Если кто-то из вас пропустил первую часть, целиком посвящённую зарубежным дискам, вот
ссылка.
А сегодня поговорим об отечественной музыке. И начну я не со сравнения звучания различных изданий (хотя и эту тему, безусловно, затрону), а с дефектов мастеринга.
КИНО
Наиболее ярким примером кривого цифрового мастеринга среди отечественных исполнителей является официально вышедший в 1989-ом году в США и Японии (и лишь в 1991-ом году в СССР) легендарный, а по мнению многих, самый удачный альбом КИНО под названием "Группа крови". Песня "Легенда" на всех изданиях (как CD, так и LP) имеет серьёзный брак в районе 2:03 - из неё попросту выброшено около двух секунд музыки, если сравнивать это место с оригинальным магнитоальбомом, от которого в 1988-ом году торчала вся продвинутая молодёжь Советского Союза. Сбивание ритма в этом месте режет по ушам тем, кто вырос на кассетах/катушках КИНО в конце восьмидесятых (как ваш покорный слуга), но при этом совершенно незаметно для тех, кто знакомился с КИНО уже после гибели Виктора Цоя и распада группы. Тот, кто не слышал оригинальный магнитоальбом, может не придать значения вырезанным секундам и подумать, что так и должно быть. Но досадная неприятность состоит в том, что за прошедшие 30 лет с момента записи альбома никто в целом мире так и не удосужился сделать издание с полноценной версией песни "Легенда".
Пользуясь случаем, я хочу выразить огромный респект и низко поклониться Алексею Вишне за то, что он, вопреки категорическим запретам Цоя, распространил этот альбом в первозданном виде по всему СССР, не дожидаясь его официального выхода на CD в США. Именно благодаря его ослушанию мы (владельцы тех самых катушек и кассет, записанных в студиях звукозаписи) имеем возможность наслаждаться незапоротой песней "Легенда".
Если абстрагироваться от дефектов и говорить про звучание в целом, то наиболее качественное издание альбомов группы КИНО было выпущено в 1996-ом году фирмой Moroz Records. Оно звучит намного лучше, чем первая цифровая серия Moroz Records 1994-го года, которая грешит небольшой суховатостью и имеет множество артефактов, характерных для аналоговой фонограммы. Помимо самих альбомов ремастированная австрийская серия 1996-го года (состоящая из 12 компакт-дисков) включает уникальные бонус-треки, а кроме того, это первое издание, в котором, наконец-то, исправили все нелепые ошибки и опечатки в полиграфии.
Nautilus Pompilius
Говоря про одну из своих самых любимых отечественных рок-групп, я бы хотел начать с альбома "Разлука", а точнее самого первого издания альбома на CD. Оно было отштамповано в Екатеринбурге фирмой Jeff Records в 1993-ем году.
В целом по звуку это издание ничем не отличается от предыдущих (виниловых) изданий - ЭРИО (1991-го года) и ТАУ-Продукт (1993-го года), за исключением одной композиции - Взгляд с экрана. Она имеет яркий дефект - громкий щелчок аккурат перед самым началом великолепного саксофонного соло Алексея Могилевского (3:35). К счастью, на переиздании 1994-го года фирма Moroz Records этот брак устранила.
Правда Moroz Records тоже не без греха. Если говорить про альбом "Невидимка", который [впервые] официально был выпущен в 1994-ом году той же фирмой Moroz Records, то слушать его неприятно. Чувствуется, что цифровали его с катушки на скорую руку, довольно грубо и жёстко почистив от шумов, при этом совершенно не заморачиваясь с реставрацией плёночного звука, поэтому то и дело слышатся выпадения, что вкупе с высушенным звуком вызывает желание поскорее вытащить диск из проигрывателя и запустить его в окошко с 9-го этажа. Лишь в 1997-ом году вышло издание с полноценным цифровым ремастерингом Невидимки и других альбомов Наутилуса. Это была серия АРХИВ от Moroz Records и DANA Music, которая включала в себя все ранее выпущенные альбомы Нау (кроме пластинки "Отбой" 1993-го года от Sintez Records), а также сборник "Атлантида". Не скажу про другие альбомы этой серии, но Невидимка и Переезд записаны в этом издании совершенно потрясающе. Так что смело рекомендую его всем аудиофилам и по совместительству фанатам Наутилуса Помпилиуса. Единственная, быть может, неприятная особенность этой серии - все наутилусовские обложки были заменены совершенно другими, не имеющими ничего общего с оригинальными. Лично я не приветствую такой подход, но вполне допускаю, что кому-то новый дизайн 1997-го года может прийтись по душе.
