В качестве небольшого эпиграфа к рассказу о VII-ой трехдневной велогонке Большая Медведица хотелось бы использовать фразу:
Сильные духом, слабые умом... (с)
Итак, Большая Медведица, что же это за "зверь" такой? Из краткого описания на ум приходит только одна фраза - это самое культовое веломероприятие в Саратовское области, да и во всем близлежащем Поволжье. Рассказик буду писать от первого лица и мнение автора может разнится с мнениями других участников. Лично для меня, Большая Медведица единственная гонка, которую я всегда хочу ехать и к которой я готовлюсь серьезно. Закончилась Большая Медведица - закончился гоночный сезон :-). Вот и год 2013-й не стал исключением. После Хвалынского "Матча городов Поволжья" мне было так стыдно за себя, за свою спортивную форму, зато, что я отваливал на асфальте и приезжал без сил. Поэтому послехвалынский май я посвятил накручиванию километров на педали. Тут как раз кстати приехал из "забугорья" новый Гарминчик, благодаря которому можно было заливать треки тренировок на strava.com. Вот здесь несколько недель моих тренировок. Тренировался как правило с Машей aka Bessstia, иногда с Вовой Гором и Денисом 13-м. За пару недель до БМ'13 проехали бреветик из Бузулука в Самару. Хорошо проехались, вот здесь рассказ об этой поездке. За неделю до старта гонки я понял, что силы в ногах есть и появились небольшие надежды на что-то большее, чем просто проехаться три дня по 100 км. Настало 14-е июня, по совместительству день первый гонки. День первый. Прогнозы погоды на всяких Гисметео, РП5, Яндексах и т.п. уверенно твердили: небольшая облачность ранним утром, ближе к обеду солнце и жара. На первый взгляд всё как и всегда на Медведице: солнце, жара, кайф. На деле же вышло все примерно вот так:
Солнцем и не пахло. Шел несколько часов проливной дождь. Как известно, трасса на БМ проходит преимущественно по грунтовым дорогам, поэтому гонка сулила превратиться в скоростной забег с велосипедом по грязи. Грязи было много, очень много, очень-очень много. Примерно вот столько:
На старте в категории "Спорт-Супермен" "знакомые все лица" - призеры и победители прошлых Медведиц за исключением только временно выбывшего из строя Кирилла Фаргуса. Дождь даже и не думает прекращаться, а солнце даже в далекой перспективе не думает появляться. В итоге старт дан. Поехали. Проехав несколько десятков метров, в грязь падает Боря Сафронов (единственный двухкратный чемпион Медвидицы), другие сильные ребята тоже не могут ехать быстро, т.к. забиваются колеса грязью. Мой же Трек на Small Block(-ах) ехал по траве отлично. Спустя пару километров получился небольшой отрыв: я, Рома Бурханов и Данил Якубович. Остальные фавориты испытывали сложности с грязью. А спустя еще несколько километров, я остался один, т.к. Данил и Рома упали тоже. В итоге к первому КП11 подъезжаю один, а сзади даже на горизонте никого не видно.
КП (контрольные пункты) первого дня для меня были все известны, поэтому проблем с ориентированием я не испытывал. После КП небольшой спуск и шоссе, на котором меня встречал д.Миша Якубович. Со словами: "Дядь Миш, возьмите мой дождевик", я кинул в него не дождевик, а какой-то кусок земли. Он был реально тяжелый от грязи:
Впереди небольшой шоссейный участок. На мое счастье едет КамАЗ, а я прыгаю за него. Скорость ничуть не меньше, чем если бы я ехал в группе, а то и больше. Отрыв от приследователей пара минут. После моста отпускаю КамАЗ, чтобы не прозевать поворот на поле - очередные километры грязи. Поворот, грязевой грунт, но снова едется легко по траве: Трек и Смалл Блоки рулят. В голове состояние легкой эйфории, а на голове и теле килограммы грязи. Вот пройдена дамба Ллатрыка и до второго КП12 остается всего чуть-чуть, а дальше асфальт и возможность хоть немного перевести дух и привести в порядок велосипед, который испытывал такой стресс, которого никогда раньше не испытывал. Но одно дело ожидания, другое дело реальность. Забиваются тросики грязью, гнется петух, цепь висит на 1-1, переключатели отказались дальше работать. Первое, что пришло на ум: "делаю сингл-спид и еду". Второе, что пришло на ум: "выжимки нет, я в грязи и весь мокрый. Лёлик, все пропало!". Третье - "Звоню Вове Львове и заканчиваю гонку", хорошо телефон не нашел в захребетнике, а то ведь позвонил бы. Потихоньку меня начинают проезжать догоняющие: первый, второй, третий, пятый, десятый. Последним был Вован Гор, он остановился около меня и стал моей палочкой выручалочкой. С помощью слов, дел и какой-то там матери нам удалось сделать работающими передачу 2-5 и я снова в гонке, правда лидеры уже далеко. С Вованом взяли КП12, перед которым я весело провалился в овражек на обочине. Но это были "пустяки, дело то житейское".
