Прилетела в Красноярск на БФМ со 2 по 4 апреля, но решила 4-го посмотреть результат сайт-специфик лаборатории Александровского - аудиопроменад «Специфика места», который театр «Вспышка» сделал в литературном музее. Видимо, поначалу шла какая-то учеба, в результате которой разные молодые люди (как и по какому принципу их набирали, я не поняла), сочиняли маленькие сюжеты (типа аудиопьесы), которые посетитель должен был послушать в определенных локациях музея и, возможно, с чем-то из экспонатов повзаимодействовать. Это я сейчас пытаюсь восстановить задачу по тому, что я слышала, а услышала я из 15-ти историй штук пять. На входе в музей тебе дают аудиогид, наушники и карту, на которой указаны локации пьес, идти можно в любом порядке и я как-то очень впрямую поняла указание, что пьесы невозможно перематывать, так что придется, что включил - дослушать. В результате я выслушала несколько очень вялых, с невнятной задачей произведений (в одной были только звуки и я должна была себя представить мышью, а другая, доведшая меня до ужасного раздражения, длилась пол часа и это было трижды повторенный фрагмент зачитывания бессмысленной жизни в сети - светские и политические новости, переписка в чате и пр.), в моих фрагментах особой связи с музеем не было, навигация была довольно путаная, к тому же у меня плохо работал аудиогид, так что не сложилось буквально все. Но больше всего меня, конечно, смутили сами пьесы: казалось, что с авторами совсем не поработали и никого не волновало, что они напишут, выглядело это как самодеятельность кто во что горазд: ни редактуры, ни соединения паззла в какую-то ясную по цели картину, не вышло. Так что даже не представляю, что происходило на лаборатории. На фоне содержательных результатов проекта из Екаба про смерть «1000 лет вместе», это было особенно заметно.
5. Прилетела и сразу пошла на Золотую маску, на «Королевство кривых» из Альметьевска, его всячески советовали, поскольку его поставил режиссер Антон Федоров, которого только недавно заметили по «Петровым в гриппе» в Гоголь-центре. Федоров вместе с неким драматургом Арсением Фарятьевым (это псевдоним) сочинили пьесу, которая только отталкивается от Королевства кривых зеркал (в начале бабушка - постаревшая Оля рассказывает внучке об этом сказку), а на самом деле про другое. И внутри некий фантастический антисталинистский сюжет про Олю, которая поступила в университет и там ищет своего исчезнувшего друга, ходит по инстанциям, всюду его ругают и трясут какими-то списками, в которые кого-то надо вписать, а кого-то вычеркнуть, так что сразу понятно, что парень репрессирован. И в конце по экрану бегут имена репрессированных, много татарских, так что, возможно, эти списки из Альметьевска. Сама история очень примитивная и лобовая, играют главные герои, которых выдвинули на премию, вполне заурядно, но все же что-то от режиссера, который показался мне интересным и амбициозным по Гоголь-центру, тут осталось. Он все время работает с пластикой, все персонажи, кроме главной, - в костюмах, которые меняют силуэт и как-то специальным образом двигаются (не в смысле - один хромает, а другой подволакивает ногу, а осмысленно) - все какие-то уроды или животные, вроде девиц, которые все время щебечут слухи и гадости, они в огромных пальто и платках советского вида и в какой-то момент превращаются в птиц - вылезают крылья на спине, лицо становится клювом (с маской-конусом), все корявые. Мне нравилось, как в начале все стояли в очереди в этих пальто-платках-шапках и качались в разные стороны, в общем, видно, что у Федорова есть какой-то визуальный дар, через который он пытается нарративные истории рассказывать, но вот с этим пока не очень. Да, и еще живой оркестр сбоку на сцене сидит, Губайдуллину, кстати, играют.
