Про отличия звука в разных релизах и прочие артефакты цифровой звукозаписи

Apr 05, 2018 15:05


Несмотря на огромное количество так называемых аудиофилов и серьёзных тру-коллекционеров музыки, едва ли вы найдёте хоть один ресурс или тематический форум в интернете, посвящённый конкретно звуку (оценке мастеринга) того или иного CD-издания. И уж тем более, вы не встретите форума, на котором обсуждаются звуковые дефекты и прочие особенности конкретного релиза того или иного альбома. В лучшем случае, люди ведут разговоры про буклет и бонус-треки, если речь о компакт-дисках или про вес пластинки, оформление обложки и наличие вкладки, если речь о виниле, но про саму фонограмму и её отличия в разных изданиях вы не встретите ни одного сообщения. Можно подумать, что главное, ради чего приобретается носитель с музыкой - качество записи - не имеет никакого значения.

Поскольку я являюсь меломаном, коллекционером и аудиофилом в одном флаконе, то любой компакт-диск в моей фонотеке (равно как и пластинка) помимо коллекционной ценности имеет ещё и ценность основную, то есть чисто фонограммную. За многие годы увлечения музыкой через мои руки уши прошло большое количество разных изданий одних и тех же альбомов. Среди них попадались как ужасно звучащие, так и наоборот шикарно записанные. О наиболее ярких примерах я и хочу рассказать в этом посте. Возможно, кому-то из вас эта информация покажется интересной.

Начну я с зарубежных пластинок.
И первым исполнителем, которому я посвящу этот пост, будет одна из самых величайших рок-групп всех времён -

Queen.

Стоит сказать, что изначально со звуком у Queen дела обстояли не так радужно, как у тех же Pink Floyd или Supertramp, но если оригинальные виниловые издания Queen вполне можно слушать и получать от них удовольствие, то впервые изданную E.M.I. Records в 1986-ом году серию альбомов на компакт-дисках, можно слушать только после очень продолжительной аудио-голодухи. И здесь я разбиваю миф "Самый лучший звук - у первопрессов" в пух и прах.

Та же E.M.I. Records в 1987-ом году впервые выпустила на CD все альбомы The Beatles. Но если стерео-альбомы (начиная с Help!) можно было хоть как-то заставить себя слушать, то первые четыре (сведённые в псевдо-моно) слушать было невыносимо, даже если принять перед этим изрядную долю алкоголя. Где-то я читал, что при самой первой оцифровке студийных лент с альбомами Битлз использовался 20-битный АЦП JVC, а поскольку формат CD подразумевает 16-битные сэмплы, то при подготовке мастера для CD младшие 4 бита тупо отбросили. Не знаю, насколько это соответствует правде, но звучат первые четыре альбома действительно весьма схематично и характер звука напоминает даже не MP3-160 CBR, а чрезвычайно грубо пожатый по А-закону музыкальный сигнал. И это самый яркий пример, когда первое цифровое издание лучше обходить за километр. Впрочем, даже знаменитое ремастированное на студии Abbey Road издание 09.09.2009 не имеет подлинно битловского шарма и бархатного обволакивающего звука, так что если вы страстно любите Битлз, вам некуда деваться - так или иначе придётся обзавестись виниловым проигрывателем, чтобы получать 100% удовольствие от музыки любимой группы. Впрочем, я отвлёкся.

Продвинутый собиратель Queen на компакт-дисках скажет мне, что E.M.I. Records была не первая, кто издал Queen в цифре и будет от части прав. Действительно, в 1983-ом году Electra издала в ФРГ альбом Queen "The Game", а в 1984-ом - альбом "News of the World", плюс японцы первыми в цифре издали альбом "The Works" в том же 1984-ом году. Что касается двух немецких изданий, то я сомневаюсь, что они были сильно лучше по звуку, чем первые английские. Другое дело, что с коллекционной точки зрения эти издания намного дороже английских, и я бы сам не отказался иметь их в коллекции (хотя слушать всё равно бы не стал).





