2 мая. Сегодня была на спектакле 4D, все знакомые уже о нем написали, я тоже хочу. Пошла в Театр.doc на спектакль «Соседи» про августовские белоруские события. Делал его Сергей Гиндилис с актерами из Беларуси, живущими в Москве в технике «вербатима в наушниках». В наушниках актеры, а в ушах у них звучит речь их респондентов, которую они тут же транслируют. Есть мнение, что таким образом расстояние между героем и исполнителем еще больше сокращается. На пороге театра стояли милиционеры, к чему док уже привычен. Они весело говорили: мы вас охраняем, но зачем они здесь уже было понятно. Потом спектакль начался: пять актеров с текстами в основном сборными из разных героев говорили немного о себе: немолодая женщина (среди ее героинь - актриса из купаловского театра), молодая женщина, израильский эмигрант, приехавший навестить родных, врач и бывший полицейский. Потом рассказывали, как все началось, на задник-экран проецировались крупные планы. Зал был полный. Через минут 20 - пол часа спектакля дверь открылась, зажгли свет и вошел человек (не в форме), сказал, что пришло сообщение, что зал заминирован и всем надо выйти, будут ждать сапера с собакой. Все было понятно, народ смеялся, но что делать? Вышли. Решили продолжать на улице. Актеры встали на ступеньки перед театром, зрители их окружили. Еще минут через пять тот же человек вышел, сказал, что, если будет взрыв, в нас полетят осколки, так что надо уйти. Всей толпой отошли метров на 200 и снова встали вокруг на тротуаре и проезжей части между какими-то заведениями. На этой части набережной ремонт, все перекопано, все въезды перекрыты, всюду надписи, что проезд закрыт, так что пусто. Еще минут через десять со стороны театра пришел новый дядя без формы и стал говорить, что идут звонки от заведений, которым мы мешаем и вообще у нас несогласованное массовое мероприятие и всем надо разойтись. То, что это спектакль и на него билеты куплены, его не убеждало, у него было указание. Просили показать удостоверение, он протараторил, что его зовут Денис Сергеевич Осипов (я запомнила!) и хлопнул перед носом какой-то красной книжечкой. Нормально ее показать отказался, говорил: вот отойдем в сторону, тогда покажу. Не знала, что все так таинственно. Он не отставал, так что решили пройти еще вперед по набережной. Там была строительная решетчатая загородка, так что актеры встали с одной стороны от нее, а зрители - с другой. Это было очень выразительно. Продолжили играть. Еще минут через 10 вдруг неведомыми путями приехали две полицейские машины, из которых вышли уже люди в форме, и даже кое-кто в космонавтских шлемах. И стали говорить, чтобы все разошлись и не мешали проезду. Ощущение было действительно квадро, вот с одной стороны мы слушаем рассказы о том, как людей хватали на улицах, избивали и тащили в милицию, а с другой к нам подъезжает милиция и требует не собираться. Невольно думаешь о том, что пока, вроде, не бьют, но есть неприятное чувство, что до этого недалеко. Ну и тут стало ясно, что они не отстанут. Режиссер сказал, что спектакля осталось на пол часа, но уж в другой раз. Машины подождали, пока все начали расходиться и тогда поехали. Спектакль, кстати, снимали и шла трансляция, когда начали разгонять, зрители и даже герои из Беларуси звонили, спрашивали, что у нас происходит. Что-что.
