Отчёт о проведенной тренировке по спасательным работам с пострадавшим.
Краткое описание:
Тренировка проводилась в большей мере силами инструкторов
АНО Вершина (далее просто Вершина), при участии добровольных помощников.
Основной целью мероприятия являлась проверка преподаваемых в Вершине алгоритмов первой помощи (далее просто ПП) в условиях, приближенных к реальным. Полный планируемый перечень работ включал в себя:
- максимально разнообразный набор травм на условном пострадавшем: интенсивное кровотечение (далее ИК) из головы, ИК руки, неИК ноги, открытый перелом (далее ОП) с ИК ноги, закрытый перелом (далее ЗП) руки. Сознание пострадавшего спутанное с периодическим переходом в бессознательное;
- оказание ПП пострадавшему;
- подготовка пострадавшего к транспортировке: иммобилизация конечностей (руки, ноги, головы);
- подготовка технической части для выполнения работ по спуску и подъёму пострадавшего: вязание носилок, навеска перил.
- непосредственно выполнение спуска и подъёма пострадавшего вдоль скального рельефа;
- транспортировка пострадавшего на расстояние 10 км;
- суммарное время работ: 24 часа с момента начала оказания ПП до момента завершения работ и снятия шин с пострадавшего.
Место проведения работ: карьерный массив около станций Полушкино/Санаторная, в близи д. Тучково.
Даты работ: 24 июня 2023 года.
Общее количество человек, принявших участие: 17 человек.
Подробное описание:
О причинах.
Вершина - организация добровольцев, преподающая первую помощь всем желающим на добровольной основе, совершенно бесплатно. В частности, Вершина видит свои курсы, в первую очередь, направленными на туристов и иных людей, которые так или иначе имеют шансы столкнуться с проблемами где-то в дали от цивилизации, где время приезда медиков исчисляется часами или сутками. И по этой причине, помимо стандартных давящих повязок и жгутов/турникетов, прописанных в курсах Международного Красного Креста или Европейского Совета по Реанимации, курс Вершины имеет отличия, с некоторым углублением в другие темы: работа с переломами, иммобилизация конечностей.
В городе всё просто и понятно: обеспечил дыхание, остановил кровотечение - победа! Жди скорую. А вот за городом на этом всё только начинается... После наложения давящей повязки пострадавшего ожидают часы иммобилизации и километры транспортировки. И вот тут-то информации о пригодности преподаваемых методов становится недостаточно.
В рамках курсов, в отдельности сами по себе, все преподаваемые способы прекрасно работают и можно смело говорить о их крутости и эффективности. Но как ведет себя давящая повязка на пострадавшем, завязанном в носилки? А сколько продержится пострадавший в шине из пенок и палок при транспортировке? А выдержит ли сама шина всё это? Информации о реальном применении этого не много: организации, преподающие ПП, не пробовали практиковать свои способы на туристах; турклубы же - это скорее про технику, и на ПП зачастую им "для галочки".
Таким образом, появилась идея провести спасательные работы по всем правилам ПП и посмотреть, что из этого получится. Так родился план устроить большие спасательные работы, которые бы, в первую очередь, были направлены на правила ПП, а уже потом на технику.
Организация.
Для выполнения данного мероприятия была собрана толпа инструкторов Вершины, как наиболее заинтересованных. Благо, среди вершиновцев есть достаточно ребят, умеющих работать с веревками. Однако, даже при подобном изобилии людей хватило лишь на то, чтобы выполнить только техническую часть плана. Для переноски пострадавшего на 10км людей явно хотелось бы больше, и был кинут клич в соседние турклубы и сообщества. К моему удивлению и некоторому сожалению, из всей многочисленной толпы оповещенных отозвались помочь лишь ТРИ человека! Может ПП не так уж и нужна турклубам?
