«До встречи с тобой» Джоджо Мойес не только дочитываю, но и посмотрела фильм.
Впечатление от кино - иллюстрация, причём довольно убогая - главная героиня до того не привлекательная, кривляка, махонькая, да ещё и одевается (согласно роману) - совершенно ужасно. Представляешь, читая, что это китч или безвкусица, а в фильме - это глупость: ей 28 лет, а играют её, как инфатильную дебилку с совершенно неразвитым воображением, но с «большим сердцем». Представляю, как напрягался артист-красавчик, играющий Уилла, чтобы демонстрировать своё «восхищение».
Но речь о другом: и книга (и фильм, понятно) о выборе инвалида между жизнью и смертью, если его жизнь не совпадает с той, которой бы он хотел жить. Тут беспомощный калека, полностью зависящий от посторонних, вообще-то, имеющий возможность продолжать жизнь, (но ничего от неё хорошего не ожидая), руководствуясь лишь чувством долга перед близкими или религиозными соображениями - выбирает добровольную смерть. Веры в этих произведениях нет вовсе, долг перед близкими не рассматривается - «это касается моей жизни, решать мне».
Он говорит о том, что не может жить полной жизнью (а прежняя жизнь эту полноту ему обоспечивала с лихвой - полноту владения телом: серфинги, горные лыжи, плавание, секс и прочее и прочее), поэтому не сможет смириться с потерей всего этого.
А вот интересно - очнись он в другой жизни, бестелесный, но с памятью о прежнем себе - не раскается ли, что, вообще-то, получил то же самое, разве без болей и с независимостью от ухода других по своему обеспечению; только ведь «там» и другого не будет - не будет никакой прежней жизни. Зачем торопился? Что предпочтительнее - уйти самовольно в другую жизнь с неизвестным содержанием (вдруг ещё и наказание последует!) или всё же дожить из любопытства, тем более - уход пожизненный обеспечен.
И применительно к себе - столького я лишена в жизни, опять же - боли и неудобства, опять же моральные и физические трудности, опять же безрадостные перспективы старости на одной ноге без финансовой обеспеченности…
Я и молодая предпочла бы вообще не родиться, чем жить такой вот жизнью. Просто не родиться или умереть от той болезни - и ничего бы не было.
Но уйти по собственной воле! Это как надо страдать, чтобы решиться на прерывание их. Уилл же - эгоцентрист: раз не могу на лыжах и прочее, то и незачем жить.
В романе для Кларк Луизы почти хэппи-енд: он оставляет ей какую-то внушительную сумму, чтобы она «жила ярко». Не знаю, какой был опыт у автора, возможно, она - прототип Луизы, но вещь получилась всё же не слишком качественная, слезливая получилась вещь и опять же от лица наблюдателя, а не самого инвалида.
Чем руководствовался Уилл, поступая так жестоко и с собой, и с близкими, и с той же Луизой, кроме трусости перед ожидаемыми физическими и нравственными страданиями - не понятно.
Ну и ещё: этот выбор... Как «Страдания молодого Вертера» для несчастливых влюблённых подсказали путь самоубийства, так роман "До встречи стобой" - вполне может «подсказать» подобным инвалидам вот этот «выход». А значит, автор станет невольным соучастником смертей неизлечимых парализованных.
А для девушки Луизы, которую ждёт безоблачное будущее, смерть Уилла - лучший выход. Пройдёт год или два, яркие воспоминания-переживания потускнеют, хотя память о богатом беспомощном красавце останется, но жизнь будет прекрасно продолжаться.