6. На «Золотой маске» посмотрела «Ночного писателя» - моноспектакль Яна Фабра по его относительно ранним дневникам, который в БДТ играет Андрей Феськов. Как я понимаю, этот спектакль на многих сценах идет, так что европейские театры полны маленькими дико амбициозными и провокативными фабрами. Я осталась, честно говоря, равнодушна: текст весь построен на эффектах и не подразумевает подключения. И очень техничный актер, сидя за столом, исполняет его с такими же внешними актерскими эффектами: то чеканит, то кричит, то поет (кстати, у нас в первых рядах была очень отзывчивая публика - подпевала, завершала фразы и др., это было забавно). Афоризм идет за афоризмом, самые эффектные из них высвечиваются строчкой по верху задника, но все это совершенно стерильно, хотя наверняка можно было бы из такого дневника сделать бешеный спектакль про человека, которого разрывает от желания успеха. Феськов в этом спектакле понравился мне только один раз: когда на поклонах, после финала, в котором он кидал рубашку в зал, он вышел и сказал: верните мне, пожалуйста рубашку, а то … чего-то там про Фабра. И застенчиво улыбался. А еще в конце спектакля на заднике показали кусок из старого фильма Фабра, о котором шла речь, и там он сам в лодке запускал в воду слова из фразы про безумие. В светлом элегантном тренче, такой красивый, как, впрочем, и сейчас. Жалко, я не видела спектакль, когда он шел в Фанерном театре, наверное, это было лучше.
9. Спекталь на Золотой маске из симпатичного казанского театра «Угол» - «5 mm/h». Играли в черной комнате ЦИМа. Получасовой диалог звучит фонограммой, хорошо звучит, спокойно, без подачи, а двое молодых актеров - парень и девушка - слушают и реагируют. Кажется, это они говорят, только про себя. Название - скорость капельницы при химиотерапии и разговоры о этом. Парень на химии, девушка навещает. Потом становится ясно, что это не один разговор, а в разное время. А в конце похоже, что уже девушка больна. Поставили Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, текст написала Дина Сафина и пишет, что писала по личному опыту (не знаю, с какой стороны она была) - и это вполне чувствуется - спокойные разговоры про разное, не только про болезнь. Вижу в отзывах, что для людей тут важно именно это и что не все крутится вокруг болезни, и что происходят в жизни какие-то маленькие события и течет время, но я, поскольку все это проходила, не могу это как-то особенно отмечать: ну да, болезнь не отменяет жизнь, это ясно. Для меня это просто услышанный в онкологической больнице разговор. Реагирую скорее на места: Свияжск, Казань.
10. На Золотой маске - «Чернобыльская молитва» Дмитрия Егорова из Никитинского театра в Воронеже. Пошла потому, что все спектакли Егорова по Алексиевич, которые я видела, были интересные, его прямота идет ее текстам, особенно мне нравился «Время секонд хенд» в Омске. Тут он пошел своим старым ходом (помню его еще с афганского сюжета), когда он перемежает страшные реальные истории всякой ликующей эстрадой того же времени, которая в этом соседстве выглядит особенно дико и вызывающе, а тут еще поставил телевизор с советским оптимистическим док фильмом про строительство атомной станции в Припяти. И как только кончается трагический кусок - тут же звучат задушевные голоса про Атомоград или песенки про счастье. В какой-то момент это стало уже чрезмерным, тем более, что повторялось без конца. Уже поняли прием, пусть заткнутся. Еще, правда, из веселенького была команда КВН, которая шутила шутки про Чернобыль. Это, кстати, был неплохой ход, хотя и не очень удачно встроено и выглядело тоже как веселая эстрада, а ведь эти все шуточки были защитой от страха. Истории, конечно, у Алексиевич страшные, безнадежно-отчаянные, не плакать невозможно. И артисты никитинские не то чтобы супер, но смысл доносят ясно.
13. Сходила на два спектакля на Золотой маске. Первая была - «О рыбаке и рыбке» в Петрозаводском театре, который считается сильным. И поставила Яна Тумина. Кукол там практически нет, а больше предметы, красиво подсвеченное полиэтиленовое море на первом плане и два актера - старик и старуха, но молодые. В общем история про любящую пару, бедную, но веселую (уже как-то видела кукольный спектакль с подобным раскладом) и про то, как жену буквально бес попутал. Началось все с корыта, а потом уже корыто стало превращаться и в избу, и в хоромы, из него же вылезает корона и др. В общем, «старуху» сбило с пути (поют «грешный человече»), «старик» растерян и не может понять, что с ней, а когда снова они остаются с разбитым корытом - это как будто облегчение, она снова стала собой, снова любовь и пр. Выглядит это все вполне симпатично, хотя у Яны есть спектакли, которые нравятся мне больше, но зал, полный кукольников, принимал очень хорошо. Играли это все в театре кукол на Спартаковской, в фойе у них маленькая милая выставка Сергея Тараканова и Розы Гиматдиновой с графикой и куклами.
