28 ноября в первый и последний раз за месяц вышла в театр. Пошла в док - он заканчивает играть на Казакова, в очередной раз их выгоняют - на вербатимный показ группы Сандрика Родионова. Они записывали разных, как я поняла, немолодых ученых, работавших с разными эпидемиями и сделали целый цикл «История эпидемий» (и все это входит в проект «Театр без маски» , в котором идут трансляции показов). Тут был замысел не традиционного вербатимного показа, где актер пытается изобразить героя, а какой-то неизвестной мне раньше технике, когда актер играет в наушниках, где у него звучит голос героя, пытаясь повторять за ним. Сегодняшний показ назывался «1970. Холера эль торо». У нас героем был Стадников, вокруг много было накручено - и одновременная съемка героя с проекцией на экран, и вывод каких-то разыгранных за кулисами сцен на экран и немного игры с предметами-куклами, которую как художник сделал Юра Богуславский. Но все это пока в очень сыром виде, трансляция шла плохо и Стадников не слишком годился на эту роль - как-то технически бормотал и его часто просто было не слышно, хоть и маленький зал. Но сама история, которую Сандрик сделал сам - просто шикарная. Это монолог одесского врача-эпидемиолога Льва Яковлевича Могилевского, который работал на холере в Одессе. 80 лет человеку, очень живой и очень интересно рассказывает и что это было, и как скрывали, и как люди реагировали - все это сразу невероятно напомнило историю из «Доктора Штокмана» про зараженные источники, которые скрывают. И вообще о том, как оказывается много было страшных эпидемий повсюду - он много куда ездил. Начинает с того, что работал на эпидемии чумы, кажется в Казахстане, вернулся, а через месяц - холера.
3 декабря. Пошла в док еще на Казакова на премьеру Насти Патлай «Неформат» - отличная идея и хорошо взятые интервью Наной Гринштейн. Играют «неславянские» артисты дока, играют про себя, то есть это то, что называется свидетельский спектакль и все начинается с разговора о том, что они для русского театра и кино - неформат, им дают только мелкие национальные роли (это вообще ужасно интересный сюжет: оказывается, считается, что, если герои не титульные по внешности, то рейтинга не будет), а потом переходит на то, что они и вообще неформат ни для России, где они отличаются внешностью, ни для стран происхождения, для которых они тоже чужие потому что русскоязычные. И возникает вопрос у каждого, особенно у тех, у кого кровей много - кто я? Вот этот сюжет про поиски идентичности меня очень интересует, но тут включается еще очень много сюжетов - про семьи, родителей, где-то история про насилие в детстве, про тело и пр. В общем, на мой взгляд, начинается уже метание, мелкая нарезка интересных сюжетов, которая эти сюжеты немного дискредитирует, во всяком случае размывает, а от главных тем уводит. И к концу для меня как-то интерес упал. Кроме того, зачем-то Настя заставила актеров все время играть в воображаемый пинг-понг и таскать туда-сюда, разбирая-собирая стол для него. А текст в это время частично звучал в записи. Зачем это надо, я так и не разобралась, было ощущение, что режиссер хочет переключить внимание актеров на какую-то деятельность, хотя их отвлекать не надо, все выглядят уверенно. Мне особенно понравился Азиз Бейшеналиев (он, кажется, полукиргиз-полуузбек), в нем какая-то уверенность и внутренняя сила и покой. И он отлично первую сцену играл, где он приходил за сыном в школу, где его травили старшие - играл за всех участников, повторяя, уточняя, объясняя мотивы. Еще был Рафаэль Дурноян, который мне нравился в «Выйти из шкафа», а тут смешно показывал себя немного как веселый раздолбай, Джан Бадмаев - калмык (кажется единственный из всех, кто в семье говорит на языке), Феруза Рузиева - узбечка, в ней такая сухая злоба вскипала, но потом ее куда-то вбок увело и Наргис Абдуллаева, которую я уже много раз видела, в ней, вроде бы, полно кровей, но я поняла только про крымских татар и бухарских евреев и тут она отвечала за роль такой беспорядочной с идеями. Потом шла к метро и, почему-то вдруг обратила внимание, что за всю дорогу ни одного человека славянской внешности не встретила.
