Борьба с языческими идолами занимает особое место в христианской иконографии. Хорошая подборка представлена в
статье Массимо Леоне, (начиная со стр.8). Сокрушителями идолов традиционно выступают святые, однако возникает своего рода парадокс - уничтожаемые идолы должны быть более менее реалистично изображены как сакральные объекты поклонения, что идёт вразрез с изначальной художественной задачей запечатлеть триумф христианской веры. Идолы так же похожи на людей, поэтому желательно по возможности визуально "обесчеловечить" их. Пожалуй, менее остро эта проблема стоит в иконописи, для которой не свойственен реализм.
В этой связи примечательна история с
уничтожением идола Велеса в Ростове Великом:
Хотя иконописец намеренно уменьшает размеры статуи в сравнении с человеческим ростом, всё равно возникает довольно забавный эффект - идол Велеса оказывается похожим на Иисуса. Может даже показаться, что удар наносится под ребро, то есть идёт невольная визуальная перекличка с сюжетом о
копье Лонгина.
На этой версии Велес обезличен и больше похож на манекена в диковинном головном уборе. Истукан, по всей видимости, стоит перед святилищем и это, должно быть, очень редкое изображение славянского языческого храма на православной иконе. Cвятой Авраамий наносит удар крестом, а не остриём жезла. Фигура в правом нижнем углу - Велес поверженный/сбитый с пъедестала. Хотя Иисус мог быть изображён несколько раз на одной иконе, чтобы показать движение или развитие сюжета, довольно необычно, что в данном случае именно "бес" дважды изображается в разных ракурсах.
Как написано в Брокгаузе и Ефроне, жезл долгое время хранился в монастыре, основанном на месте разрушенного капища, и был взят Грозным при походе на Казань. Крест, служивший рукояткой, был откручен и оставлен в монастыре.
тот самый жезл?