Элиза, Герда и я, или как там дела с романом

Aug 06, 2016 09:24

Вчера случайно (ну как случайно, все неслучайно в этом мире)) попала на вебинар Ланы Тайгес по юнгианскому толкованию сказок. Училась раньше на курсе по юнгианской психологии и на серии вебинаров по мифологическим "богиньским" архетипам в женской психике - оба в свое время произвели сильное впечатление, но там для меня именно что была новая и очень актуальная на тот момент информация. Сказки и мифы как глубинную часть психики я уже активно отрабатывала раньше и сейчас вроде бы совершенно была не настроена на продолжение темы, но меня зацепил один-единственный предварительный вопрос: какой момент в любимой сказки в детстве производил самое сильное впечатление и чем.

Сначала у меня закономерно всплыл в памяти тот момент из "Снежной королевы", про который я уже много писала по разным поводам - когда Герда попадает в "волшебный сад" к милой старушенции и та, желая оставить у себя навсегда такую чудесную девочку, полюбив ее, как свою дочку, которой у нее никогда не было, колдовством заставляет ее забыть о цели путешествии, про Кая. Меня очень цеплял момент, что Герда, несмотря на чудесный уют этого волшебного места, нашла в себе силы стряхнуть "доброе" колдовство и выйти за калитку, в холодный осенний ветер, в неизвестность, чтобы продолжить свои поиски.

Наверно, если бы я остановилась на этом моменте, то и не стала бы слушать вебинар, потому что в этой идее не было ничего для меня нового, я ее уже по-разному прорабатывала. Но я вспомнила еще одну сказку, которую обожала даже раньше, чем "Снежную королеву", которую с раннего детства, когда еще сама не умела читать и мне читала мама, без конца пересматривала диафильмом. А потом уже и когда умела читать и знала ее практически наизусть, все равно она меня будоражила. И действительно там был один момент, который в раннем детстве цеплял меня сильнее, чем история про Герду, уходящую из волшебного сада.

Это "Дикие лебеди" и тот момент, когда Элиза, уже после того, как молодой король нашел ее в лесу, влюбился, привез в королевство и объявил скорую свадьбу, была вынуждена ходить ночью на городское кладбище, чтобы нарвать там крапивы для последних рубашек, которые должны были навсегда вернуть человеческий облик ее братьям.

Королевский священник, епископ, кажется, сразу был недоволен скоропалительным романтическим решением короля и странная девушка из леса вызывала у него подозрения. А уж когда он застал ее за явно "ведьмовским" занятием, которое она, к тому же даже никак не могла объяснить, ибо была связана клятвой молчания на время работы над волшебными рубашками, судьба ее стала решаться совсем уж трагическим образом.

Сколько раз я читала и смотрела эту сказку, столько меня почти до слез расстраивало, что молодой король не встал на ее сторону, не защитил ее от нападок. Казалось бы, не первый раз даже за эту сказку Элизу бросили один на один с бедой - сначала отец не признал в уродливой бродяжке свою прекрасную маленькую принцессу, потом братья-лебеди опознали ее лишь после того, как она умылась в волшебном озере... Король этот тоже влюбился в "лесную красавицу", а когда понадобилась его реальная помощь - отошел в сторону и позволил ее оклеветать (хотя собственно говоря, а кем она была, если не ведьмой, когда плела волшебные рубашки из крапивы для оборотней-лебедей?))) Если бы она не была связана клятвой и попробовала объяснить ему, чем она занимается... кхм... было бы его решение иным?)) В раннем детстве я об этом не думала, мои размышления в эту сторону не шли вовсе. Позже - шли.