В итоге, нас было 17:
Денис Костюченко, Варвара Майорова, Артём Садовников, Дарья Белоликова, Дмитрий Истомин, Александра Горбунова, Алексей Рыжов, Лия Волосова, Андрей Яблочкин, Елена Стоякина, Александр Будисенко, Вячеслав Коржов, Тулиген Салхенов, Ольга Красненкова, а также откликнувшиеся ребята из ТК Ветер: Никита Жуков и Даниил Ипатович, и Николай Иванов, кажется, из МАИ - спасибо им большое!
Поскольку данное мероприятие затеивалось, в первую очередь, как исследовательское, а не с целью проверки умений группы, было много дополнительных допущений в пользу максимальной информированности. Что имеется ввиду: пострадавший имел две личности. Первая - травмированный человек, которому плохо. Вторая - нормальный человек, который сообщает обо всех своих ощущениях, предпочтениях и мыслях. Что, в свою очередь, нисколько не влияло на спасательный процесс. Однако, позволяло получить множество полезной информации о комфорте и ощущениях страдальца.
Спасательные работы. 23 июня - День 0. Заезд.
Чтобы начать утром и быть выспавшимися, большей частью ребят приехали на место старта в пятницу вечером. Почти все оказались в одной электричке. Какая-то добрая девушка выдала нашей толпе большую корзинку голубики. Естественно, была огромная куча шуток о том, что таким образом наш постоянный трёп просто пытались заткнуть, затравить и всё тому подобное, что должно быть в нормальной вечерней электричке 2020-ых... По факту же, голубику прекрасно съели тем же вечером, когда пришли на место. Девушке большое спасибо))
Утром и вечером пятницы шел дождь, на дорогах были лужи. Склоны карьеров приняли своё обычное состояние в форме грязи. И ведь так хорошо 2 недели светило солнце и всё просохло... Хоть на субботу и воскресенье дождя не ожидалось. Уже когда мы поставили палатки, кто-то прочитал новость, что в стране наметился военный переворот Пригожина. В городах появляется военная техника, дороги перекрываются. А у нас на следующее утро еще 6 человек должны приехать. Вот так уехали на тренировку... Но вариантов не много - пошли спать.
Спасательные работы. 24 июня - День 1. Оказание помощи.
В этот день и происходило всё основное действие. Проснулись в 8. Утром отзвонился Тулиген и сказал, что люди к нам пока ещё едут. Мы неспешно начали собираться и завтракать.
В 10:00 начать не успели. Пока собирались, пока одевались, пока обсуждали, кто чем будет заниматься. В итоге, начали в 10:40.
Итоговые травм на пострадавшем:
- ОП+ИК ноги
- ИК руки, ОП руки (отдельно)
- ИК головы
- неИК ноги
- без сознания, периодически приходит в себя
Хронология работ с пострадавшим:
10:39 - обнаружен пострадавший, начало оказания ПП.
10:41 - наложен жгут на ногу. Дальнейшая проверка жгута в 11:41 и в 12:41.
10:41 - оказано прямое давление на ИК руки. В 10:45 наложена давящая повязка. Проверялась каждые 10 минут в течение 1,5 часов.
10:42 - прямое давление ИК головы. В 10:50 наложена давящая повязка - сползла. Возврат к прямому давлению. В 11:10 - повторное наложение давящей повязки. Проверялась каждые 10 минут в течение 1 часа.
10:42 - первая потеря сознания. Пострадавший на спине. Голова запрокинута. Проверка дыхания каждые 2 минуты.
Временами пострадавший приходил в себя, бормотал - дыхание не проверялось.
10:50 - пострадавший утеплён.
Суммарное время, потраченное на проведение вторичного осмотра пострадавшего: с 10:39 до 10:55.
Выявленные недостатки:
- Забыто о прикладывании холода. Ошибка исправлена в 11:25. В качестве холода применялась бутылка с холодной водой.
- Забыты чистые повязки на открытые раны: неИК и ОП+ИК. Исправлено в 11:00 и 11:20 соответственно.
