Россия как рояль без пианиста. Несколько минут тишины в дополнение к биографиям Акунина и Памука

Apr 02, 2024 21:33

Вдруг вспомнил, что хотя этот текст я уже со своего немецкого балкона "обвидел", но сам текст в публичный доступ не выложил. А он, как всегда, точнее видео.
* * *
Не у одного меня, полагаю, периодически возникает желание проснуться и увидеть, что все происходящее в мире из-за России и в самой России - это всего лишь ночной кошмар. Никак не могу до конца поверить ни в войну, ни в то насильственное обмакивание в ложь и глумление, которое происходит внутри России - причем, похоже, уже и безо всяких указаний Путина.

Отмотайте ленту на три года назад. Кто мог вообще тогда себе нынешнюю войну представить? Причем не только на основном, украинском, но и на каком-нибудь внутреннем российском фронте: хоть на литературном. Ни в каком кошмаре не могло бы еще три года назад присниться, что автор исторических детективов Борис Акунин-Чхартишвили будет не просто заклеймен иноагентом, экстремистом и террористом, но он еще и объявлен в розыск и заочно арестован. А счета его семьи - плевком в спину - арестованы.

К слову, если информация о розыске отправлена еще и в Интерпол, у Григория Чхартишвили могут возникнуть проблемы по прилете куда-нибудь в Турцию, а впрочем, и при перелете из Великобритании, где он живет, в континентальную Европу. С политэмигрантами такое уже случалось. Родина слышит, Родина знает, где в облаках ее сын пролетает. Правда, и окончится это ровно тем же, чем оканчивалось дело с другими: сначала задержат, а потом суд решит, что уголовное преследование в России политически мотивировано, и Чхартишвили отпустят и удалят из списков Интерпола.

Произошедшее с Акуниным - лично для меня заметнейший, практически флуоресцирующий маркер того ада, что лишь подбрасывает уголька в свои топки в России. Акунин - самый популярный среди известных российских писателей, и самый известный среди популярных. В 2023 году российскими издательствами было продано свыше 600,000 его бумажных и электронных книг, а также аудиозаписей. И происходящее с ним невероятно напоминает произошедшее полутора десятилетиями раньше с турецким писателем Орханом Памуком.

Орхан Памук - самый известный в мире турецкий писатель, а для многих (для меня, например) он - единственный известный турецкий писатель. Я в полном восторге от его «Стамбула», а с героем другого романа, «Снег», который турецкий поэт и политэмигрант, который в изгнании в Германии выступает перед другими турецкими эмигрантами, я себя в последнее время частенько, хотя и невольно, сравниваю. Правда, в романе его через 12 лет жизни в Германии убивают, а я пока что 12 лет в Германии еще не прожил… Так вот, Орхан Памук, самый популярный, как и Акунин, в своей стране писатель, никогда, как и Акунин, не скрывал своих мыслей по поводу преступлений своей страны. И, как и Акунин (а точнее, Акунин, как и Памук) подвергался политическим преследованиям. И Акунин, и Памук из своих стран уехали. И Акунин, и Памук вернуться сейчас в свои страны не могут. Против Памука пару лет назад было возбуждено новое дело якобы за оскорбление Кемаля Ататюрка и турецкого флага: вполне себе экстремизм и терроризм.

Говоря о схожести судеб русского и турецкого писателей, я вовсе не сравниваю их таланты.Они работают в разных жанрах. Орхан Памук - лауреат Нобелевской премии, он пишет то, что называется «серьезными психологическими романами». Борис Акунин никогда не скрывал, что работает, так сказать, в «весе пера». Он прежде всего беллетрист, хотя и не без сверхзадачи, которая состоит в том, чтобы через своего главного героя, детектива Эраста Фандорина, дать ответ на вопрос о том, как сохранить достоинство, когда ты живешь при недостойном государственном правлении. Но за детективы Нобелевские премии не дают.

И я сравниваю Памука с Акуниным, а Акунина с Памуком не затем, чтобы призвать поклонников сыщика Фандорина прочитать памуковские «Стамбул», «Снег» и «Музей невинности», а у самого Акунина - романы из саги «Семейный альбом», где он напрямую говорит о серьезных вещах, таких, как любовь, как старость или поведение во время пыток или унижений. Ну, ради этого тоже, но не это моя главная цель.

Я сравниваю Акунина с Памуком, потому что огромная проблема, и своего рода проклятие России состоит в том, что большинство жителей России светловолосы и светлокожи и детства носят европейское платье. Внешне россияне не отличаются от европейцев: в Германии русских от немцев я на улице отличить не могу. Преобладающая в России раса - это то, что в мировой антропологии называется странным для русского уха словом «caucasian», «кавказцы»: белокожие европейцы. И вот именно по этой (чисто внешней) причине россияне более чем часто считают, что они и есть европейцы. А те россияне, которые москвичи, столь же часто полагают, что их город даже более европейский, чем большинство европейских столиц. Что жизнь в Москве не просто является европейской, но и отличается от Европы в лучшую сторону в смысле цен, ресторанов и развлечений. И что если в России что-то из европейского и не дозволено (гей-флаги или гей-парады), - то это не потому, что Россия недоразвитая, а потому, что Европа вырождается и гниет. Да спите вы  с кем угодно, зачем же публично простыни демонстрировать?!. Самые продвинутые даже талдычут про шпенглеровский «Закат Европы». Откуда уже полшага до кремлевской идеи, что Россия сегодня и есть настоящая правильная Европа, какой эта Европа где-то в конце XIX века была. И ведь действительно во многом такой Европа полтора века назад и была.