Второй спектакль был «Я нанял убийцу» из драмтеатра Шарыпово - поставила Галина Зальцман, у которой я никогда ничего не видела, а тут очень порадовалась. Это сделано по трем сценариям Каурисмяки, из которых я видела очень давно только «Ленинградских ковбоев», так что что откуда взято точно не знаю , но главный сюжет из фильма «Я нанял убийцу», а еще есть «Береги свою косынку, Татьяна». Спектакль остроумный, стильный, с вот этим ощущением растерянности человека, которое идет от Каурисмяки, но при этом почти по цирковому гротескный. Актеры точно и обаятельно в этом стиле существуют. И, конечно, пол дела - это художница Катя Никитина, придумавшая пространство, которое беспрестанно меняется: ездящие щиты перед сценой выгораживают плоские и тесные светящиеся кадры с безработным Анри и его историей, когда щиты совсем раздвигаются, там бар с ленинградскими ковбоями и мешаниной из советских и не советских (с переводом, как в кино) песен, которые все хором поют, пританцовывая. Вроде «Не спеши» или «Ван вей тикет» (это про билеты ковбоев в Америку). А когда щиты закрывают сцену, по ним идут титры, конспективно объясняющие что происходит или просто симпатичные цитаты из Каурисмяки про кино. Пока на Золотой маске у меня сплошные разочарования, так что тут я прямо очень порадовалась и развеселилась.
23. Сходила на пропущенный осенью «Ноябрь» в Электротеатре. Это спектакль-концерт группы «Мегаполис», сделанный Борей Павловичем. Кажется, поначалу его играли на улице. Но сейчас играют в зале, вытянутом в кишку, всего несколько рядов зрителей вдоль очень длинной сцены, как было в каких-то «Сверлийцах». Почему-то не слышала о «Ноябре» никаких откликов, кроме того, что отличная сценография Перетрухиной. Решила посмотреть. Она действительно сделала очень любопытно - разнесла музыкантов и островки действия - стол со стульями, шкаф, кровать - по всей длине сцены. Все далеко друг от друга, долго идти из конца в конец, в этом есть какая-то медитативная пустота. В том же духе придумал ход Павлович: медленное повторяющееся движение: входит парень, включает чайник, садится с чашкой за стол, вставая на стул, вкручивает мигающую лампочку, идет на другой конец сцены к большой кровати, на которой лежит платье - идет с ним к шкафу и вешает его. В это время другой молодой человек на велосипеде въезжает в одну дверь, прокатывается по сцене и выезжает в другую. Все это повторяется не раз, почти, но не совсем одинаково, на столе выстраивается много чашек, на кровати оказывается (падает сверху) платье другого цвета. Все почти одинаково, но не совсем, появляется девушка, тоже вкручивает лампочку, убирает чашки. Останавливается велосипедист, тоже пьет чай и вкручивает лампу, ложится на кровать рядом с платьем, танцует с ним, идя к шкафу. В общем, в это можно вчитывать что хочется, что-то лирическое, встречи-расставания, ноябрь и т.д. Группа «Мегаполис» играет, а Нестеров поет альбом «Ноябрь», пишут, что в нем песни на стихи поэтов последних 100 лет, где-то нашла даже список: Всеволод Некрасов, Иван Ахметьев, Алексей Ильичев, Григорий Дашевский, Михаил Кузмин, Владимир Ханан, Сергей Шестаков, Жак Превер, Андрей Вознесенский, Георгий Иванов, Осип Мандельштам. Впрочем, текст во время пения я мало разбираю, а когда однажды какой-то проецируется на пол, я тоже его не могу прочесть. Сама музыка Нестерова меня не увлекает, даже маленькие интермедии между ними из каких-то шумов и обрывков слов, сочиненные Курляндским, кажутся мне интереснее. В конце над столом и в другом конце сцены начинает идти снег (понятно, что ноябрь, но как-то мы уже устали от снега в театре) и музыканты садятся за стол. Все. Перед началом спектакля мы обсуждали, кто те люди, которые пришли - зрители Электротеатра или поклонники Мегаполиса. В конце я подумала, что, наверное поклонники.
