Март, 2005 Несколько дней читала «Стрекозу, увеличенную до размеров собаки» Ольги Славниковой. Треть читала подряд, буквально мучаясь от слога, а больше - от той тягомотины, какой представляет Славникова жизнь людей, нас, россиян, хотя не имеет значения - россияне там или нет, главное, что все вместе и каждый в отдельности описанный ею человек не имел права родиться, настолько он (она) нелепа на земле, насколько безрадостна ее (его) жизнь, насколько все бессмысленно - и молодость, и детство, и взрослость, насколько суетливы и бездарны все персонажи и как же они все несчастны. «А ну-ка, что ты за человек?» Из «Стрекозы…» Славникова для меня настолько глубоко несчастная, и как ее только ноги держат! Не смогла дочитать до конца, треть книги просто уже по касательной пробегала - что же там дальше, и все ужасно! Может, это из-за того, что читала с экрана. Но скорее, это уже мое отношение к художественной прозе - не могу читать. Или неинтересно, или просто скучно, или глубоко (как «Стрекозу») отторгаю из-за неприемлемости вот так видеть жизнь.
Цитата из «Истории религии» (А. Мень): «Глубокое непонимание, которое он встретил при жизни, говорит о том, что этот человек принадлежит не столько своему времени, сколько тому духовному братству, члены которого во все века были как бы пришельцами среди людей». (Это об Аменхотепе Четвертом, египетском фараоне-реформаторе - 15-тый век до н.э.) Эти «члены духовного братства» - перекличка с Андреевым - пришельцы среди людей. Когда Мень или Андреев говорят о выдающихся личностях (например, о Вл. Соловьеве), то упоминают этих «пришельцев». И Цветаева это же имеет в виду, вводя понятие «пленный дух».
Еще из Меня цитата интересная: «Горячий темперамент, проницательный, несколько саркастический склад ума, любовь ко всему прекрасному, необузданная художественная фантазия - все это незаметно подменяло религиозное творчество, превращая его в творчество художественное, нравственно безразличное». Это о греческой религии и поэмах Гомера.
Вот это - «творчество художественное, нравственно безразличное» - крайне интересно! Можно ли сочетать художественное и нравственное? И насколько будет ценно в жизни людей «нравственно небезразличное художественное творчество»?
И дальше там же «в глубине человеческого существа всегда живет стремление не только к красоте, но и к истине и добру».
Вот этого стремления - вообще, к чему либо из перечисленного - я не увидела у Славниковой, там не было ни веры, ни надежды, ни любви.