На выходных смог поплавать на двух байдарках: Гарпун 4.9 от Акваграфики, и на Itiwit x500 от Декатлона. Обе лодки двухместные, на обеих я поплавал по одному дню. И теперь могу делиться ощущениями.
1. Масса и габариты.
Гарпун имеет весьма небольшой вес и размер упаковочного герморюкзака. У Михайлова на сайте общий вес такого мешка со всем необходимым значится как 17 кг в рюкзаке 90 л. Ну и + 2 весла.
Itiwit же поставляется в огроменном сундуке с колесиками, на крышке которого гордо красуется надпись 26 кг. Как мне сказали - это вес только лодки. Сколько весит все остальное - не знаю. Но на фоне этого сундука, 90-литровый Гарпун смотрится гораздо компактнее.
2. Транспортировка.
Рюкзак со всем необходимым для Гарпуна я вполне комфортно вешал себе на одно плечо вдобавок к собственному рюкзаку с вещами. И так перемещался по автобусам, метро, электричкам. Естественно, я сравниваю с какими-нибудь каркасными байдарками, для поднятия которых необходимо использовать «особенные техники вставания с колен».
Itiwit на взгляд неопытного потребителя в этом плане выигрывает: красивый чемодан, еще и с колесиками. По магазину катается прекрасно. Но на природе асфальт сменяется грунтовкой, травой и камнями, и маленькие колесики превращаются в тыкву. Потому, там где Гарпун ехал на плече и наминал его, французский гробик вовсе останавливался и ждал, пока его кто-нибудь поднимет полностью, или хозяин отдохнет. И что самое интересное: на асфальте также требуется отдых хозяина. Скрюченная поза при перевозке этого сундука также достаточно быстро убивала поясницу. А на песке чемодан вовсе превращался в недвижимость, собирающую перед собой кучу песка и отказывающийся идти дальше к приключениям.
3. Сборка/разборка.
Гарпун собирался достаточно легко. Да, ощущается некоторое кустарное производство в виде подставок на скотче, веревочек и прочих мелочей. Но с другой стороны - все эти мелочи действительно логичны, понятны и просты. А главное, не занимают лишнего места и веса. Чем-то напоминает по силе мысли Таймень: трубок много, но черт побери! Они все настолько логичны и надежны, что до сих пор большей части байдарок остается лишь завидовать продуманности конструкции Тайменей. Я не могу сказать, что Гарпун идеален. Например, всё также используется распорный киль, для соединения которого в Гарпуне приходится носить с собой ещё и шестигранник.
Ititwit в этом плане выглядит действительно круче. Вставил насос и надул. И вот тебе совершенно жесткий каркас из воздушных камер. Быстро и просто. К минусу разве что можно отнести необходимость насоса высокого давления. Какая-нибудь обычная лягушка тут окажется слаба.
4. Ходкость.
*Стоит сделать примечание, что Гарпун у нас оба дня был гружен сильно меньше, чем Itiwit. Ну… Так вышло.
Сев в Гарпун и сделав пару гребков я удивился, насколько быстро и легко пошла лодка. Из недостатков: лодку постоянно уводило влево. Возможно, криво собрали. Подкачкой баллонов проблема не решалась. С маневренностью у Гарпуна всё тоже ок. Что очень порадовало - практически не собирает перед собою волну и не оставляет барашки после себя. Очень приятная обтекаемость бортов. В принципе сидеть в лодке очень комфортно и надёжно. Не понимаю, почему у Михайлова на сайте красным цветом выделен абзац о том, что лодка очень килябельна. Вполне спокойно слезал с неё вводу купаться, после чего залезал обратно.
Itiwit в этом плане куда более валкий. Сев первый раз сразу получил порцию необходимых ощущений, которые приходится слушать, дабы попой постоянно ловить равновесие лодки. Вроде проблем нет, но то и дело где-нибудь задумаешься, и вот уже лодку бросает в сторону наклона гребца. По скорости большого отличия я не заметил. Оба дня на обеих лодках наш экипаж шел примерно с одной скоростью с соседом, независимо от того, кто на какой лодке был. По ощущениям хочется сказать, что Itiwit быстрее, но уверенно это сделать не могу. А провести какой-то справедливый тест на скорость я поленился. Что интересно, то на Itiwit я вовсе поймал легкое «щукарство», когда на скорости спереди образуется вал, с которого нос начинает скатываться в сторону и лодку начинает сносить от увеличения скорости, из-за чего приходилось даже подтормаживать. И в целом позади себя Itiwit оставляет журчание, что прямо свидетельствует о большей турбулентности потока, чем у Гарпуна. Также вносят свой вклад рифленые борта. Суммарно создаётся странное ощущение, что лодка более спортивная, а диван обогнать не получается. Только в ощущениях.
5. Управляемость.
Гарпун вне сомнений более управляемый. Он короче, меньше осадка в воде. Да и сами гребцы сидят ближе к корме и носу.
Itiwit же в этом плане полная противоположность: он длиннее где-то на пол метра, сидит глубже, а гребцы сидят рядом в центре, из-за чего физически невозможно сделать хороший вынос ни сзади, ни спереди.
6. Эргономика.
