Интервью Г.Ньюфелда для FamilyAnatomy

Apr 21, 2012 19:46

Оригинал взят у olgapisaryk в Интервью Г.Ньюфелда для FamilyAnatomy
В блоге Family Anatomy появилось аудио-интервью Гордона Ньюфелда. Ведущие блога - два психолога из Оттавы. Интервью разбито на две части по 30 минут каждая.

Подкаст записи. Ч.1.

Подкаст записи. Ч.2. 

Вопросы первой части:

1. Доктор Ньюфелд, расскажите немного о себе, и как Вы пришли к тому, чтобы работать с детьми и их родителями.
Ответ на первый вопрос (5:04 - 6:46):Когда я только получил степень кандитата наук, хотя моя диссертация была в области психологии развития, я боялся детей. Я совсем не понимал этих маленьких существ. Так что я не стал рисковать и остался со взрослыми в области консультирования, консультирования в браке, терапии, и клинических вопросов. Затем у меня появились свои дети и, конечно, я полюбил их. У меня 5 детей, а теперь еще 3 внуков. Мои собственные дети все выросли. Самому младшему 20, а старшему 41. После этого опыта я начал понимать, тем более что я имел дело с проблемными подростками на одной из моих работ, в исправительных системах с несовершеннолетними правонарушителями, и они были загадкой. Я преподавал психологию развития в университете и в то же время имел свои дошкольников, и я понял, что дошкольники и подростки правонарушители были очень очень похожи, и я начал понимать, что если бы вы могли понять детей, особенно маленьких детей, вы вероятно имели бы ключ к человечеству. Так начался пожизненный процесс попыток собрать все воедино, и это было удивительное 40-летнее путешествие соединения точек и складывания кусков, основанное на идее понятия детей.

2. Вы называете себя психологом развития, не могли бы Вы пояснить, что это такое?
Ответ на второй вопрос (6:57 - 7:41):
Этот термин используется в широком смысле или используется в одном из двух случаев: в одном случае это означает, что вы в основном работаете с детьми. Но я не использую его таким образом. Я использую его с более философским способом понимания подхода в психологии, когда вы обеспокоены реализацией человеческого потенциала и условий, способствующих его реализации и тем что тормозит его. Подход развития, в противовес тому когда делают упор на обучение, на окружающую среду, а не на факторы, которые приводят к этому раскрытию человеческого потенциала.

3. Значит, основная идея, это если кто-то не может рализовать свой потенциал и вы понимаете, чего в развитии не хватает, вы сможете понять, что упущено?
Ответ на 3й вопрос (7:59 - 9:02):
Абсолютно. Это совершенно меняет то, как вы смотрите на вещи. Потому что когда у вас в голове есть идея модели как все должно развиваться, о том на что мы способны как человеческие существа, на что способен наш мозг, на что способен ребенок 7ми или 8ми лет, на что способен 15-летний ребенок, и что действительно было бы, если бы человеческий потенциал разворачивался. И когда вы смотрите через этот объектив, он сразу дает вам знать, чего не хватает и что в свою очередь необходимо восстановить чтобы потенциал был реализован. Это совершенно другой способ видения, и вместо того, чтобы быть ослепленным признаками незрелости и застревания, вы действительно можете почувствовать какие присутствуют дефициты, а затем посмотреть на то, что заблокировало реализацию потенциала.

4. Не могли бы Вы привести какие-то конкретные примеры, что Вы имеете ввиду под потенциалом?
Ответ на 4й вопрос (9:12 - 10:45):
Ну, один из самых простых способов с точки зрения понимания потенциала, в том, что, по мере развития мозга, развивается его способность смешивать вещи, информацию из правого и левого полушарий, к варолиеву мосту, мозолистого тела и варолиева моста, и "миски для смешивания эмоций", префронтальной коры, исследованию которой в настоящий момент уделяется много внимания в неврологии. Это действительно последний штрих развития, это смешивание, когнитивный диссонанс, который исследовал Пиаже, или смешение эмоций, которое нас больше интересует в повседневной жизни.
Возможность сказать: "Часть меня чувствует себя таким образом, а часть меня чувствует по-другому". Это важнейший фактор для равновесия, стабильности, самоконтроля, уравновешанного отношения, для цивилизованого и внимательного отношения. Когда вы знаете, что должно быть, что ребенок старше 6-7 лет должен быть в состоянии сказать "с другой стороны", что "часть меня чувствует себя таким образом, и часть меня чувствует по-другому ", что "у меня смешанные чувства". Это должно присутствовать. Вы должны видеть эмоциональный разлад. И если вы не видите его, то вы понимаете, "о боже мой, именно по этой причине у нас возникают проблемы, с импульсивностью, отсутствием самоконтроля, с неуравновешанным поведением", и так далее и так далее.