К счастью, в 90-ых огромное количество записей рок-музыки '70-ых, включая Pink Floyd, Electric Light Orchestra, Supertramp, Genesis, Deep Purple, Black Sabbath и т.д. стало заново переиздаваться на компакт-дисках. Большинство изданий являлись не просто допечатками с матриц, сделанных ранее, а имели абсолютно новый цифровой ремастеринг. И на мой слух, самый удачным по звуку, с точки зрения мягкости и разрешения, является американское издание от Hollywood Records 1991-го года, выпущенное к 20-летию группы. У меня есть несколько компактов из этой серии, но датированные не 1991-ым годом, а началом нулевых. Накатка у этих дисков цельная в отличие от издания 1991-го года, где матричный круг отделялся от остальной части диска прозрачным кольцом. А на страницах буклета отсутствует гордая эмблема  "20 Queen Years" в форме белого ромба, сверху которого надета красная корона - неизменный реквизит Фредди, без которого не завершался ни один концерт Queen с момента записи Брайаном инструменталки God Save the Queen.



В 2011-ом году в Японии выходила ещё одна (уже не знаю, какая по счёту) ремастированная серия, на этот раз, в новом японском формате SHM-CD. В этой серии каждый альбом был представлен на двух компакт-дисках (оригинальный альбом + EP с неизданными ранее записями). В плане оформления и уникальности аудио-материала это, на мой взгляд, самая удачная серия Queen из всех существующих. Из этой серии у меня имеется альбом A Kind of Magic. Однако если говорить чисто про звук, то здесь не всё однозначно. Высокий уровень громкости говорит о том, что имела место динамическая компрессия. Если вы не ищете компромисс между красивым оформлением, редким (не изданным ранее) аудио-материалом (демо-записями, концертами, сингл-, кино- версиями) и приятным звучанием, а хотите только голый альбом со звуком, максимально приближенным к оригинальным пластинкам, я рекомендую всё же американскую серию Hollywood Records.



C.C.Catch "Like a Hurricane" 1987

Первый пресс этого альбома на CD звучит если не плохо, то достаточно зажато. Музыка лишена плотного приятного баса, а тембральный баланс смещён в область средне-верхних частот. К сожалению, полноценный мастеринг этого альбома есть только на пластинке 1987-го года от Hansa.



Если же пластинку крутить не на чем, а альбом хочется иметь в коллекции, то я советую найти российское издание этого альбома, которое в 2000-ом году выпустил лейбл CD-MAXIMUM. Диск имеет каталожный номер CDM 0900-499 и включает сразу два альбома C.C.Catch - Like a Hurricane (1987) и Big Fun (1988). Звук там более плотный и в целом гораздо ближе к оригинальной пластинке, чем первопрессное немецкое издание. Кроме того, за счёт халтурной маленькой длительности боленовских пластинок, на диск влезло ещё 3 бонус-трека - House of Mystic Lights (Radio Swing Mix), Don't Shoot My Sheriff Tonight и Do You Love As You Look. Единственный минус российского издания - паузы между треками короче оригинальных.

Fancy "Flames of Love" 1988

Мало того, что у звука на первом CD-издании нет цельности и напористости, так ещё присутствует стойкое ощущение, что мастеринг делался с магнитной ленты, поскольку то и дело слышатся характерные для ленты выпадения и едва заметная пожёванность, которые принципиально невозможны, если мы имеем дело с цифровым источником. Три заветных буковки на CD - AAD - развеивают любые сомнения и говорят о том, что альбом записывался, к моему огромному удивлению, в допотопном аналоге. Только почему-то на пластинке, которая вышла одновременно с CD, никаких проблем со звуком нет.



Ровно такая же участь постигла альбом Chris Norman "Some Hearts Are Diamonds" (1986), который, как известно, продюссировал Дитер Болен. Первое цифровое издание не имеет аналоговых плаваний, но в плане рыхлой подачи звука оно ещё хуже, чем Like a Hurricane. Поэтому диск пробыл у меня буквально несколько месяцев прежде, чем я удачно от него избавился. Есть и хорошая новость. В 2000-ом году российское издание CD-MAXIMUM выпустило диск с этим альбомом, а также альбомом Smokie "Midnight Cafe" (каталожный номер - CDM 1098-208), который звучит очень приятно. Расплата за два полноценных альбома на одном CD - микроскопические паузы между песнями. Они совершенно не соответствуют паузам на виниле, и лично меня это немного раздражает, поскольку со времён катушек, записанных в студии звукозаписи, я привык к оригинальным 4-секундным паузам.

