🤍 Элегантный морж Стравинский

Jun 17, 2024 11:11


Из мемуаров Наталии Сац:


«Стравинский небольшого роста, похож на самого элегантного моржа (но все-таки моржа). Когда Клемперер нас познакомил, гость скорее отдернул, чем протянул руку. Клемперер с интонацией „наивности“ сказал, что очень любит слушать русскую речь, и попросил нас поговорить друг с другом. С ловкостью спортсмена Стравинский моментально оказался в другом углу комнаты - отскочил от меня, как футбольный мяч от ворот противника. Какая там русская речь!

Хорошо, что началось чаепитие, где я могла заняться узорчатыми печеньями и выпала из поля зрения великих, в первую очередь Отто. И зачем он меня сюда пригласил?

Но после чаепития Стравинский сел за рояль и проиграл с начала до конца свой балет „Поцелуй феи“, построенный, как известно, на мелодиях произведений Чайковского.

Слушать и созерцать Стравинского в двух шагах от себя, за клемпереровским роялем - это уже наслаждение. Конечно, выражение лица „дикаря“, как потом назвал меня Отто во время встречи с Игорем Федоровичем Стравинским, сменилось другим, восторженным и покорным.

Кончив играть, Стравинский попросил присутствующих сказать свое мнение о либретто. Именно - о либретто. Непреложная гениальность музыки не подлежала для него сомнению. Клемперер обратился ко мне:
- А что думает Наташа?
- Мне нравится, что здесь ровно столько содержания, сколько дойдет из самого балета, а не из подстрочников к нему, - сказала я.

Стравинский подпрыгнул на диване, посмотрел удивленно на Клемперера и сказал:
- Это очень верно, то, что она сейчас сказала, и очень важно: в балете доза содержания, ведущего развитие действия и не давящего на легкость и грацию формы танца, имеет совершенно особое значение.

Похвала Стравинского доставила, конечно, мне удовольствие, но особенно был рад Клемперер. Он даже сделал жест руками, похожий на тот, что бывает после ловкого трюка в цирке.

Клемперер хотел рассказать Стравинскому о репетициях нашего „Фальстафа“, о том, как мы работаем с артистами, вскрывая глубины образов, но Стравинский удивленно поднял бровь (у него, кажется, был монокль) и сказал:
- Певец должен петь точно то, что написал композитор, - только это, по-моему, важно. Выразительность звучания разных колоколов зависит только от длины веревки.

Ни о чем, кроме своих произведений, ему говорить было не интересно, и скоро его визит был окончен.

Недели через две на пороге комнаты, где мы репетировали „Фальстафа“, появилась огромная фигура Клемперера, отчаянно машущего руками:
- Простите, что перебил, она покорила и его, вы представляете себе? Стравинского!

Оказывается, Игорь Федорович, уезжая в Париж, специально заехал к Клемпереру с просьбой передать мне клавир „Поцелуя феи“ с личной, Стравинского, надписью „Наталии Ильиничне Сац“».

Сац Н. И. Новеллы моей жизни. М., 1973.



Игорь Стравинский. 1920-е годы // Library of Congress



Игорь Стравинский, 1956 // Фото: Герберт Лист



Игорь Стравинский, Нью-Йорк, 1959 // Фото: Ричард Аведон



Игорь Стравинский, 1967 // Фото: Анри Картье-Брессон

Игорь Фёдорович Стравинский родился 17 июня 1882 года.

12 цитат из автобиографии Игоря Стравинского
Парадоксы Стравинского

🩰 «Весна священная»
🖼 «Это план моего лица»
🌼 С ромашкой
🩰 Кащеи и Жар-птицы
🦊 Поющая лиса в балете Стравинского
🎶 Стравинский и коты

музыкальныйкалендарь, ИгорьСтравинский, прекрасныекомпозиторы, музыкальное

Previous post Next post
Up