5. Т.е. мы не можем ожидать от 3-4 летнего ребёнка способности смешивать чувства, но тем не меннее сейчас всё большему и большему количеству детей в этом возрасте уже ставят диагноз дефицита внимания.
Ответ на 5й вопрос (10:56 - 12:12):
Это трагедия, что наши врачи и медицинские работники совсем не проинформированы об этих вопросах развития. Их идея проста: Если вы можете вмешаться раньше, вы можете начать лечение на ранней стадии. В то время как фактически большинство из этих вопросов являются вопросами развития. У развития свои сезоны. В мире нет такой 3-летки, которая сможет сказать: "часть меня чувствует себя таким образом, а часть меня чувствует по-другому". Одной из проблем является то, что к 3-4 годам количество детей, получающих диагноз значительно увеличивается и те, у которых подход со стороны болезни рады, потому что они говорят: "Смотрите, это распространяется, мы можем подступиться раньше и мы можем раньше начать лечение ". А те из нас, кто является сторонниками психологии развития, просто абсолютно потрясены, что процессу развития сегодня не уделяется никакого внимания. Мы никогда не знали больше о том, как дети развиваются, и в тоже время лица, которые занимаются этим никогда не были проинформированы меньше.

6. Ну хорошо, если мы имеем перед собой 6-7 летнего ребёнка, который в состоянии испытывать смешанные чувства, как это влияет на его гиперактивность, на способность фокусироваться?
Ответ на 6й вопрос (12:26 - 13:40):
Сосредотачивание требует двумерной обработки. Это дает глубину видения. В незрелости видения глубина отсутствует. Оно одномерное. Вы либо видите это или видите то. Когда вы видите это и то, у вас есть передний план и фон, у вас есть глубина, у вас есть память, можно сказать у вас есть задний ум, и все эти вещи на самом деле являются результатом процессов созревания. Большое количество проблем с вниманием это просто незрелость сиситемы внимания. Например, в синдроме дефицита внимания присутствует отвлекаемость, импульсивность, беспокойство. Импульсивность напрямую связана с отсутствием смешанных чувств, с отсутствием способности работать интегративно. И отвлекаемость вполне может быть связана с этим. Есть и другие вопросы, которые также могут быть вовлечены. Но, конечно, каждый 3-х летний ребенок отвлекаемый. Мы используем это для управления ими. Ведь это так просто отвлечь их от чего-то другого, потому что они не способны удерживать, концентрироваться на двух вещах одновременно.

7. Вы упомянули, что эти способности разворачиваются в процессе развития, по мере взросления ребёнка. Чтобы в это поверить, надо иметь довольно оптимистичный взгляд на природу человека и на развитие инстинктов. Вы говорите не о том, как учить ребёнка отказаться от негативных инстинктов, Вы говорите о том, как убирать с пути препятствия, мешающие естественному проявлению позитивных инстинктов.
Ответ на 7й вопрос (14:03 - 14:53):
Вы очень точно выразились! В этом как раз и состоит вопрос. Это требует доверия к процессу развития. Это требует веры в разворачивающуюся природу нашего потенциала. Если к этому нет доверия, то нет поддержки. В последствие, мы пытаемся толкать и тянуть. Если бы садоводы делали это, последствия были бы плачевны. Вы должны верить в естественный процесс. Если вы предоставите необходимые условия, придут плоды, будут цветы. Но мы не делаем этого с точки зрения людей. Если эта аналогия верна в саду, насколько она верна с точки зрения человеческого роста и развития?

8. Тогда что можно сказать обо всех этих специалистах по теории обучения, которые говорят о последствиях и поощрениях, как основном мотивационном факторе?
Ответ на 8й вопрос (15:00 - 16:23):
Ну, это очень цинично. Это предполагает, что в действительности у ребенка нет врожденного желание быть хорошим. И причина в том, что они будут работать за удовольствие. Но оказывается, что система вознаграждения в мозгу на самом деле является частью системы привязанности. И это обезличивание. Поэтому, когда мы действительно понимаем это, что для ребенка гораздо более естественно хотеть быть хорошим и испытать это чувство наполнения в контексте тех, к которым они привязаны. Это естественное желание сделать это.

