21 апреля - с утра я за 5 минут добрался до вокзала, всего за каких-то 20 минут распечатал билет на поезд (потому что работницы касс все никак не могли разобраться с собственной системой заказа билетов), и покатил себе в Куксхавен. По приезде у меня оставалось еще два часа до объявленного отправления, и я решил соригинальничать - пойти от станции в порт пешком. Когда мне оставалось идти еще, по моим подсчетам, минут 10, мимо меня величественно проплыл трехмачтовый барк. Мне подумалось, что, во-первых, не так уж много в Куксхавене трехмачтовых барков, и во-вторых - что я, наверное, что-то напутал, и вот мой корабль уже отходит от причала. Как оказалось, зря волновался: прибавив шаг и дойдя наконец до объявленной пристани, я нашел его ровно там, где он и должен был быть.
Более того, он туда только подошел, и туда еще никого не пускали. А когда же наконец пустили, первым делом у меня забрали паспорт (чтобы не убежал!) а потом девушка - член экипажа повела меня в мою каюту. Каюта оказалось по моим яхтенным стандартам вполне просторной.
(как видно на фотке, у каждого - койка, закрываемая занавеской, индивидуальная лампочка и половинка шкафа, плюс полочка над койкой).
Да что там, в душе (собственном на каюту!) можно развернуться, не задев стену рукой (или еще чем-нибудь).
Более того, этим душем можно реально пользоваться! И воду лей - сколько хочешь. Для такого недлинного перехода - 5 дней - залитой воды достаточно, а если и нет, то есть опреснитель. И не только на воду коммунизм - на электричество тоже! Два мощных генератора работают постоянно, и дают 220 вольт прямо в стену - в каждой каюте по три розетки!
Типичный коридор выглядит так:
Но я отвлекся. Итак, распихав шмотки по местам, я начал знакомиться с соседями. По удивительному стечению обстоятельств, все трое оказались немцами. Потом я пошел в кают-компанию, где было общее собрание, и тут меня ждал неприятный сюрприз: не только мои соседи, но и все остальные члены экипажа, как и курсанты (к коим я относился) - немцы. За исключением пятерых: двое австрийцев, двое швейцарцев и один голландец (офицер моей вахты, тоже говорящий по-немецки). Таким образом, я оказался единственным человеком на корабле, который не говорил по-немецки. Ну ничего, решил я. Где наша не пропадала - прорвемся.
Дальше перед нами выступил капитан. Много шутил, судя по реакции зала (в дальнейшем мне пару раз пытались переводить образцы немецкого юмора, и каждый раз я думал, как же мне повезло, что я не знаю языка). Мне информативную часть его речи перевели. Затем мы начали загружаться. С причала на корабль ящики с едой и питьем передавались по живой цепочке, затем специальным краном их опускали в трюм, где еще одна живая цепочка их распихивала по местам (тот же кран используется для вытаскивания из трюма мусора, который, как и положено в приличном месте, сортируется - правда, всего на три типа: бутылки, банки и все остальное).
Одного пива было загружено 116 ящиков (все передавалось посредством живой цепочки, и все ящики прошли через мои руки). По 24 бутылки на ящик, это получается 2784 бутылок, или почти 28 бутылок на человека. Кстати, о пиве: питание тут устроено следующим образом: трехразовое питание - бесплатно,
вода-кофе-чай и всякие бутерброды, оставшиеся от трапезы - бесплатно (холодильник в кают-компании все время набит всякой жрачкой для перекусов до и после вахты), а вот пиво и безалкогольные напитки - за деньги (правда, за смешные). Хочешь пиво - берешь бутылку из холодильника, а потом на висящем рядом листочке рядом со своим именем ставишь очередную полоску. В первое утро после ночной вахты я честно встал на завтрак, но в последствии понял, что это ошибка (никто из моей вахты этого не делал), и далее вставал уже ближе к обеду.
