Ужасно вдруг соскучилась по театру. Начала с диптиха Юхананова «Пиноккио» в Электротеатре. Многие хвалили, опять же, на ЗМ выдвинули, надо быть в курсе. Пошла прежде всего из-за костюмов Насти Нефедовой, которые на фотографиях и эскизах выглядят очень эффектно, ну и на сценографию Юры Харикова посмотреть, который вернулся в лоно Юхананова. По интенции это очевидная эпохалка. Две части. Первая - «Пиноккио. Лес» идет два с половиной часа, вторая - «Пиноккио. Театр» - четыре с половиной. Пьесу написал Андрей Вишневский, который учился с Юханановым в ГИТИСе, а сам он пишет в программке, что писал ее с 70-го года, то есть почти 50 лет. Наверное, так и есть, пьеса необычайно многословная и многозначительная, как любит говорить Рубинштейн, «с мифологизминкой и фантасмогоринкой». В спектакле все персонажи удвоены, наверное, все же волей режиссера. Есть как бы ведущие, читающие ремарки (их называют в программке «ремаркеры» и перечисляют как Гете, Клейст, По и Шелли), они постоянно повторяют друг за другом или говорят хором. Как, впрочем, и все остальные персонажи, что тоже удлиняет шоу вдвое (вкупе с замогильным ритмом половины сцен). В первом спектакле речь про рождение Пиноккио (вернее эти зародыши - результат аборта у дерева), а во втором - его\их путешествие по театру снизу вплоть до ангельских высот, причем театр все, населяющие его, считают наркотиком. Все весьма витиевато, не буду углубляться. Я, честно говоря, так себе придумала, что если совсем тяжело пойдет, то попробую помедитировать на картинку и звуки Курляндского и отключиться от всей содержательной части (тем более, что в программке содержание подробно расписано по сценам, как в либретто музыкального театра). Первый спектакль даже как-то нормально прошел, там много меняется картинка, очень красивые лазерные эффекты, особенно тоннель как будто в тумане и еще мне понравились девочки-Пиноккио - Мария Беляева и Светлана Найденова, у них очень симпатично придуманная кукольная речь и пластика, хитроватость с наивностью. И еще в первой части любопытно, что Азбука - это явно Тора, папаша Джеппетто в финале выходит в светящемся талесе и в качестве азбуки лепит на лбы двойняшек светящиеся тфилины (их они во второй части и отдают за билеты в театр) . Но вторая часть очень тяжело пошла - ужасно много мучительного текста и актерского кривлянья, на который не получается не реагировать, хотя есть пара мест, где вроде бы должны быть импровизации с шутками про текущий момент. И пара шуток были неплохие, но все равно шли туго и выглядели заготовками. Даже костюмы и девочки-Пиноккио к концу перестали радовать. Совсем на меня этот гипноз не действует.
29. Пошла на еще один очень хваленый спектакль - «Сын» Бутусова в РАМТе, называли его одним из главных хитов нынешнего сезона. Это пьеса француза Флориана Зеллера, который сейчас очень пошел, пару лет назад все ставили его «Отца», теперь вот «Сын», пишут, что и «Мать» есть. Такой психологических сюжет на проблемную тему: отец ушел из семьи, родил нового ребенка, а в прошлой сын-подросток впал в тяжелую депрессию, отец берет его к себе, тоже не справляется, заканчивается все суицидом. И, вроде, все хорошие, заботятся, любят, но это не помогает. Кто-то видит в пьесе экзистенциальные глубины, я как-то не вижу, по-моему, скорее общие места на тревожную тему, может быть при каком-то супер тонком разборе и сложно играющих артистах, что-то другое проявилось бы, но Бутусов пошел другим, более эстрадным путем. Ну и распределение нестандартное: сына играет Евгений Редько, он, наверное, вдвое старше актеров, играющих родителей. Но то ли по идее Бутусова он с детства не ребенок, то ли просто Редько нужен, как неврастеник. Начинается действие с, как Бутусов любит, - гротеска, у всех набеленные лица, смоки айз и черные губы, все принимают ломаные позы. Но дальше боевая раскраска постепенно уходит, зато скучные и пафосные диалоговые сцены Бутусов регулярно перебивает музыкально-танцевальными. К микрофону выходит Денис Баландин и поет - его приятно слушать, а прочие танцуют и играющий отца Александр Давлетьяров танцует прямо очень лихо. Честно говоря, никаких супер актерских достижений, которые обещали, я тут не увидела, но все равно с удовольствием смотрела на рамтовскую молодежь - какая она живая, двигается хорошо, поет, ну и вообще держит стиль и картину не портит, этим не всякий театр похвастает.