Агата Кристи "Позорная звезда" (1993)
Раз уж речь зашла про свердловский рок, мельком коснусь и альбома Агаты Кристи "Позорная звезда". Как некоторые из вас, наверное, знают, у этого альбома было два издания, точнее даже три. Но третье (жёстко ремастированное в 2008-ом году компанией Стиль Рекордз, которая заменила оригинальные обложки на нелепые художества), я не хочу обсуждать. А вот про первое уральское (UEP) 1993-го года и второе германское (SONOPRESS) 1994-го года я хочу рассказать. Оба издания звучат прекрасно. Но если в первом больше гитар и живых инструментов, то во втором на первый план выведены синтезаторы. Мне лично больше нравится первое, к тому же оно подкупает минималистической белой обложкой и своей немыслимой редкостью.
Владимир Кузьмин "Моя любовь" (1987)
Ещё один екатеринбургский релиз - альбом Владимира Кузьмина - Моя любовь от AVA Records 1995-го года. У этого диска совершенно шикарный "жирный" мастеринг. На моём многолетнем аудио опыте это единственный(!) случай, когда и по эмоциям, и по тончайшим деталям компакт-диск с полнейшим разгромом уделывает оригинальное виниловое издание (от "Мелодии" 1987-го года). Так что хочу выразить безмерную благодарность всем, кто причастен к созданию цифрового мастеринга этого культового альбома. Уверен, каждый тру-фанат раннего Кузьмина давно имеет его в своей коллекции.
Кар-Мэн
Группе Кар-Мэн не так повезло. Её дебютный и самый нашумевший в СССР альбом (включающий "Лондон", "Париж", "Чио-Чио-Сан" и прочие хиты), который разошёлся по Союзу на кассетах и виниле в 1991-ом году, так ни разу и не был издан на CD в приемлемом качестве и с оригинальным порядком песен. То издевательство, которое в 1994-ом году издала S.B.A.Records, перемешав все песни в хаотическом порядке и добавив две "левых", слушать крайне неприятно. Кто-то очень грамотный так мощно проехался шумодавом, что вместе с шумами уничтожил весь драйв и бешеный запал, который содержал оригинальный альбом. Я думаю, это была диверсия, чтобы оттолкнуть поклонников экзотического поп-дуэта от никому не нужного старья и переключить их внимание на что-то более вкусно записанное (например, Влада Сташевского, Наталью Ветлицкую или на худой конец, Аркадия Укупника). Так вот, диверсия с треском провалилась. На виниле дебютник Кар-Мэн лично у меня до сих пор идёт на ура!
Технология
Ещё один "везучий" исполнитель, которого хорошенько кастрировали при издании в цифре - группа Технология. Её дебютная и наделавшая много шороху пластинка "Всё, что ты хочешь!!!" с оригинальным содержанием тоже ни разу не была издана на CD. Зачем-то при издании CD-версии из альбома, который на виниле звучит нон-стопом (кстати, весьма оригинальный ход для советской поп-группы) убрали все красивые инструментальные вставочки между композициями, а у песни "Шутник" совершенно варварски уничтожили оригинальное вступление, которое включало зацикленный по кругу речитатив "По сводкам МВД СССР в последние годы резко увеличилось число самоубийств среди подростков-молодёжи 13-16 лет...". В сентябре 1991-го у меня от этого леденящего душу голоса и вообще от песни волосы дыбом вставали. Справедливости ради стоит сказать, что в плане звука на CD придраться не к чему. Звуковой материал, который всё-таки попал на компакт-диск, по динамике (энергетике) почти не отличим от оригинальной пластинки. Как говорится, спасибо хоть на этом.
Мираж и Ко
Первые два альбома Миража с оригинальными аранжировками и порядком песен тоже ни разу не были изданы на CD. Однако благодаря отличному качеству звука, два компакт-диска, выпущенные J.S.P. в 1994-ом году, и по сей день являются желанным украшением любой коллекции. Уверен, это максимум качества, которое можно было вытянуть с магнитной ленты на тот момент. Возможно, появление подправленных аранжировок было связано с невозможностью победить дефекты ленты в конкретных местах, поэтому их заменили более простыми, но чисто записанными. А вот зачем нужно было изменять порядок песен, для меня до сих пор загадка.
Наталье Гулькиной и группе Звёзды повезло куда меньше Миража: дебютный альбом "Дискотека" остался только на кассетах и катушках в частных коллекциях меломанов, поскольку на виниле альбом так и не вышел, а то, что выпустила ZeKo Records в 1995-ом на компакт-диске, имеет опять-таки хаотичный порядок песен и звук, который способен вызвать только отвращение. Впрочем, это полнейшее повторение истории с дебютником Кар-Мэн. Не удивлюсь, если мастеринг для обоих компакт-дисков делал один и тот же человек. Во-первых, очень уж похожая подача (мёртвый высушенный звук), а во-вторых, мне не хочется верить, что в России в середине 90-ых в звукорежиссёрской среде таких тугоухих бездарей было аж двое...
На этом я завершаю свой трактат, посвящённый особенностям цифровых изданий (CD) некоторых популярных исполнителей. Спасибо всем, кто осилил обе части. Надеюсь, эта информация кому-нибудь из вас пригодится.