Вторая статья епископа Евтихия, оставшаяся совсем без внимания.
Моя недавняя статья «
Почему я против крещенских купаний» была основана на материале, заимствованном из «Настольной книги для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова. Я пользовался репринтным воспроизведением её третьего издания 1913 года, напечатанным Издательским отделом Московского
(
Read more... )
На самом деле, вопросы с каждым годом звучат все острее. Просто еще десять лет назад и представить себе было сложно, что купание в «иордани» станет в Томске и в России массовым явлением, настолько массовым! Несмотря на то, что в до октября 1917 года в Крещение купались в каждом селении по всей Российской Империи, в начале 21 века в Томске не купались совсем. Были такие, кто просто обливался в Крещение на морозе освященной водой (семинаристы, прихожане некоторых храмов). В то время была одна прорубь в Томском районе - частная инициатива верующих. Так, в купаниях участвовало всего несколько десятков человек.
В Томске на Белом озере, где купель освятил архиепископ, иордань окружена елками - символом креста в народной культуре, а на льду лежало сено. Кстати, в этом году сеном были обложены купальни в д. Кандинке и с. Калтай Томского района
В одном из песнопений праздника, описывалось его содержание: «сено будучи, огню прикоснусь Твоего Божества».
Сено - образ ветхости, недолговечности человека, а образ Божества, Святого Духа - огонь. По свидетельству этнографов, вокруг крещенских купелей горели в далеком прошлом костры. А также на праздник Крещения сжигали копны сена, соломы. Видимо, той самой, что была освящена крещенской водой «на иордани».
купание в водоемах на Крещение - это не только русская традиция. Существовала она в Грузии, ее до сих пор соблюдают в Болгарии и Сербии. А пришла она, очевидно, из Византии. Современные греки также ныряют в освященные морские воды. Только у наших братьев по вере обычай крещенских купания немного иной. Там так же, как в России, первое водосвятие совершается накануне Крещения в Сочельник в храме. Эту воду верующие несут по домам и окропляют все вокруг.
Я помню, как моя бабушка окропляла святой водой мел и ставила им крестики на всех дверях в доме. Они были как Вифлеемские звездочки, указатели правильного пути. Кстати, тот самый С. Булгаков, автор «Настольной книги священно-церковно служителя», на которого ссылаются противники крещенских купаний, описал как в его время (середина 19 в.). в некоторых губерниях России вместо таких крестиков мелом рисовали три буквы - инициалы трех царей-волхвов, пришедших к Родившемуся Христу.
В особые христианские праздники, каковым является Богоявление (Крещение), в древней Церкви крестили новых членов общины. Поэтому и сегодня после праздничной службы торжественный крестный ход идет к водоему. В Болгарии, пока идет освящение, все мужчины стоят в водоеме. В других странах окончания водосвятия ждут на берегу. Как только священник освятил воду крестом трижды, он бросает крест в море (реку, озеро), а мужчины бросаются за ним. Тот, кто приносит крест, считается самым счастливым в наступившем году.
Дело в том, что крещенское купание - это стремление выразить свою веру, причастность Церкви, желание проявить свою готовность «работать Богу», дабы получить особую благодать для просвещения ума, исцеления тела. Посмотрите, как окунаются в Крещение - ждут порой по несколько минут, осеняют себя крестным знаменем и, главное, для них это не обыденная рутина, подготовленная длительными тренировками, это преодоление себя.
Для традиционного сознания не существует таких границ, как время и пространство. Поэтому именно праздник Крещения жители России, Томска, окунаются «на иордани» в Москва-реке, Неве, Волге,.. потому что здесь и сейчас, а не две тысячи лет назад где-то на окраине Римской империи, Христос в водах Иорданских освятил «водное естество»
Reply
Leave a comment