Но если бы все русские вдруг сильно посмуглели кожей и почернели цветом волос, в них гонора Третьего Рима сильно бы поубавилось. Тогда бы выяснилось, что сегодняшняя Москва куда ближе к сегодняшнему Стамбулу и к сегодняшнему Тегерану, чем даже к позавчерашним Лондону или Парижу. У меня в Германии есть знакомые турки. Один из них делает шаверму неподалеку от моего дома. Мы с ним понимаем друг друга с полуслова. Он мусульманин, но он с горечью говорит, что в Турции сейчас ислам используется как полицейская дубинка. А я говорю ему, что хотя и крещен, но спаси и сохрани меня боже от путинской государственной церкви. Я рассказываю ему о знакомстве с Навальным (имя которого турку известно). Он в ответ называет имена турецких политзаключенных (которые, к моему стыду, мне ничего не говорят). Я говорю, что за посты в социальных сетях в России сейчас можно получить до 20 лет тюрьмы. Турок рассказывает мне, как такой срок один из турецких оппозиционеров и получил. Я оставляю турку семь евро, он дает мне завернутый в фольгу огромный дёнер-дурум, и на этом наш культурный обмен завершается.

Повторю еще раз свою нехитрую мысль: все представления россиян о том, что Россия - это Европа, основаны большей частью на поверхностном сходстве, то есть сходстве расовом и культурно-бытовом. На основании точно такого же культурно-бытового сходства образованные турки во времена детства Охрана Памука считали частью европейской элиты себя. В «Стамбуле» Памук вспоминает, что в доме, в котором он рос, «на каждом из этажей было по фортепиано, а то и по два»: ведь фортепиано было знаком причастности к европейской культуре. Однако «никто никогда не играл ни на этом фортепиано, ни на других»: просто потому, что не умел.

Россия, к сожалению, внутренне ближе к Азии и Африке, чем к Европе - и к Азии и Африке не самой передовой. Посмотрите на кортеж, который везет Путина, или Рамзана Кадырова, или даже Медведева. Это же выезд двухвековой давности индийского набоба со слонами и слугами. Посмотрите на полицию, вламывающуюся на частные взрослые вечеринки. Ровно то же происходило в Судане, когда на вечеринки вламывались вооружённые отряды «Джанджавид» (надеюсь, фильм «Дарфур» вы смотрели). Гляньте на Милонова и на обеих Мизулиных - это же вдохновители корпуса стражей иранской революции.

И я подозреваю, что та ярость, с которой многие русские обрушиваются на «наивных расслабившихся дураков-европейцев», которые навпускали к себе диких исламских варваров, которые скоро устроят этим европейским дуракам шариат и газават, - эта ярость идет оттого, что в этих придуманных варварах русские видят реальных себя. Потому что все вместе взятые исламские террористы, со всеми своими Аль-Каедами, не убили на территории Европы столько человек, сколько убил Путин и его православное воинство всего лишь за два года. А выросшие в марокканской бедности негодяи, взрывавшие автобусы в Лондоне и поезда в Мадриде, не представляли такой угрозы человечеству, какую представляют безумные пропутинцы с их идеями русского мира, не знающего границ.

Так что нечего тыкать пальцем в талибов или «стражей революции» в чалмах и с «Калашниковыми» в руках. Это духовные братья Патрушева и Путина, Шойгу и Герасимова, просто выглядящие экзотично. «Талибан» - это вполне путинская по своему духу структура, просто в России она называется ОМОНом, спецназом, прокуратурой, Минюстом, Следственным комитетом и министерством юстиции. Министр юстиции России Чуйченко - это такой Хайбатулла Ахундзада, только без бороды. Он такой же беспредельщик, активный разрушитель самих основ европейского права, устанавливающий вместо закона жизнь «по понятиям».

Это духовное родство России с мировой отсталостью не сегодня проявилось. Когда в 1990-х в Германию хлынул поток из миллиона с лишним советских немцев и советских евреев, он по своим идеологическим и нравственным установкам сильно отличался, а то и был попросту чужд Европе ХХ века. Он в смысле инаковости от Европы был ближе к тому миллиону сирийцев, что Германия приняла в 2015-м году. Однако именно предоставление убежища сирийцам невероятно возмутило тогда советских эмигрантов: они, вследствие белой кожи, полагали себя белой костью и дико своим расизмом кичились.
Мой добрый совет. Если вы недавно эмигрировали на Запад, или собираетесь эмигрировать на Запад, или даже продолжаете жить в одной из стран бывшего СССР, подойдите к зеркалу. Представьте себя смуглым и черноглазым. Если вы мужчина, пририсуйте к своему отражению длинную черную бороду и куфию или пуштунку. Если женщина, то оденьте мысленно свое отражение в хиджаб или никаб. В увиденном не будет ничего дурного. Мой знакомый продавец шавермы, яростный противник турецкого президента Эрдогана, тоже смугл, черноглаз и с чернобрад. Но при виде такого отражения у вас будет больше отрезвления. И больше понимания: и реального места России в сегодняшнем мире, и необходимости не кичиться белым цветом кожи, а учиться.

А после этого откройте все-таки, если еще не открывали, «Снег» и «Стамбул», «Аристономию» и «Счастливую Россию» - и прочитайте.
Previous post Next post
Up