Вот тут фото и видео
https://www.facebook.com/dina.goder/posts/5728364140514838?comment_id=5728427407175178¬if_id=1619907776715952¬if_t=feed_comment&ref=notif 5. Вчера сходила на чудесную вещь: к юбилею театра (а также к 85-летию «Пети и волка») в РАМТе поставили двухчастный спектакль, который как раз в 1936-м задумала и заказала для театра Наталья Сац, назвали «Петя, волк и Володя-музыкант». Там в первой части тоже симфоническая сказка «Володя-музыкант» Леонида Половинкина, который работал в Детском театре, а второй акт - «Петя и волк». Играет все это ансамбль Персимфанс (возрожденный Петей Айду симфонический оркестр без дирижера, игравший в 20-х годах). А ведет от имени Сац Даша Семенова, очень симпатично, с большим юмором. Авторами спектакля значится куча народу, в частности Егор Перегудов от театра и Петя Айду от оркестра, который, конечно, тут главный. Говорилось, что у сказки Половинкина судьба не удалась, это и понятно, она довольно скучная и по истории, и по музыке, но и ее очень старались развеселить: весь комментарий смешно читают хором пионеры (частично бородатые) в красных галстуках и пилотках, музыканты все в масках животных, ходят на четвереньках и даже Айду с кем-то (видимо, Кротенко), едят траву из корыта (Володя - пастух, играющий на скрипке, его играет музыкант. В общем, это коротко и все равно выходит не скучно, но «Петя и волк» - просто ураган, причем, все делает оркестр, актер - только пионер Петя (Прохор Чеховской). Причем «птичка» (Константин Ефимов) подвешен на лонже и со своей флейтой поначалу сидит на стуле в вышине, а потом летает, Кошка (очень смешной, кокетливый Евгений Бархатов) с кларнетом тоже лезет в вышину. Утка (София Гришина) с гобоем прямо садится в полную ванну на львиных ножках, как в лужу, а когда ее съел волк, задергивает занавеску и играет теневым театром за ней. Дедушку (Михаил Шиленков) с фаготом вывозят медсестры на инвалидной коляске, а волк из трех валторнистов в волчьих шапках (Ревин, Кислов, Ермолаев) выезжают на мотоцикле с прицепом. Все очень весело и остроумно, детей был полон зал и они были прямо в восторге, взрослые тоже хохотали. Кстати (понимаю, что на юбилее РАМТа дети не случайные, но все же), была поражена: в начале «Пети и волка», когда идет представление инструментов, выходят по-одному музыканты и «Сац» говорит: они сыграют, потом я вам предложу три варианта, чья это тема, а вы выберите правильный ответ. Так вот, дети не ждали никаких вариантов, как только звучала тема, хором вопили, чья тема. Никогда этого не делаю, а тут не удержалась, сделала несколько фоток. Ужасно обидно, что больше этого не будет, чисто юбилейная история, у театра, как сказал Бородин, нет денег приглашать каждый раз оркестр. Но был рад, что понравилось и сказал, что теперь будут искать возможность.
22 мая сходила в ТЮЗ на «Маугли» Славы Игнатова и Маши Литвиновой, давно хотела, потому что видела фотографии костюмов сестер Бекрицких - они очень талантливые, хоть и несколько избыточные. Удивлялась, что такая явно эффектная вещь прошла почти без реакции, но ребята говорили, что работа шла очень тяжело и сейчас посмотрела - увидела почему. Спектакль задуман с большим размахом, как музыкальное шоу с гигантскими костюмами и танцами, но сцена тюза для такой штуки мала, ощущение, что все время тесно, все друг другу мешают и толкаются. К режиссерам вопросы есть, но главная проблема - труппа, совершенно растренированная во всех отношениях - двигаются плохо, танцуют грязно, все несинхрон, говорят-кричат грубо, как в самодеятельности. И, видимо, настолько сложны им эти костюмы (а они и правда перегруженные, наверное, хорошо бы смотрелись на подиуме), что все силы уходят на то, чтобы совладать с ними, а на игру уже не остается. Есть сцены, где просто нельзя не сыграть, тогда смысл будет неясен, вроде сцены обольщения Каа у бандерлогов: если не сыграть, то непонятно, что он сделал. А актер бестолково ходит в своем серебряном костюме и только успевает перебрасывать хвост и шевелить пальцами с когтями, никакого дурмана не напускает. Про костюмы написано, что они одновременно «ритуальные маски животных и как роботы-трансформеры», они выглядят и правда немного роботами и-за полосатой чешуйчатой структуры, еще они с головами, со сложно построенными вокруг ног актера задними лапами и чем-то вроде передних лап, которые держат в руках. Есть сцены, где все это должно довольно прихотливо двигаться. Но все равно - это главное, что производит впечатление. Есть в начале шикарный слон с задними ногами на колесиках и двухчастный лев (зад и перед отдельные люди, ходят, не связанные друг с другом, это остроумно). Видно, что пытались много работать со светом - в начале зеркалами, потом фигурные фильтры и др, но в целом получилось средне, тоже немного каша и ощущение, что сплошной красный.
