Прочитанное (из дневника)

Jul 11, 2017 13:40


Март, 2005 Несколько дней читала «Стрекозу, увеличенную до размеров собаки» Ольги Славниковой. Треть читала подряд, буквально мучаясь от слога, а больше - от той тягомотины, какой представляет Славникова жизнь людей, нас, россиян, хотя не имеет значения - россияне там или нет, главное, что все вместе и каждый в отдельности описанный ею человек не имел права родиться, настолько он (она) нелепа на земле, насколько безрадостна ее (его) жизнь, насколько все бессмысленно - и молодость, и детство, и взрослость, насколько суетливы и бездарны все персонажи и как же они все несчастны. «А ну-ка, что ты за человек?» Из «Стрекозы…» Славникова для меня настолько глубоко несчастная, и как ее только ноги держат! Не смогла дочитать до конца, треть книги просто уже по касательной пробегала - что же там дальше, и все ужасно! Может, это из-за того, что читала с экрана. Но скорее, это уже мое отношение к художественной прозе - не могу читать. Или неинтересно, или просто скучно, или глубоко (как «Стрекозу») отторгаю из-за неприемлемости вот так видеть жизнь.
Цитата из «Истории религии» (А. Мень): «Глубокое  непонимание,  которое  он  встретил  при жизни, говорит о  том,  что  этот  человек  принадлежит  не  столько  своему времени, сколько тому духовному братству, члены которого во  все  века  были как бы пришельцами среди людей». (Это об Аменхотепе Четвертом, египетском фараоне-реформаторе - 15-тый век до н.э.) Эти «члены духовного братства» - перекличка с Андреевым - пришельцы среди людей. Когда Мень или Андреев говорят о выдающихся личностях (например, о Вл. Соловьеве), то упоминают этих «пришельцев». И Цветаева это же имеет в виду, вводя понятие «пленный дух».
Еще из Меня цитата интересная: «Горячий  темперамент,  проницательный, несколько  саркастический  склад   ума,   любовь   ко   всему   прекрасному, необузданная  художественная  фантазия  -  все   это   незаметно   подменяло религиозное  творчество,  превращая   его   в   творчество   художественное, нравственно безразличное». Это о греческой религии и поэмах Гомера.
Вот это - «творчество   художественное, нравственно безразличное» - крайне интересно! Можно ли сочетать художественное и нравственное? И насколько будет ценно в жизни людей «нравственно небезразличное художественное творчество»?
И дальше там же «в глубине человеческого существа всегда живет  стремление  не только к красоте, но и к истине и добру».
Вот этого стремления - вообще, к чему либо из перечисленного - я не увидела у Славниковой, там не было ни веры, ни надежды, ни любви.

По поводу

Previous post Next post
Up