Иммобилизация:
11:07 - начало иммобилизации ноги. Время на иммобилизацию - около 45 минут.
12:00 - начало иммобилизации шеи. Время на иммобилизацию шеи - около 5 минут. В дальнейшем пришлось переделать, т.к. потребовалось иммобилизировать шею с каской.
12:10 - начало иммобилизации руки. Время на иммобилизацию - около 15 минут.
Примечание: затраченные на иммобилизацию времена указаны лишь для этапа фиксации конечностей пострадавшего. Предварительные работы по подготовке и примерке шин проводились параллельно с оказанием ПП и времена не контролировались.
Таким образом, спустя 1,5 часа с момента обнаружения пострадавшего, он был полностью готов к дальнейшей транспортировке.
Стоит отметить важную деталь, что данное время было получено в идеальных условиях, когда пострадавший на самом деле не пострадавший, у спасателей нет "нужды выходить за рамки ПП", количество спасателей условно огромно и работают параллельно и независимо. И почти все они являются инструкторами Вершины и регулярно практикуются. Реальное время в реальной ситуации - да кто ж знает...
Дальнейшая хронология была не столь интересна, точность и частота записей были сильно снижены.
Всё описанное выше касалось непосредственно работ с пострадавшим. Параллельно с этим ребята на веревках организовывали перила под спуск/подъём пострадавшего. Другая группа занималась вязанием носилок.
Про носилки: во время предварительных обсуждений мы пытались взвесить все "за" и "против" относительно разных модификаций туристических носилок. Изначальные условия были таковы, что пострадавший в них должен быть без сознания, и как следствие - на боку. Второе - пострадавший будет иммобилизован, а значит каким-то образом носилки должны быть пригодны к транспортировке "не очень" прямого человека, с выгнутыми рукой/ногой/головой. В итоге решили, что наиболее удобным вариантом будет связать стандартные носилки из бухты веревки с вплетенными в неё палками.
Мотать бухту ребята начали где-то в районе 10:45. В 10:55 перешли к плетению дна. В 11:35 уже укладывали в дно пенки и пробовали поднимать тестового пострадавшего.
Примечания:
- Про палки в процессе вязки забыли - пришлось снимать шнуровку и добавлять 8 палок по двум длинным сторонам.
- В процессе подготовки бухты забыли, что пострадавший должен быть на боку - переделывать не стали.
В остальном проблем с вязанием не возникло.
На носилки переложили тоже достаточно легко: перевернули на спину -> подложили носилки -> повернули бессознательного обратно на бок, уже на носилки.
Сразу выявленная проблема: жесткий каркас шин пересекается с жестким каркасом носилок. В дальнейшем именно этот нюанс приведет к окончательной остановке всех работ. Но в текущий момент данной проблеме должного внимания уделено не было.
Про веревки и перила:
Параллельно со всеми манипуляциями над пострадавшим, ребята готовили веревки для спуска/подъёма страдальца.
Мне показалась невероятно интересной мысль Леши Рыжова, что станцию нужно сделать из 2 ветвей основной веревки, натянутой между двумя толстыми деревьями. В результате, такое решение неплохо сказалось на общем удобстве работ. Во-первых, это дало возможность организовать сколь угодно много отдельных точек страховки на нужном расстоянии друг от друга, и тем самым развести рабочие и вспомогательные веревки. Во-вторых, точка страховки была вынесена на метр из опасного склона, что также повышало общую безопасность работ.
В остальном, вроде как всё было достаточно логично и типично: грузовая ветвь + страховочная, тандем-прусики, радиумы, полиспасты...
