  законной мзды из-за того только, что скромная школьная учительница математики Анжелина Платоновна, по собственной дурости ли или это так задумано, но не смогла научить своих олухов  считать?

- Даже страшно об этом подумать...

- Вот-вот. Имя вашему страху - «система». Сис-те-ма! Это звучит гордо! За систему!

- А скажите , профессор, а система  - она где: в голове или в природе?

- Там же , где и математика.

- Значит, в голове.

- Если бы она была в голове, то было бы сколько голов, столько и  математик. В нашем примере: в одной из них сумма четырехсот пятидесяти и семисот и двухсот равнялась бы тысяче двумстам пятидесяти, а в другой - тысяче четырёмстам пятидесяти. А она почему-то равняется тысяче трёмстам пятидесяти, и вопреки нашим головам.  Значит, математика никак не существует в голове.

- А где же она тогда существует?

- Там, где вы её и обнаружили.

- Неужто в  калькуляторе китайского андроида?

- Конечно. Именно там. И именно в нём же находится контраргумент против разного рода конвенционалистов, утверждающих об условности всех истин, включая математические...

-  И какой же?

- А вот какой... Вы закусывайте пока, не стесняйтесь... Положим, мы с вами можем договориться, что указанная сумма будет представлять собой какое угодно число. Скажем полторы тысячи ровно...

- Не, мы так с вами не договоримся!

- Почему? А если в договор включим ещё кое-какие условия мелким шрифтом ? Ну, скажем, защиту диплома на «отлично»? Или участие в международной студенческой конференции в качестве самого талантливого представителя  российской научной молодёжи за казённый счёт?

-  Это уже другой разговор...

- Вот! Но с андроидом мы договориться никак не сможем, даже если посулим ему супергрант на написание будущей диссертации или, там, годовой абонемент в салоне эротического массажа. Ему всё это в буквальном смысле слова - до лампочки, или что там в них...

- Нет , извините, профессор, позвольте с вами не согласиться.  В андроид мы можем внести программу , типа там вируса, чтобы он при разных раскладах всё равно показывал нужное нам число...

- Можем... Однако  внести вирус в таблицу умножения  или в «Начала» Евклида - никак.

- А это при чём здесь?

- А при том. Что такое , по-вашему, такие примитивные системы знания, как система умножения или устного счёта и какое они имеют отношение к разным созданиям техники, например таким , как сие чудо китайского производства?

- Да, что и какое?

- Ну, давайте вместе с вами подумаем, вот только по сто граммов ещё добавим... Тэк-с... Есть. Вот есть у нас система счёта: раз, два, три и т.д. Что это такое, спросим себя, будто мы до этого мы вообще ничему не учились? Вам сие  труда не составит, посему извольте отвечать... И не злите меня, ибо я между третьей и пятой соткой, если к тому же  с пивом намешано, обычно  вхожу в фазу неконтролируемой агрессии...

- Ой, не надо злиться, профессор, а то , как в прошлый раз, опять в полицию загремим, вам-то пополам, вас кореша ваши, деканы и проректоры, снова отмажут, а мне  уж точно пипец будет... Ща отвечу... «Раз, два, три...» Что ж это за херня такая..? «Раз, два, три» ... Ну, это последовательность такая...

- Последовательность чего?

- Действий, наверное. Не знаю, как сказать... Ведь когда мы считаем, мы действуем... Всё вроде ... Что ещё?

- Не всё. А можем мы считать так: «три, один,  два»?

- Ну только если ершом колёса будем запивать... А  в обычном состоянии смысла в такой последовательности не будет...

-Вот!  Значит, последовательность действий наших строго зафиксирована. Так?

- Так.

- А что нам это даёт?

- Что?

- Ну, к примеру, что третьим действием счёта всегда будет «три» , а не «пять» и не «один»?

- Так в этом-то и смысл счёта: он даёт то, что от него ожидают, а не иное.

- Само собой, мой юный гений, само собой. То есть фиксация последовательности определённых действий есть гарантия получения строго определённого результата. Автоматически. Так?

- Так, а как же иначе?

- Никак. Это и есть  то, что люди называют «технологией». А от технологии до техники - рукой подать, осталось лишь поручить выполнение некоторых действий предметам, то есть вещам, и - вуаля, вот вам и техника. То есть техника - это овеществление технологии. Как наши с вами андроиды.

- А вот скажите , профессор, разве когда мы пользуемся андроидом для подсчитывания результата сложения  количеств, мы действуем? Разве мы считаем, клацая по клаве?

- В точку! Никак нет, равно как и когда мы пользуемся таблицей умножения, мы ничего не считаем. В этом и предназначение  технологии - свести наши действия к минимуму . Технология - это когда мы уже не действуем или действуем опосредованно. За нас действует  техника, мы ей сами передали право действовать (а потом ещё жалуемся на отчуждение деятельности, вот что такое, мой друг, пресловутое «восстание машин» на самом деле, которое началось несколько тысяч лет назад с изобретением технологии в Древнем Египте). Теперь вернёмся к нашему вопросу. До этого мы выяснили, что математика не в голове. Теперь вы можете спросить себя , в природе ли она? Если счёт - это наши действия, переставшие быть нашими , то какие такие количества могут быть в природе?

- А как же «книга природы» Галилея?

- А у Галилея как раз всё точно: не природа состоит из математики, а книга природы написана языком математики. Язык и то , о чём он - есть разница?

- А разве в природе нет количественных соотношений?

- А откуда им быть там? Поясните свой вопрос.

- Давайте погуглим. Вот.  Расстояние до Луны - примерно 400 000 км. Разве это не количественное соотношение?

- Количественное, но чего? «Километров» и «четырёхсот». Где они там в природе?А  можем ли мы заменить километры пивными кружками?

- Можем, ещё круче выйдет.

- Но что тогда всё равно останется, коли мы зададимся вопросом о расстоянии до Луны в пивных кружках?

- Подсчёт их, наверное.

- Во... Но считаем ведь мы сами, а не природа сама себя считает. То же самое, если мы заменим систему счёта - счёт-то сам всё равно останется.

- Совсем меня запутали! Тогда что такое, мать вашу, природа -  мать наша? Неужто , как учил Кант, вещь в себе?

- Отнюдь. Возьмём ваш пример - расстояние до Луны. Вот это и есть природа. Теперь ответьте мне, что такое это расстояние вместе с Луной? Касаемо нашего вопроса?

- Ну, предмет нашего подсчитывания...

- Или, правильней говоря, объект. Вот что такое природа.

- А кто тогда субъект?

- А субъект здесь как раз она самая - технология, но никак не мы. Мы для неё тоже винтики.

- Чёто мне не по себе стало... Это покруче «Скайнета» из «Терминатора»...

- И правильно, ибо сие знак: мне бежать пора. К декану. Природа-то может подождать, понять и простить , а вот система ждать не любит и ничего  не прощает! Сердце у неё железное, зазевался -и профессорства лишился. Машина! На посошок, и - до встречи!
Previous post Next post
Up