Завершая тему DISCO 80's, хочу сказать, что искать на CD удачно-записанные альбомы итальянского проекта Radiorama (равно как и австрийского Joy) - безнадёжное занятие. Самый лучший звук первого альбома Radiorama (Desires and Vampires) - на итальянском виниле от OUT, а второго - на итальянском виниле от Radiorama Productions. Да, это зелёное издание The Second Album не имеет красивой ритейловой обложки, зато имеет сочный жирный звук, от которого можно улететь. А вот виниловые релизы от Ariola, причём не только альбомов Radiorama, но и других итало-диско исполнителей я бы брать не советовал. Уж больно часто они грешат глуховатым звуком, что c диско-музыкой, сами понимаете, совершенно несовместимо.

Europe "The Final Countdown" 1986

Первый цифровой мастеринг альбома The Final Countdown, сделанный помимо Японии, ещё и в Австрии на заводе "Sony DADC" звучит просто чудовищно. Звукачи при выпуске первого цифрового мастера так сильно увлеклись борьбой с шумами, что в итоге убили вместе с ними всю музыку. Результат - запись имеет чрезвычайно выхолощенный и сухой звук, который не способен вызвать даже толику эмоций.

К счастью, в 2001-ом году SONY выпустила ремастированное издание с совершенно жирным шикарным звуком, полным открытости и подлинного удовольствия. Кроме того, этот релиз включает три "живых" вещи - The Final Countdown, Danger on the Track и Carrie, записанных во время лондонского концерта, проходящего в рамках тура The Final Countdown World Tour 1987-го года.



Fleetwood Mac "Rumours" 1977

Если говорить про удачные ремастеры, которые прошли через мои уши, то первое место в моём чарте бесспорно занимает подарочное двухдисковое издание альбома Fleetwood Mac "Rumours" 2004-го года. Я бы назвал его самым приятным исключением из правила "новодельные ремастеры - зло", поскольку большинство современных ремастеров действительно грешат задранным в 0 дБ уровнем громкости и, как следствие, сильной компрессией динамического диапазона. В отличие от большинства из них, это издание "Rumours" звучит просто божественно. Настолько аккуратно прописаны партии всех инструментов и вокала, и при этом всё это слушается настолько живо и имеет такую невероятную вовлечённость, что можно подумать, мы имеем дело не с цифрой, а со студийной плёнкой. Если бы все компакт-диски так качественно записывались, никому бы в голову не пришло обвинять формат CD в несовершенстве и ущербности. Моё личное убеждение - 99,9% проблем паршиво-звучащих изданий на CD связаны отнюдь не с форматом "44.1K / 16", а с конкретным бездарно-сделанным мастерингом, а в случае со старыми аналоговыми записями - с криворукой оцифровкой и/или обработкой исходного материала.



В завершении поста, посвящённому зарубежным дискам (как вы понимаете, я планирую также пост и с отечественными), мне хотелось бы рассказать о таких курьёзных вещах, как артефакты мастеринга. Одними из ярчайших примеров откровенного брака при цифровом мастеринге являются американские издания альбомов Ace of Base "Happy Nation" (U.S. Version) и "The Sign". Оба диска включают зажигательную композицию My Mind (Mindless Mix), которая в районе 2:19 имеет мощный неприятный хлопок в левом канале. Он настолько энергоёмкий, что на предельно большой громкости вполне может вывести левую колонку из строя. Если же вы слушаете этот трек в наушниках, то рискуете получить неприятный удар по барабанной перепонке. Самое забавное в том, что оба этих диска неоднократно переиздавались, но косяк ни в одном переиздании так и не был устранён. Даже в 2015-ом году, когда в Штатах в очередной раз вышел альбом The Sign уже на виниловой пластинке, этот оглушающий хлопок так и остался на своём месте.

И я думаю, что всё дело тут в том, что с момента появления цифры звукорежиссёры настолько охренели расслабились, что вообще не утруждают себя отслушиванием того звукового материала, который они издают для нас - простых любителей музыки. И правильно. Зачем? Цифра ведь совершенна в отличие от архаичного аналога.

Продолжение следует...

cd, музыка

Previous post Next post
Up