И я теперь понимаю, почему со временем этот сюжет уступил в моем восприятии месту из "Снежной королевы".
Став старше, я уже могла понимать, что даже если бы Элиза взялась объяснять королю, чем занимается и почему, в конце концов, она был могла продемонстрировать ему превращение братьев в лебедей и обратно и рассказать страшную историю - в этом мире колдовство было реальной составляющей, а не мифом - как они все оказались в этой прескорбной ситуации... Ну и потом она же взялась плести эти жуткие рубашки, ничего не зная о сути колдовства - просто она поверила, что это может помочь. Вполне могло оказаться все обманом, это раз. Или, скажем, условие о немоте во время работы над рубашками могло оказаться избыточным - все подействовало бы и так. Ну и вот если бы вот это все случилось, в моей воображаемой исправленной сказке - какова была бы реакция короля? В этом случае - встал бы он на ее сторону или ничего бы не изменилось?

Окей, даже если клятва молчания была обязательным условием получения результата в этой магии и ее нарушение бы полностью отменило возможный результат - король ради своей возлюбленной (в конце концов, он же презрел все правила "подходящей женитьбы", чтобы взять ее в жены) мог бы найти других могущественных колдунов, которые сами совершили бы магию превращения. И злопыхатель-епископ сидел бы при всем при этом тише воды ниже травы, а то его самого бы обвинили в чем-нибудь похуже, чем колдовство - и доказательства бы нашли, если было б надо))

И неудивительно, что при таких вводных мое сознание переключилось на практически зеркальную ситуацию с Гердой, не заметив самой главной ловушки.
И Герда, и Элиза, обе сначала и до конца оставались абсолютно целостными личностями - Ева до грехопадения)) Единственным желанием Герды было вернуть Кая. Единственным желанием Элизы было вернуть братьев. Но Элизе в сказке сталкивается с "другой фазой луны" - когда любящая дочь и сестра должна перейти к стадии любящей жены и матери. Девочка-девушка-женщина.
В "Снежной королеве" этого движения нет, а в "Диких лебедях" оно очень четко очерчено.

В лесном домике, где Элиза начала свою страшную волшебную работу с крапивой, молодой король видит в ней прекрасную загадочную девушку - и это все. Сам он тоже не прост, хотя в сказке эта идея и не развивается - но ведь ее красотой он мог совершенно безнаказанно воспользоваться на правах сильного властного мужчины (и на это бы епископ и его клевреты радостно закрыли бы глаза, естественно)), но он объявляет ее своей невестой, начиная тем самым совершенно другую историю.

Сама я единственный ребенок в семье - может быть, поэтому мне невозможно было полностью принять линию фанатичной заботы Элизы о своих братьях вопреки всему. Теперь, когда я вижу эту линию как символическое движение по фазам девочка-девушка-женщина (где братская любовь для меня символизирует чистоту перехода от первой фазы к третьей), то эта преданность воспринимается как обязательность непрерывности в этом движении.

Но - даже держа в голове все эти мифо-психологические выводы, момент, когда из-за невозможности получить объяснения от Элизы по предъявленным обвинениям епископа король приговаривает ее к казни, остается для меня цепляюще темным местом (Не конкретно в этой истории, а вообще).

И поскольку трансформирующий вопрос вебинара звучал как "Что бы вы хотели изменить в вашей любимой сказке" (предполагается, что эта сказка содержит в себе скрытую или явную ролевую модель, которая работает для нас в жизни на уровне подсознания, а не на сознательном уровне, поэтому мы не можем взаимодействовать с ней напрямую, а лишь опосредованно), я свой ответ для себя сформулировала следующим образом.

- Я хотела бы, чтобы колдовской ритуал, которым была связана Элиза для помощи братьям, не включал в себя тотального молчания.

Да, само тяжелое испытание закономерно: челлендж, преодоление и т.д. Так устроен в этом мире переход из фазу в фазу, с уровня на уровень, всегда через челлендж. Мы рожаем и рождаемся в муках на каждом новом уровне своего развития в этом мире. Можно, наверно, порассуждать, насколько это справедливо или закономерно, или каковы критерии заданной трудности, но для меня это не цепляющая тема. Это тот редкий случай, когда я готова принять установку "так устроен этот мир". То, что мы получаем легко, мы готовы по достоинству оценить разве что после того, как утратим это. В то же время, полученное через тяжелое испытание сохраняет свою ценность практически в любых обстоятельствах.

