Дэйв Стюарт, Марк Симмонс «Игра в бизнес: Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга» Альпина Паблишер, 2012
Каким бы подробным не был мой рассказ об этом произведении, он не отразит главного: это книга-атмосфера, она дает гораздо больше, чем сухой остаток от прочтения, иллюстрации, разноцветные страницы - все играет свою роль в этом театре творческого подхода к бизнесу. Дэйв Стюарт - не только участник дуэта Eurythmics (помните Sweet Dreams?), но и советник компании Nokia с уникальным титулом Change Agent. Некоторые идеи слишком «крышесносящи» в почти буквальном смысле: в одной из глав есть интервью со сторонником трепанации черепа, который собственноручно просверлил в своей голове дырку для уменьшения давления на мозг. К счастью, не все советы настолько радикальны, есть много моментов для повседневного, но не монотонного применения.
«Вся жизнь - игра».
Каждая глава книги завершается определенной игрой, в которую можно играть для закрепления полученных знаний и продолжения креативного отношения к серьезным предметам; причем фильтр идей, которые вы «накреативили» в течение прочтения, сделан тоже в виде игры - ведь вовремя отказаться от воплощения нежизнеспособных вариантов решений - это сэкономить нервы, время и творческую энергию для будущих достижений. Воплощения некоторых идей в игру очень элегантны в своей простоте: например, чтобы отключить критическое левое полушарие от генерирования новых идей, в качестве подсказок используются визуальные образы.
«Единственный глупый вопрос - тот, который вы не задали».
Еще одна интересная стратегия развития креативности в бизнесе - задавать правильные вопросы. Конечно, можно привести аналогию с японской системой совершенствования «кайдзен» - там тоже ищут первопричину, задавая уточняющие вопросы, - но в «Игре в бизнес» подвергаются сомнению предположения, которые делаются в ходе решения какой-либо проблемы. То есть, определяется точка, к которой затем будет приложен рычаг творчества. Если ее определить неправильно, то будет можно получить множество решений, которые не будут приводить к улучшению ситуации. Мне, например, нравится французское решение проблем пробок в центре города с введением Velib и возможным продолжением AutoLib (сама идея общественного транспорта на короткое время с увеличением стоимости каждого следующего временного промежутка увеличивает оборачиваемость каждого транспортного средства, что не приводит к новым заторам).
«Идейный коммунизм».
Привлечение лиц с разноплановым опытом широко известно в литературе, но на практике часто не работает, в силу необходимости лояльного отношения друг к другу или сильной модерации. Дэйв же - приятное исключение из правил, в книге есть масса примеров именно практического применения его «идейной отвязанности», то он создает творческий клуб с соучредителем Microsoft Полом Алленом, то занимается совместным продвижением магазина секс-товаров, то отвлекает от раздражения режиссера Пола Верховена, надев женское платье, сережки и пускаясь с ним в пляс. Так что идею создания «коммуны» с людьми из разных областей бизнеса, для того, чтобы посмотреть на мир глазами другого тоже можно отнести к несомненным плюсам.
Оценка книги в целом: 9 из 10 Отличное сочетание игры и бизнеса.
Читай: 10 из 10 Великолепный текст, приправленный юмором, приятно читается и вовлекает в действие.
Думай: 8 из 10 При прочтении придется «напрячься», не десятка только в силу того, что время от времени необходимо переходить в режим «думы офф».
Делай: Ваша цифра. Можно просто развлечься, читая страницу за страницей, и не останавливаясь на упражнениях. Но если будет четкая цель, то она вполне может быть достигнута с помощью групповых или индивидуальных усилий.
Спасибо издательству "Альпина паблишер"
alpinabook и лично Анастасии Тмур за предоставленную книгу.