27 мая. Наконец-то дошла до новосибирского «Идиота» Андрея Прикотенко из театра «Старый дом», видела его после премьеры на видео, думала, что может быть вживую ощущения другие, но нет, снято адекватно, некоторые вещи на видео даже лучше были. Текст Достоевского Прикотенко полностью переписал современным языком, Епанчины - не то, чтобы олигархи, но богатеи и входят в какой-то олигархический клан, а дочка Аглая - протестующий антикапиталистический подросток, говорящий набором каких-то протестных общих мест, Иволгины держат хостел, а врун папаша говорит, что дружил-служил с Путиным, Мышкин читает Бродского и одна из главных цитат спектакля - из «Ну, погоди», Настасья Филипповна излагает свою историю с Тоцким в духе «миту» и, как я поняла, имеется в виду, что Мышкин стал идиотом из-за насилия в детстве, то есть они родные по несчастью (это говорится не прямо, но вполне ясно). Что-то из этого убедительно, что-то - нет, у Прикотенко вообще есть писательские амбиции, что ясно и по другим спектаклям, но несколько графоманского толка - все избыточно и неотредактировано. Самые большие сомнения у меня по поводу Аглаи - Анастасии Пантелеевой, которая играет подростка лет 14-ти на истерике и сплошном вульгарном крике, так что вся история отношений выглядит неубедительно. Вообще с отношением к женщинам в спектакле есть проблема (на видео меня это даже сильнее напрягло) - чистая объективация, героини, особенно Н.Ф. без конца раздеваются, как будто без этого история не работает.
Действие происходит в зеркальном павильоне с проекциями, изображения красиво множатся (художник Ольга Шаишмелашвили) и костюмы тоже элегантные.
Самое лучшее тут - актеры, они отличные, в этом Прикотенко большой молодец, прямо про каждого хочется сказать. Мои фавориты, кроме Мышкина - Анатолия Григорьева, в котором есть и болезнь и какая-то беззащитная открытость и Настасьи Филипповны - совсем молоденькой, манкой и с хорошим чувством юмора Альбины Лозовой, еще и Ганя - Ян Латышев, очень точный, жесткий, ироничный актер, и Ипполит - Тимофей Мамлин. Мамлин получил Золотую маску за роль второго плана и это по-своему выдающаяся работа, он просто все кишки вытягивает в своем бесконечном демагогическом и мизантропическом гоне, мучая обессиленного от болезни Мышкина. Но проблема спектакля Прикотенко, так же, как и его текста, что живьем особенно ощущается, - неумение остановиться, убрать лишнее, как с этой сценой Мамлина, которая работала бы куда сильнее, если бы до этого не было множества сцен, построенных на подобном неостановимом словоизвержении. Из-за этой избыточности спектакль не держит ритм и в какой-то момент ты перестаешь его воспринимать и просто изнемогаешь. «Идиот» идет 4 часа, но кажется, что если бы его можно было отжать до трех, то стало бы гораздо лучше.
Вообще, сейчас, когда играют масочный юбилейный фестиваль Достоевского, интересно какие-то вещи сравнить. Особенно на фоне додинских «Братьев Карамазовых», оставивших меня равнодушной, зато очень вознесенных коллегами-критиками. У Додина компактно и лаконично изложена мысль про карамазовщину, как источник и рассадник зла, но для меня на ее изложении все закончилось - чистая схема, лишенная жизни и практически без актерских удач. И вот этот спектакль Прикотенко - избыточный и невыносимый, но какие-то сцены из него не можешь забыть.
https://youtu.be/ZLyr3GYRdjM 28. Сходила сегодня на «Школу жен» Карбаускиса в Маяковку, ничего особенно не ждала, а порадовалась. Мольера заново перевел Дмитрий Быков - современным языком и, конечно, с шуточками и современными намеками, но вполне аккуратно, без грубости. И спектакль Миндаугас поставил как-то очень просто, внятно и лаконично: Зиновий Марголин сделал серую конструкцию с наклонным помостом из нескольких частей и стеной сзади, все это выглядит очень условно и чисто, как рамка для актеров, а они все на месте. Мне в первый раз понравился Лобоцкий, который играет главного героя, всегда он был такой самодовольный, а тут какой-то постаревший, иронический и даже с некоторым драматизмом. Жалко его, особенно, когда он понимает, что влюбился всерьез в свою воспитанницу и безуспешно пытается ее уговорить. И Агнеса - Наталья Палагушкина - с тихим детским голоском и постоянно скорбно-слезливым лицом, смешная. И мальчишка Орас - Станислав Кардашев - в американском духе в кепке и штанах на подтяжках, простодушный и пылкий, тоже симпатичный, и священник Кризальд - Евгений Матвеев - мягкий и иронический, со своим монологом во славу рогоносцам тоже хорош. Зрители, мне кажется, очень довольны и это такой спектакль, на который можно хоть бабушку, хоть тетю из Житомира вести, хоть самому идти. Редкость по нынешним временам.
https://youtu.be/8Y1QyAHcBWA А еще в начале месяца посмотрела онлайн Штутгартский анимационный фестиваль и написала о нем отчет в 2 частях в блог БФМ
1 -
http://blog.multfest.ru/schtutgard2021 2 -
http://blog.multfest.ru/stuttgart2