9. Использование вознаграждений является отсутствием доверия к этому процессу. И вы, конечно, чувствуете это со своими собственными детьми. Когда ваши дети любят вас, и вы знаете, что их сердца приналеджат вам, вы можете почувствовать это их желание быть хорошими для вас. И когда вы на самом деле используете награды и безделушки, так сказать, вы на самом деле предпологаете, что их привязанность к вещам важнее, чем их привязанность к вам. И это так. Это неверие в их собственное естественное желание быть хорошим для вас.
Ответ на 9й вопрос (16:50 - 18:19):
Я не знаю. После моей книги я пытаюсь восстановить у родителей их естественную интуицию. Вы должны понять, многие из этих теорий были созданы мужчинами, а не женщинами. Они были на один шаг дальше от своих детей. Джон Локк не придавал эмоциям никакой важности. Большая часть теории обучения основана на работе Джона Локка и логического позитивизма в 17-ом веке. И он так мало внимания уделял эмоциям! Если детей переполняли эмоции и они плакали, то он считал это оправданием, чтобы наказать их, чтобы связать их, применить телесные наказания за это. И, конечно, Скиннер, мы знаем его историю со своей дочерью и внучкой, и попытки самоубийства. Все это было описано и вынесено на свет. Я думаю, что нужно немного понимать откуда исходили эти теории. Они пришли из места, где дети были не очень хорошо привязаны.От теоретиков, которые пытались разобраться в окружающем их мире. Они были на один шаг дальше. Они построили теории вокруг своего собственного опыта. Все это делают. К сожалению, их опыт был не очень теплый.

Мое примечание: сделала быстрый поиск в Интернете и про Скиннера и его дочь все слухи, включая попытки самоубийства. Жаль, что умные люди продолжают распространять слухи, не проверив информацию. http://www.guardian.co.uk/education/2004/mar/12/highereducation.uk

10. Существует множество родителей, которых на протяжении многих лет убеждали, что использование всех этих поведенческих техник, таких как тайм-ауты или отнимание вещей, которые ребёнок ценит, необходимо, чтобы управлять поведением детей. Вспомнить хотя бы технику «1-2-3 magic!” или тв-шоу «Супер-няня». Что можно сказать родителям, которые уверены, что это единственный способ справляться с поведением их детей?
Ответ на 10й вопрос(18:39 - 20:00):
То, что нужно в первую очередь, это приглашение существовать в присутствии того, к кому они привязаны. Это абсолютно необходимо. Ребенок должен верить в это. Потому что потребности в привязанности это самые сильные и главные потребности. Ребенок нуждается в определенном количестве избавления, такого как избавление от нужды в физической пище, от голода. Ребенок нуждается в избавлении от этого и поэтому конструкция отдыха очень важна. Весь рост исходит из отдыха. Это верно на физическом уровне. Это верно на психологическом уровне. И то, что тотемно работает для большинства это контакт и связь, любовь и принадлежность. Вот где перед нами родителями стоит большая задача, иметь возможность предоставить им отдых. Все это парадоксально. Став взрослыми, мы работаем чтобы получить что либо. Фактический рост, созревание и реализация потенциала на самом деле происходят от чувства отдыха. Растение может наконец отдохнуть с точки зрения корней привязанности, когда оно нашло свою заботу. Затем начинается рост. Но пока оно еще стремится к этой привязанности, вся энергия уходит в корневую систему.