После КП еще чуток грязи и мы на асфальте, правда я перепутал немного повороты и пришлось проехаться лишних несколько сотен метров. На асфальте в Поповку снова стоял д.Миша. Спрашиваю отставание от лидеров, около 5-6 минут. д.Миша лихо помог мне отремонтировать мой велосипед. Теперь у меня работает две передачи спереди и три сзади. Фотография моего пит-стопа:
Теперь я окончательно в гонке, правда переключатель задний у меня как воробей - очень гордый "пока не пнешь ногой, не переключится". Но "неприятность эту мы переживем". Впереди длинный асфальтовый кусок и Вован в помощники. Не пропускаем ни одной лужи, чтобы хоть как-то смыть с себя грязь. Т.к. передачи работают только тяжелые, то в горки приходится ехать стиснув зубы. Перед КП13 снова слегка уехали не туда куда надо, но я вовремя почуял неладное, т.к. хорошо помнил дорогу по прошлым годам. Асфальт закончился и снова начинается грунт с песком. В жару там едется тяжело - песок, а в дождь еще тяжелее - грязь. Обернулся назад, Вовы рядом нет, отстал немного. Но у меня цель, догнать лидеров и я Вову не стал ждать. На горке перед Золотой Горой вижу спины, теперь то будет легче догнать. Перед КП14 я снова в группе. По легенде маршрут у нас дальше должен был лежать через Ключи, но я в карту даже не глядел и был абсолютно уверен, что мы должны ехать дальше как в 3-й день Большой Медведицы 2012. После Большой Дмитриевки отмылись в речке и двинули на финиш. Асфальт и ничего интересного. Периодически начинался дождь, а перед самим Урицким пошел уже ливень. Виден факел. Скоро финиш. Скорости растут. Уезжаем... и как вы думаете куда? Конечно же не туда куда надо. Я решил не возвращаться, а бежать через лес с велосипедом. Я выбегаю из леса на нужную дорогу, до финиша около 1 км и тут же проезжают ребята, которые вернулись и не побежали со мной. Вот он финиш. Догонялки сказались на состоянии ног - в первый день четвертое место.
Ну а дальше было многочасовое отмокание в речке Медведица и еще более длительная процедура отмывания велосипеда. Уже ближе к ночи удалось сделать работающими еще 2 задних звезды. Теперь у меня 2 передачи спереди и 5 сзади. Вечером была та самая атмосфера, ради которой хочется ехать на Большую Медведицу всегда и всегда. Тихая уютная компания, энергетические силовосстановительные напитки, шашлык от Сергея Заварина и прочее и прочее и прочее. И отличная погода - на небе ни облачка. Спать легли уже глубокой ночью, т.к. завтра нас ждал второй этап.
День второй. Утро говорило нам - сегодня будет самая суперская погода! Солнце, не очень жарко, легкий ветерок. Маршрут сегодня был достаточно новым, а слова "первый брод" и "второй брод" делали его весьма интригующим.
Первую часть дистанции еле ехали. Болтали, обсуждали последние мировые проблемы, записывали видеоролики для Ютьюба и т.д.
