Я несколько раз начинал этот пост, и удалял. То получалось страниц на 15 (А4), с хронологией событий, подробностями тушения, причинами и последствиями, то ерундистика - исключительно про всякие КИТы моделей, да резину к ним с травлом...
По мере выхода проммоделей пожтехники, изготовленной "отечественным(и)" производителем, не раз в комментариях к обзорам, я удивлялся, что на дверях автомобилей указаны разные города, разные исторические периоды, но не было техники, участвовавшей в борьбе с пожаром, пожалуй что с "общепланетарными" последствиями. Зачастую, такие мои предложения, коллеги чуть ли не кощунством считали.
А ведь маленький штрих - мгновенно придал бы моделям и "историко-легендарности", и трагичности, и памяти.
Однажды снималось кино. В заключительной сцене влюблённые расставались у борта корабля, будущее было непонятно. Режиссёр решил придать этой сцене трагизм. Но как? У трапа закрепили надпись "Титаник". Сцена получилась.
Входя в тему, я так же рассчитывал, на "маленький штрих" одной декалью. Не вышло...
(на фото: "Рыжий Лес" АЛ-30(131) Л-21. СГПЧ-16 Припять. Поставарийная техника)
Я ни разу не собиратель "пожарной тематики". А вот в направлении ЧАЭС - всегда был интерес, таинственность какая-то, история потёртая, мифология...
Год назад, свела меня судьба с интересным, творческим человеком, мастером конверсий, и моделей "с нуля" - Владом (
Vladsity-ART). Обсуждение велось по: "А какие модели бы сделать по теме?", а переросло в глубокое изучение тех самых "Первых часов", воспоминаний участников событий, имеющихся в открытом доступе документов, поиска фото и подробной информации и.т.д..
И тут "карты ложатся" - АИСТ выпускает АЦ30 (ЗиЛ-130 старая облицовка), AVD - АЛ-30 (ЗиЛ 131), и имеется в продаже "тот самый" УрАЛ от SSM.
Начали с АЛ-30.
Долгая дорога до результата (более полугода) была вызвана и исследованием "а какая же именно лестница", и переделкой КИТа, до последнего поручня и ручки, поиском типографии для изготовления декалей на тонкой подложке (5мкн), и.т.п..
КИТ "из коробки" представлял собой более позднюю модификацию "АЛ-30 (131) 506" (Обзор готовой модели SSM представлен
здесь.)
Исходили вот от этих фото (кадры видеосъёмки). Так и принялось решение, об этой "тройке".
Фото (многими) ошибочно считались, что из разных мест и точек съёмки. (АЦ-30 на фото - ППЧ17. Не СВПЧ-6!)
Влад собрал последовательные кадры, из видеохроники объезда территории (на БРДМ/БТР?), в единую картинку, и всё встало на свои места. (Видеохроника присутствует в фильме "Чернобыль. Хроника трудных недель 1986" и др.)
С борта вертолёта - чётко видно, и подтверждается расположение "тройки". Место захоронения данной заражённой техники, нам определить не удалось. Есть версии - в могильник (вероятнее всего, но нет списка), "забучена" в фундамент саркофага (вполне может быть, от сюда и не попала в списки), находится в реакторном зале (последнее полный бред - там даже следов автозапчастей нет.)
Скорее всего ИРМ оттаскивала (от энергоблока и машзала) и рвала технику, "закисшую", "фонящую" - расчищая место для работ по ликвидации последствий. (на земле разбросаны пожарные рукава)
АЛ-30 в центре снимка, на том же месте. С большой долей вероятности (по "расстановке сил и средств" на момент прибытия 01:35, 26.04.1986г., (и их дальнейшей передислокации) это АЛ-30 из СВПЧ 6, Нач.Караула - лейтенант В.Н.Кибенок (Герой Советского Союза), водитель АЛ-30 - сержант М.Ф. Крысько, кто ещё прибыл на АЛ - установить не удалось).
принципиальная схема АЛ-30
Изменения в "платформе" КИТа, под Л-21. (1970-1983г.г.)
Вызывало вопросы, и приостанавливало работу, буквально всё подряд. И поручни, и подпорка лестницы.
Первая прикидка. (передний мост сдвинут назад). Видно отверстие в "стандартном" бампере 131-го "базового" ЗиЛа - под установку лебёдки, которой на пожарных машинах не было ни когда.
Поставарийное фото. Ликвидаторы. То, что это "Л-21", и "чёрные номера" - видно чётко.
Вопрос изменения бампера "под лебёдку", не решался установкой бампера от 130-ки.
Хитрый ход и смекалка. Отверстие "лебёдки" закрыла...часть блистера (упаковки) от лекарств, подходящее по "рифлению".
Сдвинутый назад мост, чуть приподнятая "осанка" - придали 131-й кабине привычный вид. Усилено крепление бампера, т.к. спереди брать в руки модель - просто не за что больше.
Да. Запаску на лестницах не возят...но так хотелось этот элемент водрузить...
Не...всё таки возят! )))
Салон со всеми приборами/табличками/ручкой.
Приборы, стрелки - читабельны. Что особенно актуально для модели, с "открытым" обзором через заднее стекло.
Пластиковая лестница поддалась с трудом. В КИТе все элементы были кривые, выпрямленные в последствии над паром.
Лестница поворачивается, поднимается. Однако выдвижение затруднено, а особенно возврат в исходное положение.
Пульт управления / рабочее место.
Табличка-инструкция на месте.
Штурмовки имеют фактуру под дерево, и "металлический" подпятник.
Обязательные инвентарный номер, и номер части.
(Курение ВРЕД! Зажигалка представлена для масштаба, используется для зажигания свечей на праздничных тортах, не является рекламой игры "Крикет")
Вид сзади. Интересно играют "стоп/габарит" - в тени "загораются". ГНЗ нам установить точно не удалось. Установлены номера Киевской обл.
Так "подсветка" плафонов видна ещё лучше.
Чёрное. Матовое. Ни какого блеска - "как у кота...". Столь же натурально "металлически" выглядит и выпуск.
Травло решёток - выгодно отличает сборную модель, от "из коробки".
А вот стойки зеркал - "из коробки" - вполне себе нормальные. Ещё одно отличие ранней Л-21, "Фара-искатель" расположена на правой стороне.
Такие вот "близнецы" заступили на "боевое дежурство". (Своего отличаю в миг.)
Продолжение по "тройке" следует.
"ЗиЛ Правика" - в работе, "под грунтовку". "УрАЛ Кибенка" - ожидаем появление недавно анонсированного КИТа AVD.
p.s. заранее признателен замечаниям, уточнениям, и любой новой информации по тексту.