🩰 Кащеи и Жар-птицы

Jun 17, 2023 22:22


Игорь Фёдорович Стравинский родился 17 июня 1882 года.

Вспомнила, как дочь моя Галина пару месяцев назад делала доклад по МХК про балет Стравинского «Жар-птица». Задание было подготовить сообщение на тему «Сказка в балете» и Галя выбрала «Жар-птицу», потому что с детства любит, особенно «Поганый пляс Кащея». А мне поручила пару картинок к докладу подобрать. Я и собрала несколько самых красивых Жар-птиц и Кащеев:





Кащей и «Жена Кащея» из балета «Жар-птица». Эскиз Александра Головина, 1910



Кащей из балета «Жар-птица». Эскиз Александра Головина, 1921



Кащей из балета «Жар-птица». Эскиз Ивана Билибина, 1931



Эскиз Леона Бакста к балету «Жар-птица»



Тамара Карсавина в роли «Жар-птицы», 1910



«Балерина Карсавина в роли Жар-птицы в балете Стравинского «Жар-птица». Ленинградский фарфоровый завод, 1950-е



«Балерина Карсавина в роли Жар-птицы в балете Стравинского «Жар-птица». Ленинградский фарфоровый завод, 1950-е



«Балерина Карсавина в роли Жар-птицы в балете Стравинского «Жар-птица». Ленинградский фарфоровый завод, 1950-е



«Балерина Карсавина в роли Жар-птицы в балете Стравинского «Жар-птица». Ленинградский фарфоровый завод, 1950-е

А текст дочь составила такой:

ЖАР-ПТИЦА
Музыка Игоря Стравинского
Либретто Михаила Фокина
Хореография Михаила Фокина (1910)
Художники Александр Головин и Лев (Леон) Бакст (1910)

С этого одноактного балета началась карьера композитора Игоря Стравинского. Это был первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. После парижской премьеры «Жар-птицы» никому не известный начинающий композитор стал знаменит.

Премьера балета состоялась 25 июня 1910 года на сцене Парижской оперы (антреприза Сергея Дягилева «Русские сезоны»). Премьера прошла с оглушительным успехом. Главные партии исполнили Тамара Карсавина (Жар-птица), Михаил Фокин (Иван-царевич), Вера Фокина (Царевна) и Алексей Булгаков (Кащей).  А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова.

В музыке Стравинского три сказочных мира. Первый - мрачное, давящее царство Кащея. «Поганый пляс Кащеева царства» - дикий и зловещий, словно неживой танец, центр хореографического действия балета. Другой мир - сама Жар-птица: ослепительный свет и красочный вихрь - с одной стороны, завораживающая лирика - с другой. Лучший симфонический момент в партии Жар-птицы - её жемчужная колыбельная. Третья сказочная сфера - пленные царевны и освобождающий их Витязь.

Позже из музыки балета композитор сделал сюиту, с которой до глубокой старости выступал как дирижер. И ныне эта музыка одна из самых исполняемых среди других сочинений Стравинского.

В современном балете герои «Жар-птицы» Стравинского выглядят так:



Исполнители партий Кащея Бессмертного, Жар-птицы и Ивана-Царевича - Александр Белобородов, Мария Ширинкина и Юрий Смекалов. После балета «Жар-птица». Мариинский театр, 5 марта 2023

И раз уж речь зашла о Мариинке:

image You can watch this video on www.livejournal.com



🎶 Стравинский и коты
🦊 Поющая лиса в балете Стравинского
💀 Кощеи
🩰 Закулисье выставки «Фарфор на пуантах»

АлександрГоловин, прекрасное, прекрасныекомпозиторы, художественное, музыкальныйкалендарь, ИванБилибин, ИгорьСтравинский, балет, Кащей, музыкальное

Previous post Next post
Up