В деревне Невежкино заправились водой и началась небольшая суета, т.к. по прошлому году мы знали, что скоро будет хорошая горка, а это значит, что от спокойного размеренного темпа не останется и следа - начнется гонка. Как-то получилось так, что группа не могла долго понять куда надо ехать и мы с Данилом решили не тупить и ехать куда глаза глядят, а дальше действовать по плану "фигня, на месте разберемся". В общем, уехали мы. Стали разбираться на месте. Разобрались. Как итог, около километра очень сыпучей пашни бегом с велосипедом и уезжающая от нас группа лидеров со словами "Давайте накажем Данила и Димана". Как они нас "наказали" - это отдельная история)))) Кратко: они проскочили нужный поворот и уехали в такие дебри, в которых не то чтобы ехать было сложно, а там ползти то было пробемматично. [Небольшой рассказ Костяна xrcat о том, как наказывали Димана и Данила (взято с velosamara.ru)]Во второй день я был готов расквитаться за такое досадное недоразумение и максимально долго ехать с лидерами, дабы приехать с хорошим временем и без ориентирования. Всё шло хорошо, пока Талекс (Пащенко Дмитрий. - ред.) в деревне с громким криком: "Я знаю дорогу, нам туда" не улетел в гору. Тем не менее Рома-ориентировщик (Бурханов Роман. - ред) лучше дружил с картой и поехал в другую сторону. Я по опыту походов решил, что у кого карта, тот и главный. Правильно сделал, ибо пока группа ехала по маршруту, Талекс с несколькими отколовшимися шёл через пашню. Лидеры увидев его с криками "Накажем Димана!" начали раздавать в гору. Я, .... (ред.), пытаюсь ехать с ними. Краем глаза замечаю как слева пролетает исконная ЛЭП, а справа тормозит Рома-ориентировщик и смотрит в ГПС. У меня же глаза в кучу, а живительная спина, за которую можно присесть от меня всё дальше. Всё заканчивается через 4км, когда лидеры начинают сомневаться, что мы едем туда. Я к этому моменту уже не отличаю верх от низа. Лидеры разворачиваются и едут назад, теперь в гору и против офигенного ветра. Я пытаюсь не потерять их из вида хотя бы. Вся группа уверенно поворачивает через посадку на плохую грунтовку. ЛЭП в наличии имеется. Едем по грунтовке, она становится всё хуже, пока не заканчивается. Я смотрю в карту, на карте ЛЭП одна. Лидеры со словами: "Нам сказали вдоль ЛЭП -- значит едем вдоль ЛЭП" хватают велики и бегут бегом сначала через поле, потом через кусты, просеку, крапиву в рост, бревна, лес. Чувствую рядом незримое присутствие Акчурина (известный самарский велопутешественник. - ред.). Заканчивается все, когда наша ЛЭП упирается в болото. Майор (Воробьев Олег. - ред.) со словами: "Ну болото так болото" прыгает в воду и начинает тропить через осоку. Мы идём за ним, пока не упираемся в плотные заросли ивняка. Я начинаю что-то подозревать и включаю телефон с ГПС. Карт в телефоне нет, но по закэшированному в гугл мапс квадрату видно, что мы совершенно не там. Покусанные комарами и удручённые возвращаемся на исходную дорогу. Потеряно 1,5 часа. По пути на КП встречаем остатки соперников, едущих навстречу. В общем, я и Данил теперь промежуточные лидеры. Взяли КП22 и на обратном пути к дороге под ЛЭП не встретили наших "наказывателей". Это значит, что у нас перед ними преимущества больше часа!!! Тут оставалось теперь только не тупить и делать свое дело: крутить педали, смотреть в карту, читать легенду. Ветер в спину, скорость за 40 км/ч. Красота да и только. После деревни Чаадаевка ветер стал дуть в лицо. Поехалось тяжело, да и в ногах уже было изрядное количество километров. Как бы мы тщательно не старались читать легенду и смотреть в карту, мы все равно уехали не туда куда надо. (Все-таки описание поворота в д.Пески в легенде было неточным!!!) В итоге, лишние ~ 15 км мы проехались, но для нас это было совсем не критичным. Мы были твердо уверены, что нас никто не догонит. После д.Пески нам надо найти брод. Подъехали мы к одному из "бродов-небродов", где сидели местные слегка подвыпившые мужики. Встретили Егорку Свечникова, который нас спросил: "А вы то здесь откуда?" Фото перед бродом-небродом:
Меньше слов, больше дел. И с девизом "мы чО не мужики штоле" двинули через Медведицу. Сначала стало по грудь, потом велосипед стал нас топить, т.к. висел он на шее, а под ногами не было дна. Потом удалось откинуть велосипед и немного отдышаться. Хорошо велосипед умеет плавать, и я умею плавать. Догнал вплавь уносимого течением велосипеда и полез сквозь коряги и кусты на берег. Данил с велосипедом управился ловчее меня. Ему не пришло долго плавать за своим стальным конем. А Егорка стоял и наблюдал за этим безумием... Что он интересно про нас тогда подумал? И что подумали те люди, которые видели два следа на противоположном берегу? Мы мокрые до самой макушки и Данил говорит: "А на первом броде ты ноги боялся замочить)))". В общем, фотоаппарат то спасти удалось, но он намок и больше не фотографировал. Надо достать флешку - самое ценное, что у нас было тогда, т.к. там были все наши КП! Закусил ее в зубы и дальше в путь. Впереди лежал нужный нам брод с островком. Эх... не доехали мы до него всего около одного километра. Зато сколько впечатлений мы получили от нашего брода-неброда! На КП23 мы без фотоаппарата, поэтому пришлось ждать кого-нибудь, кто бы нас сфотографировал. Дождались и снова в путь. На подъезде к Урицкому встретили записных лидеров, едущих нам на встречу. "Странно!" - подумали мы, - "Этого не может быть!". Оказывается может. Повод для организаторов более детально расставлять КП. Ведь если КП будет 5, а не 3, это не сильно много времени заберет у нас, но зато будет все "почесноку". На финише выяснилось, что мы с Данилом проиграли Роме Бурханову около трех минут и теперь он промежуточный лидер. Я ему проигрываю 14 секунд, а Данил 20 по сумме двух дней. В этот день у нас получился настоящий триатлон: велосипед, плавание и бег))) Вечер дня второго был веселее вечера дня первого, т.к. не надо было долго отмываться от грязи и ремонтировать велосипеды. Были конкурсы от спонсоров - компаний СпортМир и Интерспорт. В одном из которых я даже победил. Надо было снять с себя как можно больше вещей. Фото: я под розовым покрывалом)))
Вечером душевная атмосфера, впечатления от прожитого интереснейшего дня, байки о байках, и спать!
День третий. Утро. Отличная погода, правда уже достаточно жарко. Перед стартом договариваюсь с Никитой Игнатовым и Борей Сафроновым, чтобы раскатили меня на финише если будет спринтерская "заруба".
Первые километры гонки - скорость едва была больше 20 км/ч. Еле плелись. Первой тройке работать не надо, т.к. на финише разберемся, а у ребят с 4-го по 5-е места отрывы от подиума по 15-16 минут, которые очень сложно отыграть. Перед вторым КП-колодцем нас догнали уже все, кто только мог догнать. Собралась толпа человек 30, которой как бы ты не хотел, не получится командовать. Кто-то поехал вперед. Вижу несколько человек из первой пятерки впереди. Думаю про себя: "Сейчас уедут, потом надо будет кучу сил потратить, чтобы их догнать". Подъехал я с Денисом Никоновым к Боре и Данилу, и тут понеслась. Кто сел, а кто нет я увидел только на середине горы, там было не до оглядок. Был реально очень сильный протяг, после которого я увидел только несколько человек Дениса, Данила и Борю. Не было видно промежуточного лидера - Ромы Бурханова и других сильных ребят. Решили сбавить темп и дождаться их. Подъехала группа во главе с Костей Лаврентьевым. Чуть-чуть передохнули и тут снова понеслась.... Смены одна мощнее другой. Олег Майор ворчит, но сидит в группе - силен!!! На одном из спусков он втыкается во впереди едущего участника. Отстает со словами на устах не очень цензурными. Горка после пруда д.Сафаровка и хороший протяг. Денис, Костян и Боря крутят, чтобы отыграть у Ромы 16 минут, я кручу, чтобы подъукатать перед финишем Данила, т.к. в спринте он будет посильнее меня, а 6 секунд - это одно неловкое движение. На пути по Вертолетному полю Данила выдал такую смену, что будь здоров! Я как раз в тот момент ехал последним 6-м колесом. 5-е колесо - парень шоссейник не выдержал скорости и провис. Мне пришлось выбрать отставание. Добрал, но изрядно потратился. Вот он финиш!!! Наша группа привезла группе, где ехал Рома Бурханов больше 18 минут, поэтому он теперь без медали. Места по итогам трех дней в категории "Спорт-Супермен" распределились следующим образом: 1-е место: Пащенко Дмитрий (00:00:00) 2-е место: Якубович Данил (00:00:06) 3-е место: Лаврентьев Константин и Никонов Денис (00:14:47)
P.s. для меня это была самая интересная Медведица. Спасибо большое организаторам за это мероприятие! P.p.s. Некоторые фотографии и первое видео не мое, если авторы отзовутся, то без проблем укажу информацию о них в рассказе.