Я давненько вообще ничего не смотрела - ни кино, ни сериалов, перегорело и не тянет. Своим сейчас голова занята. Но муж случайно набрел на этот довольно старый фильм с Киану Ривзом - "Криминальная фишка Генри" - посмотрел и стал настоятельно советовать это кино мне.
Он выразился примерно так:
- Мне совершенно точно не нравятся такие фильмы, они больше в твоем вкусе, но этот фильм мне понравился - и я досмотрел его до конца.
- И что в нем особенного?
- Вот не знаю. Посмотри и скажи.
Я долго собиралась, но посмотрела. С переводом названия зачем-то перемудрили - на английском оно называется просто "Преступление Генри" (и, в общем-то, больше подходит характеру героя).
Теоретически это криминальная драма (или даже мелодрама). Довольно банальное - и, пожалуй, цепляющее именно своей банальностью и бытовушной безысходностью начало. Лично мне напомнило джармушевский "Патерсон" (хотя мужу я даже в свой "джармушевский период" советовать его не взялась, обошлись тогда "Мертвые не умирают", который муж досмотрел с третьего раза и "Пределом контроля", который он так и не досмотрел))). В "Патерсоне" был водитель автобуса, здесь - кассир на платной дороге.
У главного героя изо дня в день одна и та же мутная муть. Разве что в обеденный перерыв стихи Киану не пишет, как герой в "Патерсоне", а дома его ждет вместо креативной жены-выдумщицы, жена - ночная медсестра, у которой все надежды на светлое будущее ограничиваются заведением ребенка (вот и еще одна подруга забеременела, а она все нет).
Очередную безрадостную совместную трапезу прерывает звонок в дверь - школьный приятель-заводила дурацким обманом втягивает заторможенного героя Киану, Генри, в столь же дурацкое ограбление банка. Он все понимает слишком поздно, уже когда все идет не так, но даже и поняв, не в силах, сбросить свое "сонное" состояние и принять какие-то срочные меры. Его единственного из "банды" ловят, но он никого не сдает и получает свой небольшой срок.
В тюрьме он знакомится со знатным "сидельцем" Максом, который накануне освобождения Генри бросает ему в шутку, мол, ты отсидел за ограбление, которого не совершал, значит теперь имеешь право действительно совершить ограбление.
Фраза эта настолько западает Генри в душу, что
он постоянно крутит ее про себя и так, и этак. За то время, пока он был в тюрьме, жена его сошлась с одним из тех самых незадачливых грабителей банка, которых он не выдал, и наконец-то забеременела. И вроде он любил жену, но и ее предательство не вывело его из "оцепенения". Он просто забирает свои коробки с вещами из теперь уже чужого дома, равнодушно слушает рассказ ее нового мужа про какую-то финансовую пирамиду, на которой тот собирается в ближайшее время озолотиться, желает бывшей жене счастья и уходит.
Единственное место, которое продолжает его хоть как-то притягивать - это тот самый банк. И там-то и случается второе инициирующее событие - его сбивает на машине актриска из местного театра прямо напротив банка.
Намеренная "театральность" сюжета - тот же самый охранник банка, что поймал его при прошлом незадачливом ограблении, в этот раз помогает ему подняться и доводит до бара напротив, где тот пьет воду и приводит себя в порядок в туалете. На актриску он зла не держит - он все еще в том же самом "зачарованном сне", из которого, кажется, ничто не может его вывести.
В таком же отрешенном состоянии он заходит в туалет местного бара, оригинально оформленного ретро-фотографиями времен "сухого закона", и видит перед писсуаром старое фото с подписью о том, что когда-то контрабандисты вырыли туннель между банком и находящимся рядом театром и хранили там свои запасы. И тут у Генри как будто что-то щелкает в мозгу - вот он, его золотой шанс "оправдать" незаслуженную отсидку. Он ограбит тот же самый банк, за ограбление которого его несправедливо осудили, но сделает это не пошло-примитивно, ворвавшись в зал в масках с пистолетом (или муляжом), а найдет этот тоннель и как-нибудь проберется через него в хранилище.
Тот факт, что он понятия не имеет, существует ли до сих пор тоннель, куда именно в банке он ведет, как его вообще найти - в этот момент вообще не смущает. Он "проснулся". С этого момента начинается его история.
И настолько сильно, похоже, эта его атмосфера "пробуждения", что когда он приходит в тюрьму, где все еще сидит Макс, и прямо в общей комнате тихонько рассказывает ему, что задумал, Макс, несмотря на то, что поднимает его на смех, говорит, что ему гораздо спокойнее закончить свои дни здесь, в тюрьме, чем гнаться непонятно, за чем и уходит на половине разговора - тем не менее находит какую-то убедительную инфу, которую выдает на ближайшей комиссии по УДО и выходит, чтобы ввязаться в это безумное предприятие Генри (подробности которого именно Максу, сидевшему за многократное мошенничество, придется и проработать).
Ну и "вишенка на торте", ахах, буквально)) В театре, из которого ведет старый заваленный тоннель в банк, как раз ставят "Вишневый сад"))
Актриска, сбившая Генри, по счастливому совпадению, ахах, играет в спектакле Раневскую. А Генри, для того, чтобы иметь беспрепятственный доступ к старому заваленному тоннелю, нужно не много, не мало получить роль Лопахина, потому что именно в гримерке актера, игравшего раньше эту роль, находится закрытый стеной ход. Ну а дальше уже был бы спойлер, так что умолкаю. Скажу только, что Лопахин из Киану Ривза, как по мне, так шикарный)))
И мне, черт подери, нравится их сентиментально "отсебятская" концовка "Вишневого сада". В конце концов, ведь Чехов всегда говорил, что "Сад" - это комедия, ахах)