31-го все пошли на митинг, а я не пошла, но вечером пошла на спектакль «Красный вольфрам», как-то до сих пор не могла записать и теперь одно с другим у меня в голове замкнулось. «Красный Вольфрам» придумал Сережа Никитин (теперь он еще называется Римским) с группой Москультпрог, это путешествие вокруг и внутри бывшего Электрозавода с театрализованным рассказом о том, как он создавался в 20-х-30-х годах с помощью немецких рабочих. Назвали это историодрамой и довольно помпезно рекламируют как «Первый в мире иммерсивный спектакль-путешествие по цехам легендарного Электрозавода». Я, конечно, к этому сразу вспоминаю «Неявные воздействия» Лисовского, которые проходили там же, но черт с ними, рекламными лозунгами, история на самом деле хорошая. Тут вся сила в самом материале: сюжет строится вокруг судеб немецких рабочих, молодых ребят 20-30 лет левых убеждений, которые главным образом за идею поехали в Россию создавать вольфрамовую нить для лампочек, то есть были завербованы советскими промышленными шпионами, поскольку знали технологию, как эту супертонкую нить тянуть. В основе спектакля - книга Сергея Журавлева «Маленькие люди» и «большая история», где рассказывается про частные истории этих людей в духе сегодняшней истории повседневности, что я очень люблю. В спектакле человек 20 зрителей-участников собирают у метро Электрозаводская, ведут к бывшему ДК электролампового завода (который теперь «На Яузе») и там раздают паспорта героев-участников и листочки с кусочками текста, которые надо будет произносить. Я была одним из первых рабочих, так и прожившим потом всю жизнь в России, по имени Вилли Кох. Ведет группу Сережа, всех называет товарищами и рассказывает историю, время от времени вызывая героев. Вся эта история в чем-то про идеализм, веру против системы и предательства, которые, конечно, побеждают. О том, как все было тяжело с бытом - голодно (рабочих придумали кормить мороженым за неимением мяса), холодно, недостроенное общежитие для рабочих, где были и к зиме не вставлены окна, кстати на Матросской тишине (тут тоже все сомкнулось с Навальным). Но при этом многие немцы отказывались от привилегий иностранцев. Ну и, конечно, о том, как их постепенно придушивали в 30-х, кого-то высылали в уже фашистскую Германию, где коммунистам, а также евреям была смерть, остальных немцев сажали в России и расстреливали. Мой Кох выжил, прошел 18 лет лагерей и вернулся к русской жене и на завод. А другие кто мог, уехали в 50-х годах в Германию. В общем очень все интересно, как и походы по вечернему району вокруг эффектного готического завода и в его дворах, где мрачно и метет снег. Сам Электрозавод теперь разобранный на офисы уже выглядит скорее ободранным и жалким, а не впечатляющим. Еще мы в начале скачивали по QR-коду музыкальные переходы, которые надо было слушать, пока идешь от точки до точки, там была какая-то современная электроника на тему, для меня была бы убедительнее фонограмма того времени, я думаю. А еще внутри Электрозавода была пара сцен девочек-танцовщиц военизированного вида «Айседорино горе». Мне, честно говоря, несколько развлекательная театрализация рассказа показалась чрезмерной, зато выдали совершенно чудесный маленький буклетик - красивый и содержательный, с рассказами про героев и статьями про советский промышленный шпионаж, картами и др. и про то, как писалась книга. Теперь даже почитать ее хочется.
Вот сайт проекта и когда спектакли
http://elektrozawodsk.tilda.ws/