Расхвален в сети. Сын на новый год подарил сертификат на книгу, купила, читаю.
Из записей в дневнике: "Читаю «Зулейху…», уже пол книги прочитано, а втянуться не могу. Написано на манер сценария - «Зулейха сидит на нарах. Перед нею…». Психологии и переживаний - этого нет. Всё схематично, поверхностно, внешне. Только сюжет - вот она дома, вот в лесу, в пересыльной тюрьме. Соседи, Упыриха, муж, Игнатов, Лейбе.
Никому не сочувствуешь - действительно, как кино глядишь и ни один артист (а их и нету, придумывай себе сам) не растревожил и не вызвал сопереживание.
История женщины, попавшей в жернова драматической истории страны? Так я их уже сколько читала? Разве про татарку ещё не читала - эмоционально полуглухую, обычаями своей нации оглушённую. И вот глядит она на всё, весь этот ужас, что с людьми другие люди творят, «зелёными глазами в пол-лица» и молчит. И пока я так думаю, что ещё одна книга про ужасы раскулачивания, подавления, только не глазами Евгении Гинзбург (образованной, умной, из управляющего страной слоя), а татарки из народа, которая жила, как ей велят обычаи и домочадцы для ублажения вышестоящих родных, а тут велят Игнатовы или Гореловы - чужие вовсе, и что они её заставляют делать никому не на пользу.
Зульфия - в роли кошки, ничего не понимающей, но с инстинктом жизни. Она и глядит на всё этими зелёными глазами, затаивается, ест - что перепадёт, двигается, куда укажут. Что-то не верю я, что «простая женщина» настолько эмоционально глуха и никак не протестует. Хотя в начале книги свою свекровь она точно ненавидит, но со смертью мужа будто в чурку превратилась. Ни слёз, ни жизни…
Дочитала «Зулейху…». Название «…открывает глаза» - не понятно: на что открывает? Терпеливица в семье мужа, терпеливица на поселении. Любовь к сыну - жертвенная, а он её покидает - сбегает в мир. Похоже, Игнатов станет ей вместо сына - на кого излить свою жертвенность. Возникающая время от времени Упыриха - то ли совесть, то ли предчувствие беды (интуиция). Биографический ли материал с посёлком - не ясно. Роман на тему: «Всюду жизнь». В какие бы условия не попадало живое существо (человек, в частности) - оно даёт ростки, выживает. Аллах (Бог) не при делах. Искать книги автора не стану - не люблю про чужой (не европейский) быт, не понимаю и не принимаю. Айтматова читала, но самые такие «европизированные» его романы: «Буранный полустанок», «Плаха»… Как национальные черты - всё, не втягивает. А «Зулейха…» ещё и написана, как сценарий. Фильм «Край» напомнила.
Равнодушие к тексту у меня имеет два признака - нет нетерпения при чтении: что дальше? И нет сочувствия ни к кому из героев или персонажам. Читаешь - как смотришь какой-нить сериал. Хотя бы интересная информация! А то после «Крутого маршрута» уже про поселения читать не интересно, напитан этим горем и ужасом - поэтому нужен Достоевский, чтобы тронуло и затянуло.
Наблюдения, обобщения - всего этого нет. Карандаш (для заметок и отчёркиваний) ни разу не пошёл в дело …