И однако, хотя я совершенно не исключаю, что даже если бы уста Элизы не были скреплены необходимостью молчания ("иначе не сработает"), если бы у нее была нормальная возможность рассказать королю, какого черта ей приходится таскаться на кладбище и день за днем мучить себя плетением из крапивы, он мог бы не поверить ей, например. Высмеять. Объявить сумасшедшей. Или хуже - поверить. Лебедей этих как "демонических помощников ведьмы" перебить, а ее в любом случае отправить на казнь. Ну мог же он оказаться фанатиком, например, или просто недалеким мужчиной, почему нет)) И никакие ее юные красоты и богатый внутренний мир ей бы не помогли.

Может быть, то, что она молчала до последнего, в итоге ее спасло. Не как условие ритуала, а как человеческое качество. Я такого не исключаю.

И все же, несмотря на то, что мне очень нравится образ Элизы - в отличие от туповатой Золушки, которую все обожают, я всегда с самого детства сочувствовала именно ее злоключениям - никакого элемента в этой сказке мне не хотелось бы изменить, кроме вот этого дурацкого молчания.
Понятно, что если бы в сказке не было злой мачехи-колдуньи, не случилась бы завязка сюжета)) И все прочие злоключение служили этому сюжету развитием. Не случилось бы с ней этого ничего, не о чем было бы рассказывать сказку - образно выражаясь)) Поэтому ничего менять не хочу. Кроме одного этого момента - и тут, наверное, как раз то самое больное место подсознания, которое можно нащупать только такими вот окольными путями.

Вынужденная невозможность говорить о том, что буквально разрывает тебя изнутри. О том, что самое важное. О том, на чем держится твоя судьба. О том, что дает у тебя силы и о том, что у тебя их забирает.

И даже неважно, по каким причинам это происходит - условие для того, чтобы "все сбылось", запрет извне (Элиза), чужая воля, подавившая твою (Герда).
Интересно, что и Элиза, и Герда обе сделали то, к чему вело их сердце - расколдовали своих дорогих людей. Но Герде, чтобы продолжить путь, надо было преодолеть морок, а Элизе, наоборот, полностью поддаться ему до того момента, как будет закончено дело.

Я же постоянно смотрю в третью сторону: либо, чтобы этого морока в принципе не было (по условиям "задачи" - окей, пусть будет крапива и все такое, но почему никому нельзя об этом рассказать?!)

___________

И я понимаю, что в таком случае мой вариант сказки-не сказки выглядел бы примерно как героиня сидит в цветочной беседке прекрасного старушкиного сада (из "Снежной королевы") у крепостной стены старинного королевского замка (из "Диких лебедей") и пишет увлекательную (как минимум для нее увлекательную))) историю о том, как девушка Герда мечется по волшебной стране в поисках любимого Кая, а девушка Элиза с израненными крапивой руками пробирается темной ночью на городское клабище, чтобы дошить волшебные рубашки для братьев))))) На определенном моменте эти истории запутываются со страшной силой (ведь это, на самом деле, две разные и никак не связанные друг с другом истории, но цветочная беседка у крепостной стены располагает к творческим экспериментам), тем временем вечереет и становится холодно, да и вообще пора уже идти пить чай, гулять с собакой и целовать сурового короля. А король, лениво цедя слова, спросит тебя за чаем (назовем это так):
- Ну что, зайчик, как там дела с романом?

А мир спросит - успей ответить. Нормально дела с романом - вебинар по сказкам, онлайн-тренинг "Как написать бестселлер", все ок))) И это я еще решила не участвовать в курсе про интеллект-карты для писателей и летних литературных играх. А то ж крапиву-то плести вообще некогда получается, только и успевай рассказывать о том, какое это для тебя увлекательное занятие и сколько новых инсайтов)))) И мир такой - кхм, ну теперь ты понимаешь, почему Элизе было нужно молчать?))))



(с) Cayetano De Arquer-Buigas

хумор, мифы, психология, не-роман, разбор полетов, творчество

Previous post Next post
Up