Суммарно на навеске ребята закончили работы чуть раньше остальных. Начав протягивать первые веревки в районе 10:45, и через 2 часа в 12:45 уже всё было практически готово. Поэтому ребята перебрались к остальным с вопросом "Ну когда там уже?". При этом заметили некоторые важные недочеты по результатам подготовки пострадавшего в спуску:
- Отсутствие каски на пострадавшем. Изначально, поскольку голова пострадавшего и без того практически полностью закрыта пенками, рюкзаками и всем остальным, что использовалось при иммобилизации шеи, было решено оставить пострадавшего без каски из-за сомнительной надобности, кроме аргумента "положено же". Плюс к этому, каска требует дополнительных хлопот для надежной фиксации головы в шине, а также устранения неприятных ощущений от сдавливания жестким пластиком каски головы пострадавшего. Но поскольку изначальная цель - сделать все максимально правильно, то каску на пострадавшего надели. Потребовалось перебрать несколько вариантов касок в поисках подходящей: не очень мягкие бока, не очень мелкая, чтобы налезала поверх ДП головы, и множество других "не" для достижения большего комфорта и прочности всей конструкции.
- Отсутствие верхней обвязки. Верхняя обвязка вообще не подразумевалась. Но предложение о том, что в случае рывка лишь на нижнюю обвязку пострадавшему ломает позвоночник, было так же решено сделать хотя бы «имитацию» верхней обвязки из стропы. Функционально, правда, уже не несущую никакого смысла.
Начало спуска пострадавшего.
В 13:50 все работы по пострадавшему были завершены, и мы благополучно сделали общее фото с пострадом и флагом.
Ещё какое-то время потребовалось для подвязывания паука и его регулировку. И в районе 14:10 мы начали непосредственно спуск пострадавшего вниз.
В спуске пострадавшего принимали участие 8 человек: 1 сопровождающий, 4 помощника по 2 с каждой стороны, 2 человека на станции и 1 человек в общем руководстве. При этом не удалось обеспечить пострадавшему должного уровня бережности.
На пологой части перенос пострадавшего осуществлялся силами 5 человек. После перегиба остался один сопровождающий + еще один помощник сбоку, работающий на отдельной веревке.
В процессе спуска основное неудобство вызывал жесткий каркас носилок. Громоздкость конструкции приводила к постоянным цепляниям каркасом за камни, выступы и т.п. Наблюдалось всякое неудобство по работе с такими носилками. Пострадавшего на боку надежно зафиксировать также не удалось, и поэтому в процессе спуска пострадавший то заваливался на живот, то на спину. Пытались хоть как-то решить эту проблему подтягиваниями плечь паука.
По легенде, в момент спуска пострадавший был без сознания, поэтому оставалась необходимость проверки дыхания. Проверка не вызвала особых проблем. 10 секунд на проверку - незначительная трата времени сопровождающего, и количество технических остановок у ребят на станции вполне позволяют контролировать всё, что требуется. Однако, смысл в проверке остался под сомнением, т.к. сделать с этим что-либо, будучи подвязанным на веревке, всё равно нельзя.
Общее время спуска составило 32 минуты. Пострадавший начал жаловаться на затекшую ногу и общее недомогание.
Подъём пострадавшего.
Ребята на станции занимались пересборкой веревок на подъём. Мы тем временем внизу занялись восстановлением расслабившихся веревок и перешнуровкой носилок. Подъём начали в районе 14:50.
Подъём проблем вовсе не выявил. Дыхание проверялось пока перезаправлялся полиспаст. При переходе через перегиб на пологую часть потребовалась помощь ещё 2 человек. Далее уже впятером по пологому склону вытащили пострадавшего обратно к верхней станции.
Затраченное на подъём время - те же 32 минуты.
По окончанию подъёма пострадавший освобождён из носилок по причине дискомфорта. Кроме того, иммобилизирующая шею конструкция в процессе спуска/подъёма потеряла прочность и развалилась. В результате, иммобилизацию шеи было принято снять.
Примечания:
- стоит отметить, что иммобилизация шеи выполнялась в несколько щадящем режиме, когда голова пострадавшего сжималась недостаточно сильно, чтобы не доставлять излишнего дискомфорта «целому» пострадавшему;
- однако, стоит также признать, что качественная иммобилизация шеи текущим способом действительно приносит пострадавшему дополнительные страдания. И ещё не известно, что из этого причиняет пострадавшему больший вред: возможная травма или причинённая в результате её помощь.