https://youtu.be/5Pw3wOGhZQI 25. Утром сходила на «свидетельский спектакль» Саши Беляева в доке, он назвал его «Человек в бандане», так же как книжку, которую он написал по фейсбучным постам про свой опыт с раком желудка: как узнал, как реагировал, как лечился, паниковал и так далее. Сама по себе история мне очень понятная - биопсия, операции, химия, растерянность и др. Тут интереснее скорее его рефлексия и реакции, а он довольно нервный (как сам говорит «истероидный тип») к тому же поразительно молодо выглядит, особенно со сцены - лет на 30, хотя ему 45. И поэтому есть ощущение очень молодого человека (он сам говорит, как все ему повторяли, что он молодой), в реакциях - почти подростка. В жестикуляции (хотя он в основном сидит перед микрофоном, сцепив руки на груди), в интонациях, как передразнивает тех, о ком рассказывает. В том, как вдруг взрывается. Текст у него явно не записан, видимо, есть представление, о чем он хочет рассказать, но хочется не повторять, что говорил раньше, не актер все же, поэтому история то немного буксует, то идет бодро. А после этого был небольшой сеанс вопросов-ответов и опять понимаешь, как много есть людей, прошедших через рак молча, но теперь мгновенно откликающихся, готовых сразу говорить об этом, делиться своим. Об этом и Саша говорит, и я помню, что сама это для себя открывала. И, конечно, то, что он с первого дня стал прямо и открыто о своей болезни рассказывать, особенно притягивало к нему и помощь, и людей с той же проблемой - своей или близких. И вообще тут снова думаешь, кто о чем готов говорить, о табу и стыде. И о том, что теперь куда больше говорят о своих проблемах, болезнях и страхах, но главным образом женщины. И обсуждали, что есть стыдные болезни и врачи, вроде проктолога, к которому даже идти стыдно, не то, что рассказать об этом. И я, уже крутя в голове всякие сюжеты анимационного дока, стала думать, что вот девчонки сейчас очень про многое стыдное и табуированное говорят и фильмы снимают, а мальчики нет. Вот ведь, наверное, всякие темы, связанные с импотенцией, очень болезненны и важны, а не говорят.
28. «Сверчок» Марфы Горвиц в Электротеатре. Почему-то не слышала откликов, но афиша такая эффектная, что очень захотелось сходить. И еще это по сказкам Тоона Теллегена, которого я люблю. Пьесу придумали так: немного прекрасного Теллегена про Сверчка в депрессии, сказку читает детский голос, видимо, дочка Марфы. А весь основной сюжет сочинен драматургом по имени Михаил Чевега в виде истории вроде бы про тех же самых животных, но на самом деле это все про съемки кино и режиссера в депрессии, у которого ничего не получается (он и есть Сверчок). Такая сатира, типа «фильм, фильм, фильм», но на современном материале (жук - толстый продюсер, слон - герой-любовник и сам ходок и пр.) и почему-то в стихах. Есть даже смешные шутки про всякое министерство культуры, но в целом довольно стереотипно. Но зато невероятно эффектно по визуальной части и команда крутейшая. Художник - Маша Трегубова. Придумала задник-экран с вращающейся дверью, за дверью на заднем плане видео, на переднем тоже время от времени видео , очень эффектно придуманное (например, когда едет машина - несется за ней на экране поле, а у нее крутятся колеса (машина плоская фанерная) - видео делал Илья Старилов, который делал видео для Ахешек в «Депо». Герои в части сцен носят головы-маски животных и насекомых (довольно страшные), эти маски, все предметы и одежда (костюмы Евгении Панфиловой) - серые, как светлый цемент. В общем, все это поражает воображение, хотя и немного на вид гламурно, будто специально для съемки в глянце придумано. Спектакль совсем короткий - чуть больше часа и, несмотря на неоригинальность истории, смотрится живо, актеры вполне симпатичные, а главное, все время следишь за картинкой, она такая лихая и все время меняется.
