Ян Стен

May 04, 2018 20:42

    "Жертвоприношение Ифигении" достаточно популярный сюжет. Новизна трактовки Стена заключается в том, что действие распадается на две разновременные сцены, искусно связанные общей тематикой жертвоприношения. Слева - классическая вариация на тему жертвоприношения Ифигении. Здесь присутствуют все необходимые атрибуты - cтатуя Дианы, олень, фигуры в античных одеяниях. Однако происходящее в правой части картины скорее похоже на подготовку к жертвоприношению дочери Иеффая.

Языческие жрецы как правило изображаются в капюшонах. Остроконечная тиара характерна для первосвященников Храма:


                   

The Sacrifice of Jephthah's Daughter.  Sebastiano Mazzoni (ca. 1611-1678)                         Ян Стен. "Жертвоприношение Ифигении" (деталь)
 Таким образом, в левой части сгруппированы античные типажи - фигуры в капюшонах, Амур со сломанной стрелой. А в правой части -  ближневосточные/библейские персонажи: служители культа, мальчик со свечой - символом веры, некто в чалме, злобного вида старик в меховой шапке, воины Иеффая. Граница между двумя этими мирами достаточна условна, дочь Иеффая буквально переступает её и будучи неотличимой от Ифигении спасётся по милости Дианы, а не сгорит на костре во славу Яхве. По сути работа Стена представляет собой саркастический комментарий на фанатичность религиозных деятелей его времени  и чуть ли не на сам христианский концепт спасения.
Previous post Next post
Up