Каждый год езжу в начале декабря смотреть израильский современный танец на тель-авивский International Exposure, в этом году они решили провести этот смотр онлайн с 4 по 6 декабря, но, чтобы зрители не умерли перед экраном, дали каждому представлению 10-15 минут на показ - отрывок, нарезку или законченный маленький спектакль. И после каждого из показов (их было 4 в день по 2-3 представления зараз) делали встречи авторов с какими-то статусными модераторами. За 15 минут в принципе понять можно, интересно это или нет, и, если нет - этого достаточно (как говорит Рубинштейн: для анализа кала много не надо), а если интересно, то о большом спектакле судить, конечно, невозможно. Так что для меня самыми интересными были, пожалуй, разговоры - я уже не в первый раз восхищаюсь тем, как у израильтян соединяется интеллектуальное и телесное, что они сами и исследователи, и теоретики, и авторы-исполнители и их тело для них, как инструмент, в который заложена огромная информация и при этом реагирующий на очень много разных вещей.
Просто перечислю коротко, что запомнилось. На открытие показали специально снятый короткий танц-фильм Инбаль Пинто Outside, вдохновленный очень симпатичным коротким рассказом Эдгара Керета в The New York Times Magazine - оказывается у них есть специальный карантинный «Проект Декамерон» (вот он:
https://www.nytimes.com/interactive/2020/07/07/magazine/etgar-keret-short-story.html ). Это восьмиминутное кино на двух танцоров - Moran Muller и Mirai Moriyama, но судя по тому, что часть команды в Японии, израильтянка и японец (невероятной красоты) снимались в разных странах. История сценическая прозаическую впрямую не повторяет, разве что некоторой безумностью атмосферы, которая разделяет один внутренний монолог Керета на двоих. Тут есть девушка, которая сидит дома и человек в телевизоре, поначалу очень официальный. А дальше пространство вокруг них и они сами начинает сходить с ума. Все это в таком немного акробатически-цирковом духе, как любит Инбаль. Разговаривала с Инбаль и Керетом Наоми Перлов, которая сейчас руководит центром Сюзанн Деллаль, она внятная, толковая, и это было хорошо (это я к тому, что не все модераторы были хороши, кое-кто не давал авторам и слова вставить)
Оказывается сам спектакль почти месяц в сети, правда, с французскими субтитрами.
https://www.youtube.com/watch?v=2s0bvIA317M (вот с английскими
https://www.facebook.com/watch/?v=802060970336383 )
В программе 2 меня привлек спектакль Эллы Ротшильд, которая меня интересует, но она очень неровная, я видела у нее и интересное и совсем слабое. В этом спектакле под названием Pigulim было три танцорки, одна из которых она сама, плюс группа молодых из школы Маслул. Все строилось вокруг стола и между тремя героинями явно было соперничество, но больше я ничего не поняла. Спектакль должен идти около часа, я бы посмотрела, но пока не ясно, будет ли это интересно.
https://vimeo.com/393522332 Третью, утреннюю программу второго дня я пропустила, в четвертой было два участника: «One More Thing» Adi Boutrous - такой немного акробатический танец на четырех мужчин, где вроде бы исследовались отношения человека и группы. Это было неплохо, но насколько хорошо в часовом спектакле - сказать не могу.
https://youtu.be/oT__oJ19a88 И Possessing которую поставили и станцевали вместе Shira Eviatar и Hadar Ahuvia. Это было довольно забавно и занятно - на сцене были две голые и кудрявые молодые женщины, примерно одного роста и комплекции, они долгое время говорили по очереди и двигались, соприкасаясь лбами, так что лица были занавешены кудрями, такое существо из двух тел и с одной головой. Причем одна из них израильтянка, а другая американка, и у одной отец американец, а мать израильтянка, а у другой - наоборот. Ну, и движения их на сцене, как я понимаю, имеют фольклорную основу, что довольно забавно выглядит в голом виде (особенно израильский фольклорный танец, весь сочиненный). Модерировал их разговор Эяль Шер, который руководит иерусалимским джазовым фестивалем и много чем еще - он мне очень понравился, интеллигентный и вдумчивый. И разговор был очень интересный. Ади говорил о том, что хотел понять, в чем состоит долг мужчин, что значит быть мужчиной. Не только же «скажи сыну то-то», ну и вообще роль мужчины в Израиле, где война и оружие. А еще и право мужчины на слабость и на то, чтобы его поддерживали и др. От девушек говорила Шира (та, что живет в Яффо) и как раз рассказывала об исследованиях израильского танца, которые она\ они обе ведут, и о том, что спектакль - это тоже часть исследования.
В пятой программе было три отрывка, но меня из них больше всего интересовала Галит Лисс, которая работает с пожилыми женщинами 65-80 лет. Прошлый ее спектакль на IE произвел на меня впечатление, про этот - Blue Zone - на 12 женщин я мало поняла, но в любом случае все эти пластические представления со стариками - очень сильная вещь.
https://youtu.be/vBFRcAbExcw В шестой программе было три отрывка и все интересные. Первый был LECHET в Inbal Dance Theater, ставил Mor Shani, это, видимо, большой спектакль, с большой труппой, очень энергичный, яркий. Как пишут, они репетировали во время карантина, как упражнение в «истерическом реализме». Второй был короткий эпизод Миши Гетмана «First things 1st», где он обозначает отдельные слова движениями и дальше начинает строить из них танец, получается очень лихо. Третий был «Body #1» Roni Chadash - акробатический танец на двоих, где тела так перепутывались, что невозможно было понять, где чьи ноги и руки.