Начинается первая вахта, еще портовая, и мы пользуемся случаем, чтобы полазить по мачтам:
Я и не думал, что это будет так страшно. Нет, то есть, есть страховка, и в принципе никакой реальной опасности нет, да и залесть на площадку на мачте, и там стоять - не проблема, и даже на ярд выйти - тоже не беда. Но вот отпустить поручни (за которые цепляется матрос 2-го класса Ева), и пользоваться руками для совершения какой-то полезной работы - это уже проблема.
Грузились мы почти весь следующий день, и начали выходить где-то после пяти. Без приключений не обошлось: в результате несогласованных действий команды, трап в момент его подъема шмякнулся довольно нехило об борт. Более того, для отдачи концов пришлось воспользоваться помощью провожавших (благо их была целая толпа). Все это длилось без малого час, и все это время я думал, какой бы это был позор, если бы я так отходил. Но, с другой стороны, 40-футовая яхта - это все же не 65-метровый барк.
Немного о логистике. Постоянная команда состоит из капитана, трех его помощников, административной работницы и, кажется, поваров. Все остальные члены команды (включая, например, боцмана) - добровольцы. Далее идут три вахты, каждую из которых возглавляет один из помощников, плюс в составе вахты имеется Topmatros (по-русски это, кажется, старшина - этот человек отвечает за повседневное руководство вахтой, в то время как офицер определяет курс и занимается ведением корабля в целом, делегируя управление парусами старшине). Это Topmatrossen все укорачивали до Топси, и так я их в дальнейшем и буду называть. Далее в составе вахты двое able seamen (матросы), двое ordinary seamen (матросы 2-го класса) и мы, курсанты. Никаких поблажек: все занимаются всем, и уборкой, и лазаньем по мачтам и ярдам, и подачей еды в столовой. Двое из троих топси - женщины (как в дальнейшем оказалось - близняшки), ну и вообще, женщин очень много, пожалуй, где-то половина команды.
Ну, наконец отошли. Парусов не ставим - нет ветра. Постепенно подвахтенные расходятся по койкам - и я среди них: моя вахта - с 12 до 4х (как ночью, так и днем). Спать и есть много в море не бывает, и вот уже надо вставать и идти на вахту. Как и было написано в послании компании At Sea Training, беру с собой на вахту печеньки, привезенные из Израиля - угостить совахтенных. Как оказалось, я этот мейл один получил, и больше никто никаких ништяков не принес, и кошерные пасхальные печеньки разошлись на ура. А дальше топси начала что-то быстро-быстро говорить и объяснять, и мое настроение быстро начало портиться. Как предполагается, что я чему-то научусь (и вообще буду существовать в этом закрытом мире) вообще ничего не понимая? Топси назначила одного из своих подручных мне переводить, но он отлынивал, мы ходили от мачты к мачте, топси быстро-быстро что-то объясняла, а я быстро-быстро ничего из этого не понимал. В результате к концу вахты настроение у меня было ниже плинтуса. К счастью, как я писал выше, именно после этой вахты я явился на завтрак, где рядом со мной сели один из able seamen моей вахты и еще одна девушка. Девушка спрашивала что и как, и я пожаловался, что ничего ночью не понял, и тогда Тобиас (able seaman) предложил после завтрака устроить мне персональную экскурсию по кораблю. Я с радостью согласился. Мы прошлись тем же маршрутом, что и ночью, и Тобиас мне все подробно рассказал, а так как я примерно представлял, что к чему, плюс знаю более-менее русскую (она же голландская, она же, с небольшими изменениями, немецкая) номенклатуру, то хватал все быстро, чем его впечатлил. В дальнейшем мы с ним много общались, он мне все переводил, ну и сам я после этой экскурсии уже был в состоянии понимать более-менее, что говорит топси (по крайней мере, в контексте команд по управлению парусами).
Бонус: вот так выглядит палуба с фор-марса-рея (или, по-нашенски, voruntermarsray).