29. Пошла к Фоменкам на «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» Крымова. Обаятельное и сумасшедшее зрелище получилось. Что удивительно: когда читала текст, совершенно этого не понимала, все казалось диким, чрезмерным, а тут вдруг встало на свои места. Причем, когда читала сценарии других спектаклей, которые видела, - мгновенно их себе представляла. А тут совсем нет. Ужасно интересно теперь, как у него чеховская клоунада получится по «Чайке», которая должна осенью выйти. Видимо, Крымов, когда сочиняет, визионерским взором видит все очень подробно.
Здорово, что он к фоменкам пришел, им давно нужно было какое-то обновление, а Крымов совсем не похож на все, что они делали раньше. Спектакль получился про театр изнутри, раздолье для актеров. В нем куча музыки, причем самой разной, то Моцарт, то «Дельтоплан», то танго Пьяццолы, все танцуют и поют, хотя некоторые с фонограммой, а другие и правда сами, прямо оперными голосами, что поражает. Но самая радость, конечно, главный герой - заезжий старый знаменитый режиссер, когда-то ставивший в этом театре. Его играет Цыганов с полностью измененным обликом: плечи подняты, спина согнута и в резиновой маске на всю голову, так что его и узнать нельзя. Но настолько характерный - как ходит, держится, как говорит хрипло и негромко, что сразу думаешь, будто впрямую кого-то копирует. Наверное, Фоменко в нем есть, но явно не только, ритм не тот. И носатость - говорят, использовали маску Мейерхольда. И в таких масках, меняющих лицо, тут несколько человек - неузнаваемых стариков «из бывших», которых герой теперь тащит на сцену. Мне жалко - люблю видеть мимику, глаза, улыбку, но впечатляет, такая получается масочная комедия дель арте. И всех героев зовут настоящими именами актеров. Сюжет в том, что в театр приехал режиссер и репетирует, меняя на ходу всех исполнителей: отстреливая не понравившихся и вытаскивая на сцену тех, кто давно вышел в тираж, скандаля, пускаясь в воспоминания и др. Рассказывать, что на сцене происходит, невозможно потому, что все каждую минуту меняется, особенно в первом акте, все непредсказуемо и все время очень смешно. Второй акт уже более лирический, поэтому чуть менее неожиданный и чуть более предсказуемый, хотя все равно заканчивается не так, как ждешь. Художник тут Маша Трегубова и нет таких красот, как вчера в Электротеатре (хотя костюмы отличные), но все очень к месту.
30. Сходила в Практику на показ одной работы из социального проекта «Только не я», посвященного школьной травле. Перформанс «Молчун» сделал Миша Плутахин, это «театр Предмета». Я перед показом не прочла синопсис, а оказывается он был, но ничего этого по спектаклю понять было невозможно. История была якобы про то, что мальчик, которого травят, скрывает это от мамы и поэтому его комната превращается в комнату ужасов, населенную тенями и монстрами. На сцене (это в маленьком зале) - павильон-комната, вся затянутая и покрытая белой тканью. Играют три девочки, одна, видимо, в роли героя, две другие работают с предметами и светом. Проблемы и достоинства все те же, что и раньше. Миша, видимо, визуально одарен и интуитивно придумывает какие-то красивые и эффектные штуки, но не может сложить их во что-то связное. Тут есть красивые штуки с цветными тенями от ручки с пластиковой линейкой, похожей на самолет, красиво с сетью теней на скатерти от путаницы клейкой ленты, намотанной под столом, с тенями и светом за аквариумом и др. Ничего опасного в этом нет, скорее лирическое. Еще есть какие-то штуки с шуршащей горой пленки и с мусорным пакетом, которому будто бы в рот что-то кидают, но все это невнятно, ни страшного, ни смешного в этом нет. В общем, все это было скорее похоже на зафиксированный процесс поисков, каталог находок, что-то из которых уже можно использовать, а что-то нужно доработать и уже тогда понять, годится ли.