Седьмую, утреннюю, программу опять пропустила, восьмая была любопытная. Eyal Dadon поставил в SOL Dance Company «George 2.2» про видеоигры. Не могу сказать, чтобы в таком маленьком отрывке это читалось, но было занятно: 2 фрагмента, где в одном все какие-то очень яркие, разноцветные светом, гримом, волосами, со стреляющими пистолетами на экранах телефонов, а во втором все как будто одинаковые и Эяль говорил, что это про интернет-анонимность. Второй отрывок - самый интересный - это театр Вертиго, причем, видимо, какой-то отдельный его инклюзивный проект Vertigo Power of Balance со спектаклем Shape On Us, который поставил Sharon Fridman. Я когда была на базе Вертиго, они показывали, что много работают с инвалидами, колясочниками, а тут спектакль, где есть люди с довольно разными двигательными проблемами, но в танце про это совершенно забываешь, особенно когда идет поддержка от всех. Когда снимают колясочника на пол, например, он совершенно в движении на полу не отличается от остальных. И Шарон (он сейчас работает в Испании) очень хорошо потом в обсуждении говорил, что у них не говорят «инвалидность», а говорят о телесном разнообразии, о «миксабилити», и не важно, что они не могут, важно, что могут.
В последней, 9-й программе, тоже из трех отрывков было два интересных. Во-первых, Yasmeen Godder Company, которая теперь придумала вариант проекта Practicing Empathy # 2 by 2. В прошлом году Годдер уже показывала этот проект с практикой эмпатии на группу актеров, которые взаимодействовали, по очереди поддерживая друг друга и как будто не только физически. Теперь Ясмин придумала карантинный вариант на открытом воздухе группами 2 актера на 2 зрителя неких нежных безмолвных взаимодействий, где действительно со стороны не сразу понятно, кто тут танцоры, а кто зрители.
Вторым был отрывок из спектакля той самой Annabelle Dvir, у которой в прошлом году экстатический танец девушек весь состоял из того, что они по-всякому бились телами о пол. Новый называется It's Pretty for You to LIE - Fantasy Game vol. 1. В этот раз изменилась музыка - теперь Дебюсси плюс Роллинги и Лед Зеппелин, но главное выразительное средство было то же, как они пишут: «между болью и удовольствием». Не видя целиком, не могу сказать, появилось ли что-то содержательно новое, пока это ворк ин прогресс, премьера в 2021, видно только, что, видимо, там будет много цветного люминисцентного света, может это тоже добавит драйва.
Ну и на закрытие показали «Яг» Наарина, про семью. Старый его спектакль, который он уже восстанавливал, а теперь сам снял по нему фильм и это позиционировалось, как первый авторизованный фильм по его спектаклям в Батшеве. Вроде бы, как он сам сказал, он изменил финал, но я, честно говоря, тот не помню.
https://youtu.be/EJYb2-gDWbE 11 декабря. Неожиданно решила сходить на «Горбачев. Рай» Манского на Артдокфесте, интересно было, какой он станет рифмой к спектаклю.
И так же неожиданно для меня кино оказалось по-своему сильное. И тут две причины. Первая - старость, очень подробно снятая немощь, как она мучительна, особенно когда голова еще работает. Невозможность свободного движения, само сморщенное тело - внимательный взгляд фиксирует все, оператор прекрасный. Старость и немощь всегда ад, тут на месте Горбачева мог быть кто угодно. А второе - это, конечно, личность, масштаб, который виден, и вот здесь, конечно, начинаешь сравнивать со спектаклем, где видно, как все по сравнению с реальным Горбачевым упрощено. Какое у него чувство юмора, какой он хитрец, какой дипломат до сих пор, как точно знает, что хочет и никакой Манский со своим прямолинейным напором его не собьет. И какой живой и в некоторых ракурсах кажется, что до сих пор молодой. История с любовью к жене очень трогательная, но как раз в спектакле это хорошо показано. И, конечно, очень интересно все про дом, где он живет, фонд. Все эти большие пафосные пространства, статусные кожаные кресла. И встреча нового года в доме своего многолетнего помощника в обычной многоэтажке, с его женой и собачкой.