11. Вы говорите о взрослении, о том, как дети развиваются естественным путём, когда ничего не мешает их взрослению, не стоит на пути их роста. Что же необходимо, чтобы дети имели возможность взрослеть?
Ответ на 11й вопрос (20:08 - 20:44):
Совершенно верно. Мы теперь понимаем, что реакция на стресс это на самом деле реакция тревоги. И реакция на страх это реакция тревоги. Что мы наиболее встревожены, когда мы сталкиваемся с разделением. Так что это абсолютно верно. Но чем больше и больше мы стремимся к ответам, к контакту и связи, тем больше мы становимся разъяренными, беспокойными и тревожными, потому что мы не можем сами удовлетворить свои нужды. Вот почему так важно обеспечить отдых для ребенка

12. Потребность чувствовать контакт и близость настолько фундаментальна, что когда мы не чувствуем связи (с фигурой привязанности), наше тело начинает реагировать повышением тревожности.
Ответ на 12й вопрос (21:05 - 22:26):
Самый важный элемент это обеспечение контакта, связи, любви, принадлежности. Как говорит один психолог развития, каждый ребенок в своей жизни нуждается во взрослом, который абсолютно без ума от них. Вы просто чувствуете правду в этих словах. Это то место где ребенок приходит в состояние покоя, и где начинается рост, где заканчивается стремление к привязанности. По крайней мере, ситуативно. Родители берут на себя ответственность на самом деле быть, не иметь ответы для своих детей, но быть ответом с учетом их потребности в привязанности, контакта, связи, любви и принадлежности. Занимая эту позицию, и это то, чего так не хватает в наши дни, так как мы настолько сосредоточены на поведении своих детей и на их вписывании в общество. Самым последним этапом развития для ребенка является вписывание его в общество, но на все это нужны исходные материалы для переработки, и эти исходные материалы являются результатом того, что ребенок способен стать обособленным человеком. Что возможно только когда его потребности в привязанности в некоторой степени выполнены.

13. О чём нужно знать родителям, чтобы обеспечить детям благоприятную атмосферу для естественного роста и развития? Что должны делать родители? Как они могут помочь своим детям расти и взрослеть естественным путём?
Ответ на 13й вопрос (22:40 - 23:23):
Нет, мы говорим совсем не об этом. На самом деле, вы должны различать между их требованиями и их потребностями. И родитель должен предоставить больше, чем ребенок преследует в отношении своих собственных потребностей. Вопрос не в потакании желаниям или прихотям ребенка. Вопрос даже не в предотвращении ребенка от расстройства. Вопрос в том, чтобы взять на себя ответственность быть источником контакта и связи, за то, чтобы быть компасом, за то, чтобы в определенном смысле быть опорной точкой для ребенка.

14. Некоторые люди могу подумать, что создание надёжной привязанности означает исполнение любого желания ребёнка, чтобы доказать свою любовь, или стать лучшим другом ребёнка. Но это ведь не то, о чём мы тут говорим, не правда ли?
Ответ на 14й вопрос (23:35 - 24:42):
Мы нуждаемся в литургии семьи. Это важнейший фактор. Мы потеряли традиции и структуры. Мы потеряли ритуалы, которые действительно позволяют нам быть в состоянии создать виды связей и на самом деле быть ответом в любви и принадлежности. Это то, что сегодня находится в опасности в нашем обществе. Совместные трапезы очень важны! Это то, что мы делали в *нашей* семье. Это было абсолютно основополагающим для нашей семьи, эти совместные трапезы. Я не знаю, как семьи справляются без этого, когда они фактически не имеют традиций, которые приносят эту наполняющую близость. Вы не собираете своих детей, вы не получете их взглядов, улыбок, кивков. Они не делятся своими историями, у них нет чувства, что их видят изнутри. Это абсолютно основополагюще. Не небходимо играть со своими детьми. Эта деятельность - это не игра сама по себе. Что необходимо, это быть *с*, это *быть с* является особенно важным.

15. Важную роль играют совместные семейные мероприятия. Что Вы думаете о семейных вечерах игр, совместных ужинах и других обьединяющих семейных традициях?

16. Не могли бы Вы подробнее рассказать о завладевании? Этот термин не очень широко распространён, но во мне до сих пор сидит одна из Ваших фраз, что это приглашение ребёнку или взрослому существовать в нашей жизни. Расскажите об этом поподробнее.

17. И это действительно работает. Когда у вас с ребёнком налажен контакт, когда у него есть это приглашение существовать в вашей жизни, ребёнок становится ближе, отношения теплеют. Ещё одна Ваша фраза не даёт мне покоя, «прежде чем руководить, установите связь». Расскажите нам об этом.

18. Идея завладения имеет огромное поле применения для учителей, тренеров, других взрослых, работающих с детьми... И это будут учителя, которых дети будут помнить до конца жизни.

родительство, актуально, альфа

Previous post Next post
Up