Рассуждения о трамвае на ул. Ленина в Ижевске

Jul 11, 2014 02:19

К написанию этого поста меня натолкнула абсолютно абсурдная статья, которая была размещена на сайте газеты День.
Автор предлагает убрать трамвай с ул. Ленина, обвинив его в причинах пробок на этой улице, и заменить его на троллейбус.
Также он предлагает строить канатные дороги и троллейбусные дамбы через пруд. В общем, если хотите поднять себе настроение, прочитайте его статью вместе с комментариями. http://www.dayudm.ru/article/62993/


Фото: Алексей Савин

Убрав трамвай с Ленина, жители Соцгорода, Старого Аэропорта и других районов лишатся удобного способа добраться в Центр, нарушится эффективная увязка разных районов и Центра города, т.к. ул. Ленина является ключевым звеном трамвайной системы города. Автор статьи желает превратить ул. Ленина в своеобразный автобан, не понимая, что другие центральные улицы не будут справляться с увеличившимся потоком авто, а соответственно транспортную проблему это не решит. Скоростные дороги не следует вводить в центр города, где главным приоритетом было и остается сохранение гуманитарно-ориентированной городской среды. Центральные деловые районы должны обслуживаться высококачественным (регулярным, надежным и удобным) общественным транспортом. В противном случае,  когда весь общественный транспорт города сводится к маршрутам, работающим в общем потоке транспортных средств транспортную система считается неадекватной и неэффективной. У жителя должен быть выбор - ехать в авто, зависимом от других участников движения, или же передвигаться по городу на общественном транспорте, максимально не зависящем от других участников движения.
На сегодняшний день в Ижевске только один представитель такого вида транспорта - это трамвай. Однако, трамвайная линия на Ленина зависит от потока другого транспорта, т.к. расположена на совмещенном полотне.



Фото: Алексей Савин

Рассмотрим варианты улучшения организации трамвайного движения по ул. Ленина.

Вариант № 1 Обособление ул. Ленина, строительство безопасных остановок.
В прошлом году сити-менеджер Ижевска Денис Агашин предложил обособить трамвайные пути по улице Ленина. http://www.youtube.com/watch?v=ZU5nb2oYjL8#t=31
Смелая идея закончилась лишь работами на коротком участке от Орджоникидзе до Удмуртской. К сожалению, эффективные методы, применяемые в развитых странах, у нас используют в качестве экспериментов, про которые потом забывают.
Считаю, что работы по обособлению должны быть продолжены. Расширение ул. Маркса в центральной части города
приведет к увеличению потока авто, следующих по ул. Ленина. В час-пик это приведет к задержкам в движении трамвая.
Не стоит также забывать, что остановки на Ленина никак не оборудованы, люди производят посадку и высадку буквально с проезжей части.

Сегодня многие люди, желающие уехать с ул. Советской в Металлург, или восточную часть ул Ленина следуют на автобус, хотя могли бы и воспользоваться трамваем. Возможно, их отталкивают необустроенные, опасные остановки на Ленина.Не стоит верить, когда говорят о невозможности строительства нормальных остановок из-за узкой ширины улицы. В том же Екатеринбурге обустраивают остановки не смотря на узкую ширину улиц, в том числе и на совмещенном полотне.

Остановка Дом кино на ул. Луначарского:


Остановка Шарташская на ул. Луначарского:


Как видно, данная улица не шире нашей ул. Ленина.
Учитывая вечную нехватку денег в бюджете, считаю вариант обособления и строительства безопасных остановок самым реальным и  экономичным.
Хотелось бы, чтобы в будущем ул. Ленина выглядела так


Фото: Илья Варламов

Рассмотрим также другие варианты. Вдруг какому-нибудь необразованному  чиновнику таки захочется превратить ул. Ленина в автобан и трамвай ему будет мешаться. Опять же, варианты с ликвидацией трамвая без переноса его на другие улицы не рассматриваю, т.к. это приведет к очень вредным для города последствиям.

Вариант №2 Перенос трамвая с Ленина на параллельную ул. Советская.



Ул. Советская в нашем городе является одной из красивейших улиц. Однако, сегодня гулять по этой улице некомфортно - улица  не справляется с потоком авто и общественного автотранспорта, постоянно загазована и очень шумная. Самое ужасное, что эти проблемы предлагаются решить путем расширения улицы, отобрав у граждан и без того узкие тротуары и озеленение.  Учитывая отсутствие в городе пешеходной улицы и желание руководства города обзавестись ей, предлагаю превратить Советскую в трамвайно-пешеходную улицу.



Фото: Алексей Савин

Благодаря заданной траектории пути,  движение вагонов предсказуемо, что позволяет использовать трамвай в пешеходных зонах. Такие улицы широко распространены в развитых странах. Высвободившееся от проезжей части пространство можно благоустроить, установить лавочки, клумбы, организовать общественные зоны. Такая улица стала бы настоящим украшением и достопримечательностью города, а классические вагоны Татра отлично бы гармонировали с шикарной ампирской застройкой ул. Советская. К тому же, центр города будет обеспечен надежной и удобной трамвайной связью с восточными районами. Троллейбусные и автобусные маршруты при такой организации переносятся на ул. Ленина, а для служебных и снабжающих авто можно организовать въезд на Советскую благодаря опускающимся столбикам. Резервное кольцо трамвая переносится на квартал выше.

Трамвайно-пешеходная улица в Германии


Фото: Илья Варламов

Трамвайно-пешеходная улица в Израиле


Фото: Илья Варламов

Считаю данный вариант самым идеальным. Однако, думаю, что он не будет воплощен в жизнь из-за нехватки средств и боязни администрации города принимать такие радикальные действия.

Вариант №3 Перенос трамвая на ул. Красногеройская


Этот вариант переноса линии пришел мне в голову еще давно, будем считать его фантастическим, т.к. он самый затратный и спорный, но все же интересный.

Трамвайно-пешеходная улица во Львове


Фото: Илья Варламов

Ул Красногеройская превращается опять же в трамвайно-пешеходную (напомню, что эта улица является главным претендентом на превращение в пешеходную улицу) . Для того, чтобы не мешать автомобилям на ул. Удмуртской, предпочтительно построить на пересечение с ней тоннель для трамвая. Один портал тоннеля располагается в сквере  за автобусной остановкой УдГУ по направлению к Радиозаводу, другой - на Университетской площади.
Помимо затрат, главный минус  - линия будут проходить слишком далеко от центральных улиц Ленина и Советская, а значит, пассажирам будет уже не удобно пользоваться привычными маршрутами. Зато трамвай будет проходить возле УдГУ (все же мощный генератор пассажиропотока), студентам разных районов (особенно Металлурга станет удобнее ездить в ВУЗ). В итоге теряем львиную долю пассажиров, которым надо на центральные улицы, зато появляется армия студентов, ездящая преимущественно по льготным картам.
Да, вариант весьма бредовый, но имеющий право на жизнь. К тому же я не знаю, куда тогда переместить резервное кольцо из Центра.

Хочется надеяться, что власти города обратят внимание на проблему совмещенного полотна ул. Ленина, а жители города будут также активно защищать трамвай от всяческих глупых предложений по ликвидации линий.
Учитывая прогнозируемое увеличение автотранспорта на ул. Ленина в связи с расширением ул. Маркса, хотелось бы, чтобы линия на Ленина была не зависима от автомобильного потока, а остановки удобны и безопасны. Эти действия увеличат привлекательность трамвая.

общественный транспорт, трамвай, Ижевск

Previous post Next post
Up