Гарпун - это диван. Серьезно… По ощущениям и надежности он больше напоминает Щуку, чем какую-нибудь Таймень. Греб и сидя глубоко, и средне, и разложившись, и сев на деку, и сев на коленки. В любой позе лодка совершенно не пытается тебя утопить. Места для коленей полно, никаких проблем с входом/выходом у меня не возникло. Правда, на переднем месте я не посидел - за него сказать не могу. Но размер очка там идентичный. А вот что раздражают - так это баллоны. Противные, круглые, съедающие кучу места баллоны. Тритоновский вариант, когда один большой баллон заменяется парой меньшего диаметра друг на друге мне нравится сильно больше. Ну или может какой трубой продольной их распирать, чтобы были более плоские. Что в Щуке раздражает эта выдутая пустота, что тут. Диаметр баллонов, конечно, меньше. Но всё равно печалит. Ну и деку из труб я тоже не особо оценил. Так как лодка достаточно широкая, то постоянно разбивал себе пальцы о борт во время гребка.
В Itiwit с этим проблем нет. Он узкий, и поэтому чтобы ободрать палец мне приходилось угребать уж совсем неестественно близко к лодке. И даже тогда удар о мягкую шкуру ощущался не столь болезненно, как об алюминиевую трубу каркаса акваграфики. Плоские стенки лодки также радуют. Но размер очка мелкий. Мне чтобы влезть как спереди, так и сзади, приходилось привставать на руках назад, чтобы мочь впихнуть колени. Затем ты сталкиваешься с проблемой, как расположить ноги. Потому что вместе - плохо, ибо тогда нечем ловить наклоны лодки. Слишком широко уперевшись в борта - тоже плохо, так как такой ширины мне тоже недостаточно, ибо колени оказываются согнуты в положении, когда я вообще не могу приложить никакой вращательной нагрузки. Возможно, это конкретно мне так неудобно. А иных положений в Itiwit не существует. Выше нельзя, вперед нельзя, назад нельзя. Положение гребца - константа. И это проблемы гребца, если в нём у него затекает спина. А она обязательно затечёт. Что интересно, над коленями имеются надутые «подушки», играющие роль жесткого каркаса. Я попробовал такую спустить в надежде, что тогда для коленей будет больше места. Но нет, сбросив воздух дека перестала распирать борта, те сдвинулись к центру лодки, а верхняя дека наоборот стала больше похожа на шар, ещё больше сдавивший колени.
7. Грузовместимость.
Тут сказать ничего не могу. Гарпун загрузить нормально так и не получилось. Разве что понял: в нос не лезет ничего, кроме ооочень маленьких вещей. Сувать что-то до находящейся там распорки - ужасно. Продавить что-то за неё - невозможно. Если только каждый раз доставать её и ставить обратно. Все зачем она нужна - это подставка для ног переднего гребца. Она совершенно точно ужасна. Всё равно там ногам не удобно в тесноте. В корму вполне можно впихнуть небольшую конусообразную герму. Но тоже с большим трудом - баллоны лодки не дают. Вот почему нельзя было сделать мелкие лючки, за которые бы можно было втягивать груз? Таким образом, единственным более-менее адекватным местом для вещей остается центральный отсек. Но и он не очень удобен: идеально туда ложится лишь один рюкзак + куча плоской мелочи сверху. Ещё как вариант: впихнуть 2 коротких рюкзака поперек - такой вариант более рационален. Но я не любитель концепции 1000 маленьких вещей вместо одной большой: ловить в пороге проще.
Itiwit имеет большой грузовой отсек в корме + немного можно засунуть в нос. Но большая часть вещей крепится сверху на деку. И это не очень классное решение для лодки, которая и без того достаточно валкая. Какую-то сумку можно разместить за спиной у переднего гребца, место там вполне есть. Грузовой отсек в виде скручивающейся гермы мне показался весьма удобным, чем возиться с крышками и заглушками.
8. Прочие особенности.
С Гарпуном ничего нового. Это обычная лодка с обычной шкурой и килем по дну, ничем не отличающийся от других отечественных лодок. Itiwit в этом плане выглядит конфеткой. Серьезно… У него даже линии складок для сборки нарисованы! Но…. Из-за того, что байдарка постоянно сгибается в одних и тех же местах, начали появляться трещинки. Есть мнение, что найденная дырка в месте сгиба как-то с этим связана. Ну или так совпало, потому что камни в месте обнаружения пузырей и правда были адски острые. До сих пор порез на пальце не зажил, хотя я лишь немного задел какой-то камушек.
Вторая обнаруженная особенность - высокое давление. У нас не вышло поставить заплатки на 2 найденные дырочки. Их благополучно сорвало давлением. Возможно, технология заклейки была соблюдена не идеально, но имейте совесть! Это 2 маленькие дырочки! Стоящий по соседству Гарпун вообще имеет на днище огромный прорез длиной в пол метра, зашитый нитками и заложенный заплаткой - и ничего! Боюсь, что подобный прорез в Itiwit будет означать окончательный выброс лодки. Либо уже дома как-то чинить пайкой.
Третья особенность - жесткое дно. Да, прикольно, но… Во всех байдарках места жестких в обязательном порядке проклеиваются дополнительным слоем толстой резины, дабы продлить срок истирания шкуры. Тут же мы, по сути, имеем все дно, растянутое в твердую доску. Подтвердить догадку не чем, но кажется это будет именно так.
Вот как-то так.