=============== О Б Е Д ===============
Покончив с технической частью и уже несколько выйдя из запланированного графика приступили к обеду в районе 15:30. Пострадавшего в носилки на время обеда не паковали. По окончании обеда работы продолжились. В 17:20 пострадавшего вернули в носилки.
Однако, при затягивании последних веревок пострадавший начал агрессивно жаловаться на пережатую руку и сильную боль в ней. Шину с руки и давящую повязку пришлось оперативно срезать и высвободить руку в 17:50.
Далее была предпринята повторная попытка упаковать пострадавшего в носилки, но при попытке поднятии носилок пострадавший взвыл от резкой боли в ранее упомянутом иммобилизированном колене и потребовал окончательно вывязать его из носилок и закончить издевательства.
На данном этапе спасательные работы решено было закончить, т.к. дальнейшая переноска носилок с весом не имела особой информационной ценности.
Таким образом, в 18:10 этап работ с пострадавшим был полностью завершен.
Причины:
- Жесткий каркас шины руки стягивался бинтами. При затягивании носилок каркас продавился, бинты натянулись и вдавились в мягкие ткани руки, частично перекрыв кровоток. Достаточно быстро это переросло в сильную боль и панику от того, что сам пострадавший без чьей-либо помощи ничего с этим сделать не может.
- Жесткий каркас шины ноги наложился на каркас носилок. Это привело к тому, при подъёме носилок весь пострадавший проминался вниз, и колено выдавливалось наружу каркасом носилок.
Хотя работы уже и завершились, но оставалось ещё много светового времени. Потому, ради интереса завернули в носилки желающую покататься Олю, уже без всяких шин, повязок и т.п. Только лишь на боку, как бессознательную, с проверкой дыхания каждые 2-3 минуты.
Упаковали к 18:35 и благополучно понесли в направлении выхода.
Процесс транспортировки бессознательного не выявил никаких трудностей с точки зрения контроля его дыхания. Было весьма комфортно останавливаться каждые 2-3 минуты на 10 секунд для проверки.
И спустя 3 км уже новый пострадавший попросился наружу, т.к. в носилках под солнцем оказалось ощутимо жарко. Пострадавшего высвободили, а носилки окончательно разобрали в 20:05. До места ночевки все шли пешком.
=========== КРАТКИЕ ИТОГИ И ВЫВОДЫ ===========
В результате проведенных работ глобально было выявлено, что:
1. Первая помощь в рамках (!) первой помощи (обеспечить дыхание, остановить кровотечения) вполне пригодна и не вызвала никаких нареканий. Давящие повязки давят, нос дышит. Возможно, это вполне объясняется тем, что первая помощь, по сути, никак не связана с дальнейшими действиями туристов.
2. Используемый вариант иммобилизации, стоит признать, практически не жизнеспособен для более-менее тяжелых условий эксплуатации. Самодельные шины громоздкие, тяжелые, неудобные. И как результат - мало функциональны на сложном рельефе.
Более мелкие подмеченные нюансы:
3. Процесс иммобилизации достаточно долгий. Сделать классную шину - лишь малая часть дела. Куда сложнее добиться того, чтобы эта шина удачно состыковалась с носилками, не мешалась на рельефе, не причиняла дополнительный дискомфорт. Кажется, что в этом плане менее надежные но более простые покупные конструкции будут иметь преимущество перед самодельными. Стоит в этом в дальнейшем убедиться.
Элементы каркаса стоит стараться укладывать таким образом, чтобы фиксировать разные плоскости сгибов конечностей. К примеру, для ноги более целесообразно, когда одна палка располагается по внешней стороне ноги, фиксируя движения вправо/влево. А вторая палка кладётся под колено, фиксируя движения вверх/вниз.
