"Захудалый род" (Н. Лесков)

Nov 01, 2007 12:54


  Одна миловидная особа давно уже ждёт, что я напишу о своих впечатлениях от спектакля Женовача "Захудалый род" по Н. Лескову. Постараюсь связать пару слов на эту тему.
  Во-первых, я не театрал(ка). Во-вторых, Лескова проходили мы в школе... А в-третьих, не очень-то я разбираюсь в театральном искусстве. Но, кое-что о спектакле "Захудалый род" скажу.

В ожидании начала действа я боялась одного: что будет пошлость на сцене. Давайте договоримся не подразумевать под пошлостью наличие эротических сцен и нецензурной брани в спектакле. Дело в режиссёрской интерпритации, его видении конкретного произведения.
  Ещё до начала спектакля мне рассказали, что Женовач в основном ставит комедии... Но увидев его в холле Студии театрального искусства, я сразу прониклась к нему доверием. Приятно видеть, что режиссёру не всё равно, кто пришёл на его спектакль. Не видела других его работ, но уверена, что он добросовестный человек. А это всегда располагает. Поэтому не удивило и приятно порадовало то, что костюмы соответствовали (хотя бы примерно) эпохе и характерам персонажей, что подобраны актёры тщательно: не только удачное совпадение характера самого актёра и его сценического образа, но пары героев: супруги Протозановы, гр. Функендорф и гр. Хотетова...
  Подспудно возникло впечатление, что всё проникнуто заботой и вниманием режиссёра к мелочам и деталям, будь то жесты и позы героев или их расположение на сцене. И в то же время ничего лишнего. Декорации на сцене мне представились большим фотоальбомом с рамками разных размеров и форм. В этих "фоторамках" появляются актёры, и каждому персонажу соответствует своё определённое место на сцене.    Поэтому, когда актёр перемещается в пространство (рамку) другого персонажа, понятно, что и линия сюжета поменяла направление. Так погибший в Отечественной войне 1812 г. муж княгини Протазановой, когда о нём вспоминают или рассказывают, появляется наверху в воинствующей позе, а когда мысленно к нему обращается Протазанова, "призрак" выбегает к ней из темноты кулис на сцену и молча утешает.
  Вообще, всякий раз, когда Протазанов появлялся на сцене, мне казалось, что вот она идея христианства - воплотилась в нём.

Но почему же "Захудалый род"? Род, сошедший на нет? Род, исчерпавший свою силу? Род, который неизбежно исчезнет?
  Самым страшным, вернее, роковым моментом показалсь та сцена, когда Протзанова решается отдать лучшие свои земли в приданое дочери, которая выходит замуж за корыстного Функендорфа. По моему разумению, именно в этот момент надломилась ветвь рода Протазановых, именно с этого момента княгиня неизбежно шла в тупик, тупик понимания причинности бытия, смысла тех поступков, которые совершала. Встреча с Червёвым явилась уже следствием и окончательно разрушила все те устои, которые поддерживали Протазанову и помогали делать выбор в различных жизненных ситуациях.
  Она верила в доброту и милосердие, в истинно русский характер. Но, благими намерениями дорога в ад выстлана. Наместник немца Функендорфа стал выгонят крестьян протазановских с их земель, отнимать имущество. И Протазанова почувствала на себе вину за все эти беды. Как истинно благородный человек, она продала свои владения и вырученными от продажи средствами возместила потери крестьян. При этом сама осталась без гроша и доживала жизнь на иждевении своей же горничной, продолжая чувствать на себе вину, так и не сумев найти выход из своего тупика.

"Тупик" этот, как я мне видится, таков: Протазанова всю жизнь верила в "настоящих" дворян, достойных людей, которых немного и которые рассыпаны по всей стране, если бы их собрать вместе, тогда страна укрепилась бы и стала процветать благодаря их справедливым деяниям. Она не хотела вмешиваться в интриги высшего света, ей были чужды эти игры, но близка деревня и присущий ей уклад жизни. Княгиня была мамым уважаемой во всей губернии, с ней советовались, прежде, чем назначить старосту, она участвовала в разрешении споров. Тяга к справедливости, вера в честность и порядочность человека - та основа, которая была разрушена Червёвым, его представлениями об истине.
  Высший свет порочен, Протозанова же хотела воспитать своих сыновей в духе христианства: честными и добропорядочными. Её дочь (старшая из детей) росла и училась в Петербурге, поэтому их взгляды на жизнь очень сильно разошлись. Что принесло немало огорчений им обеим.

Впрочем, здесь надо остановиться - что перессказывать спектакль? Каждый зритель по-своему его увидел. Мне же эта постановка понравилась: честно и талантливо. И актуально.
  Современность даёт много ответов, не ожидая вопросов. И нам не хватает искусства, которое заставляет задуматься. Не заняться самокопанием, чем мы порой грешим, а заглянуть в историю, перечитать классиков, которые показывают действительность и указуют, к чему она может привести. Только надо достроить эту перспективу и изумиться, что "Захудалый род" - человеческий, слабый и слепой. Но пусть она никого не пугает, ведь всё ещё остаются разрозненные по всей стране достойные истинно русские люди. 
Previous post Next post
Up