https://youtu.be/9Hyjup52Em0 16 - Посмотрела запись (правда, кривую, с кучей проблем) еще одной части проекта Театра.док «История эпидемий», вдоховленную занятиями вербатимом с Сандриком Родионовым. Я видела уже его эскиз про холеру в Одессе, а в этот раз была «Эпидемия черной оспы в Москве в 1959-м» и оказалось ужасно интересно. Тут интервью брал Сергей Гиндилис, учившийся в школе Разбежкиной и Угарова, делали в той же самой манере «трансляции» текста из наушников. Я потом спросила у Сандрика про эту технику, которая ему ужасно нравится тем, что позволяет быть ближе к оригиналу, сохранять ритм его речи и вообще документальность. Он сказал, что прочитал про нее когда-то, она была применена и развита для вербатимных спектаклей английской актрисой и режиссером Элеки Блайз, группа Recorded Delivery. «я пробовал в разное время такую штуку на занятиях и видел ее достоинства и недостатки. Но на сегодня - решил, что достоинства преобладают, главное - в том, что она уменьшает власть актера и драматурга над временем и ритмом и чуть возвращает вербатим к здоровой специфике документального искусства». Сам вербатимный спектакль сопровождался фотографиями и вообще проекцией на задник, это хорошая идея, но на видео почти не видно было, а еще некоторую среду и кордебалет обеспечивали двое ребят в белых халатах, смотревшие в микроскопы и обозначавшие научную деятельность. Парень (видимо, не актер), говорящий за героя, выглядел уместно, но было полное ощущение, что герой несколько зануден, что нормально для ученого, но оказалось, что это совершенно не так. Героем был вирусолог, профессор Виктор Абрамович Зуев, ему 92 года, но он потрясающе бодрый, обаятельный, с ясной головой, судя по всему продолжающий научную деятельность до сих пор. Он был на спектакле, потом вышел на сцену и еще пол часа отвечал на вопросы, шутил и вообще говорил много интересного (его, конечно, спрашивали про ковид, тем более, что он 40 лет гриппом занимался). В общем, вот кривоватая запись. Интересно, какие сюжеты есть еще.
https://youtu.be/UxL2E2E6-0Y 23 - сходила в Боярские палаты на новый спектакль Жени Беркович «Финист ясный сокол» с ее девичьей командой «Дочери Сосо», с которой она делала хорошую «Считалку». Давно пытались выпустить, но все подвисало из-за карантинных запретов, так что сейчас было полно народу, прямо премьера-премьера, не по нынешним временам. Ход близкий к «Считалке», но получилось даже чище: рассказ идет про разных российских девушек, которые виртуально, никогда не видя, выходили замуж за мусульман, воюющих в Сирии, ехали к ним, но по дороге были арестованы, судимы и получили реальные сроки (кто-то и доехал, успел пожить и даже родить детей, но потом все равно закончилось колонией). Пьесу написала Светлана Петрийчук, она сложена из документального материала (главным образом протоколов допросов), рассказов девушек о своих историях, и все это вложено в историю про Марьюшку и Финиста, как она его искала, сколько железных сапогов износила, сколько железных колпаков изломала и т.д. Бытовая речь переходит в сказовую, потом девушки начинают петь, и все те же тексты, включая допросы, идут на какие-то русские распевы и кажется советские мотивы (композитор Ольга Шайдуллина). Поют хорошо, кстати. И одеты все в какую-то условную одежду скорее сказочно-русскую, с кокошниками, рогатыми шапками и др (художник Ксения Сорокина). Еще всюду в декоре волосы, вот это мне как-то не очень убедительно показалось. А в целом вещь получается пронзительная о том, как хотят девушки любви, как готовы на все ради нее, как верят любому, как обольщаются и бегут-бегут из своих тоскливых домов, от нелюбящих родителей, грубых соседей и равнодушных мужчин, как падки на внимание и сочувствие и как все это оказывается преступлением. Еще там ближе к финалу есть немного реплик-комментариев соотечественников, реагирующих на приговоры. Вот где ужас-то, ненависть и тоска. А девочки-актрисы все очень хорошие (их 6), играют без пережима, обаятельно, точные характеры. Мне особенно нравится Наташа Горбас, она и Марьюшку играла, и в «Считалке» она отличная была, какой-то в ней есть одновременно напор, и наивность, и злость.
https://youtu.be/rsg12kUKytU В ноябре-декабре написала 3 блога БФМ:
Призеры и фавориты -
http://blog.multfest.ru/bfm2020-1 Зарубежный конкурс -
http://blog.multfest.ru/bfm2020-2 Спецпрограммы -
http://blog.multfest.ru/bfm2020-3 а к концу года - традиционный топ
http://blog.multfest.ru/top2020