4. Чем тяжелее пострадавший - тем больше требований к жесткости носилок. Для "сильно" иммобилизированного пострадавшего жесткости носилок из бухты с палками становится уже недостаточно. Вероятно, днище таких носилок стоит дополнительно прокладывать рюкзаками, палками и т.п., даже в ущерб их весу.
5. Стоит более внимательно относиться к давящим повязкам и их расположению на пострадавшем. Следить за тем, чтобы они не передавливались, не смещались, по возможности не оказывались на местах сгибов суставов и т.д. Все грубости в итоге приводят к сильным болевым ощущениям через некоторое время.
6. Если уже в самом начале оказания помощи пострадавший где-то ощущает дискомфорт - это явный повод переделать всё сразу. Дальше лучше не станет, а лишь приведет к ещё большим проблемам.
7. Ведение журнала по пострадавшему - весьма затратное по времени и концентрации занятие, требующее отдельно выделенного человека.
8. Справедливости ради, каска на пострадавшем при работе на рельефе должна быть. При иммобилизации шеи стоит более тщательно подобрать подходящую каску по форме, удобству, надежности. Не должна болтаться, не должна давить пластиком на череп. И многое другое.
9. Шнуровать носилки стоит, по возможности, с учётом необходимости частой перевязки пострадавшего: перевязка носилок, туалет, изменение положения пострадавшего и т.п.
Недочёты, не относящиеся к первой помощи. Общие, технические, логистические:
10. Итоговая жесткость получившейся у нас конструкции оказалась недостаточной. Носилки вовсе проминались под пострадавшим, и в процессе спуска/подъёма изрядно разболтались. Возможный вариант решений: использовать большее количество элементов каркаса + более жестко связывать его между собой.
11. Паук был плохо отрегулирован перед началом технической части. Это привело к разбалансировке всех ветвей и частичному провисанию пострадавшего. Как вариант: потратить какое-то количество сил и времени группы на то, чтобы подвесить пострадавшего до технической работы. Тем самым, отрегулировать все элементы уже в нагруженном состоянии: стропы, носилки, положение пострадавшего, сопровождающего. Проверить состояние утепления пострадавшего. Осуществлять исправления ошибок в одиночку на рельефе сильно тяжелее, чем на удобной поляне и всей группой.
12. Организация спасательных работ большой группы требует отдельных знаний и умений. Однозначно, должен быть отдельный руководитель.
13. Грамотная организация страховочной станции - огромный плюс к общему удобству и безопасности работ. И кажется, ни в одном из известных мне турклубов подобных мыслей по организации станций я не видел. Судя по восхищениям других туристов - они тоже.
14. Общего количества людей не хватало. 17 человек - для переноски на 10 км хотелось бы больше. Больше опытных, больше сильных. Спас.работы сжирают все ресурсы, которые смогут найти. Снаряжения это также касается.
Общие личные выводы от проведенных работ.
Лично я получил огромное удовольствие от проведенных работ. Многое пошло не по плану. Многое оказалось лучше, чем ожидалось. Да, в конечном счёт нельзя сказать, что план работ был выполнен: пострадавшего фактически так и не начали транспортировать. Но на то были причины, и результат однозначно соответствует тому, что получилось. При этом, получен огромный объём информации. Очень склоняюсь к тому, что предлагаемые в Вершине варианты иммобилизации являются далеко не лучшими, и стоит очень сильно подумать о цели их преподавания. Если уж толпа инструкторов собрала 3 варианта шин, и все 3 варианта по тем или иным причинам были сняты с пострадавшего - а какую шину соберет человек в реальной ситуации после одного-двух практик в своей жизни?
И кажется, в этом всём огромный плюс от проделанного. Огромная благодарность всем тем, кто откликнулся и вызвался помочь с проведением данного мероприятия. По окончанию, многие выразили желания повторить подобное ещё раз. Возможно, однажды и правда дойдут руки повторить подобное мероприятие, будучи уже вооруженными новыми знаниями, новыми тренировками.