Как понять, намерен ли клиент решать свою проблему

Oct 14, 2014 14:05

Бывает, человек привыкает к своей проблеме настолько, что жизни без нее уже не представляет. На словах он вроде мечтает от нее избавиться, а на деле лишь хочет, чтобы ему стало немного легче, но оставаться совсем без проблемы он не намерен. Проблему можно сравнить с болезнью: опытные врачи и целители знают, что долго болеющий пациент часто настолько привыкает к своему состоянию, что излечиться полностью ему мешает собственное нежелание жить по-другому. Он мог бы вылечиться, но не хочет. С проблемой точно так же. Человек готов заниматься ею, обсуждать, пробовать новые средства и новых специалистов, но не готов расстаться с проблемой насовсем.

Такому клиенту надо предложить (после дыхательных практик, конечно) закрыть глаза и представить себя без этой проблемы. Надо спросить его, какой он там? Что изменилось? Кто рядом с ним? Как поменялась реальная каждодневная жизнь? Чем он занимается теперь, когда не надо заниматься проблемой?

Если у человека нет намерения жить по-другому, то и новую «картинку» он не увидит. Поначалу он, скорее всего, скажет - без этой проблемы я чувствую себя прекрасно, я просто счастлив! Но если вы попросите его описать новое состояние подробнее, выяснится, что он ничего не видит и ничего не может придумать. Если вы поднажмете в своем благом желании, чтобы он все-таки уловил лучший для себя вариант, с ним случится истерика, он будет скакать на месте, жаловаться, что у него отключается голова, что он ничего не соображает, что ему жарко или холодно, потом начнет говорить, что вообще не верит во все это, что это бесполезно и тому подобное - одним словом, будет делать все, чтобы отвлечь вас от цели.

На этом этапе консультанту следует остановиться и отступить. Такая реакция -  свидетельство того, что человек не хочет выходить из проблемы, и дальнейшая работа в этом направлении плодов не даст. Не хотеть решать вопрос - право человека, и вам следует принять этот выбор, даже если вы с ним не согласны. Если вы начнете настаивать и силой заводить человека в новое представление, то эта работа будет проделываться за ваш счет и вопреки, а не благодаря усилиям клиента, и желаемого результата не получите ни вы, ни он.

из новой книги, клиент, намерение решить проблему, консультант

Previous post Next post
Up