Честер Барнард «Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации» Социум, 2009
74 года - это мало или много? Смотря для чего, скажете вы, а я уточню - для труда об управлении людьми. 1938 год - это год первого издания руководства Честера Барнарда, фундаментальной работы практика. Я понимаю, что переводчик тоже очень постарался, некоторые словосочетания писались бы иначе, будучи переведенными в тридцатые прошлого века, но!!! книга читается актуальной и своевременной, что очень удивительно. Самое главное достоинство - полноценность, самодостаточность, можно сказать тотальность мыслей автора. Очень сложно выделить какие-то куски для анализа произведения, оно цельное и части будут вырваны из контекста, поэтому я заранее извиняюсь за свою рецензию: могу поставить целью только заинтересовать, такие произведения обязательны к личному прочтению.
Кому принадлежит власть?
Что тут обсуждать, вроде бы? Можно бы поспорить, конечно, король или деньги главней в корпоративных, политических и религиозных (да-да, автор не ограничивается только рабочими организациями, а иллюстрирует власть во всей ее полноте) играх, но Барнард аргументировано отстаивает иной взгляд на руководство, в его координатах господство исходит снизу: если конечный исполнитель не будет выполнять приказы, не согласится подчиниться общей цели, силе, убеждениям или другим способам воздействия, то предприятие ждет крах. И одной из важнейших задач руководителя является выстраивание правильных коммуникаций, чтобы выполнялись четыре условия:
- Человек понимал, что от него требуют;
- Принимая решения, он считал, что оно не противоречит целям организации;
- Чтобы это же решение не противоречило личным интересам человека;
- Чтобы исполнитель был способен физически и ментально выполнить то, что от него требуют.
Когда эти условия совпадут, то указания легче будет выполнить, чем проигнорировать. Впрочем, в чрезвычайных ситуациях, руководство и приказы воспринимаются уже как само собой разумеющееся, а вот их отсутствие может быть деморализующим.
Кодексы.
Вторая тема, которой я хотел бы коснуться - это наличие множества разновидностей этики для одного и того же человека. Например, работник, может быть одновременно со своими служебными обязанностями родителем, членом религиозной организации, гражданином своей страны, супругом и т.д. Взаимное проникновение различных кодексов заставит его поступать в одной и той же ситуации, но при разных внешних обстоятельствах по-разному. Автор приводит пример женщины, которая пожертвовала своим призванием ради карьеры телефонистки, потому что из окон ее офиса было видно окно с парализованной матерью, но когда в ее доме случился пожар, она не смогла бросить свое рабочее место, а ее мать пришлось спасать другим людям. В понимании мотивов действий подчиненных - еще одна важная составляющая действий руководителя. Но и это еще не все проблемы с этикой руководителя. Ведь есть еще разноуровневые кодексы внутри организации, бывают конфликты между этикой отдела, подразделения, дивизиона и всей корпорации и чем выше забирается человек по иерархической лестнице, тем больше разрывов внутренних стереотипов при активной деятельности. И это при том, что довольно часто наверх попадают не самые способные, а самые лояльные. Барнард указывает на это, как на частую причину провалов лидеров.
Неформальная и формальная организация.
Еще один важный аспект книги - соотношение между формальными (структурами со штатным расписанием и официальными должностями) и неформальными (группировками с неофициальными лидерами) организациями внутри одной кооперации. Можно отдать приказ и написать распоряжение, но если внутренние объединения не будут уверены в искренности лидера, в обязательность исполнения и в соответствие личным и корпоративным целям - то будет действовать саботаж в явном или неявном виде. Это относится и к государственному управлению, важно задавать искренние ориентиры и следовать им на всех уровнях; правда, тут тоже не обходится без подводных камней: если организация не достигает цели (не важно какая она, пусть даже строительство коммунизма к 1980-му году) - она распадается, но и если достигает, то результат будет ровно таким же, поэтому важно периодически менять планы и замыслы организации, для того, чтобы она оставалась на плаву.
Это только малая часть идей книги, пусть она в некоторых местах тяжеловата по стилю, но заставляет активно размышлять.
Спасибо издательству "Социум" и лично Александру Куряеву за предоставленную книгу.