Вторая статья епископа Евтихия, оставшаяся совсем без внимания.
Моя недавняя статья «
Почему я против крещенских купаний» была основана на материале, заимствованном из «Настольной книги для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова. Я пользовался репринтным воспроизведением её третьего издания 1913 года, напечатанным Издательским отделом Московского Патриархата в 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Настоящее издание содержит извлечения из некоторых отзывов о первом (1892 г.) и втором (1900 г.) издании этой книги. Приводятся мнения весьма авторитетной церковной периодики того времени: «Богословский библиографический листок», «Вера и разум», «Церковные ведомости», «Московские церковные ведомости», «Церковный вестник», «Вера и Церковь», «Странник». Из общего одобрительного тона отзывов я бы сделал особый акцент на следующих: «Нет издания более необходимого и полезного для духовенства…»; «Настольная книга» является выдающимся руководством для священноцерковнослужителей. Но этого мало сказать о труде Булгакова. Автор приходит на помощь к своим читателям с полным знанием дела, выводя их из лабиринта неясностей, недомолвок, противоречий».
На страницах 24 и 25 первого тома этой книги я и нашёл авторитетное церковное мнение о «крещенских» купаниях. Привожу его полностью:
«В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в р. Иордан во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своею жизнью и здоровьем. - Если верить газетным сообщениям, то будто бы в Сухумском округе существует обычай, по которому св. крест, погружённый при водоосвящении в воду, предлагается вынуть за плату кому-либо из присутствующих мирян («Неделя» 1892 г., № 8). В приморских же городах Таврической губ. наблюдается среди русского населения обычай бросания креста в море. Этот обычай общепринят в Греции и Болгарии, где всегда много находится охотников достать брошенный крест, причём ни в одном году не обходится дело без убийств и несчастных случаев (см. «Рязанские епархиальные ведомости», 1894, № 5). В наши южные приморские поселения этот обычай принесё колонистами и состоит в том, что по освящении воды в волны бросается большой деревянный крест, за которым некоторые и плывут, сидя в лодках, едва прикрытые верхним платьем, затем последнее быстро сбрасывается и все желающие достать крест вплавь спешат к нему; доставший крест после ходит с ним по городу, собирая дань своей удали; при этом в одних местах часть денег идёт на бедных, часть - на приходскую церковь и часть - в пользу словившего крест, в других местах все собранные деньги расходуются словившим крест на пирушку. Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».
(
читать дальше )