Сахалинский лыжный марафон или на острове нормальная погода

Mar 09, 2018 08:00

"Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода."

Эти строки Эдуарда Хиля и Юрия Визбора как нельзя точно описывают мою недавнюю поездку на самый большой остров России, на остров, расположенный у самого восхода, на остров Сахалин.

Идея посетить Сахалин появилась в моей голове сразу после Авачинского лыжного марафона в 2015 году, ровно как и максимально возможно познакомиться со всем Дальним Востоком. Нет ни одной страны в мире, где ты после 10 часов полета на самолете спускался бы по трапу, и оказывался в той же стране, откуда вылетел.

Итак, про Сахалин и его "нормальную погоду" мы еще отдельно поговорим, а пока же про Сахалинский лыжный марафон.


Костяк желающих поехать на Сахалин из числа моих знакомых сформировался еще осенью 2017 года: два брата Коробейниковы - Тёма и Аркадий, Лёха Жирухин bepowerback, ну и собственно я. Добирались каждый из нас по отдельности. Про логистику на остров отдельно напишу. Скажу, что кажущаяся дальность Сахалина обманчива. Например, живя в Самаре для того, чтобы доехать к бабушке в Саратов мне надо потратить примерно столько же времени сколько, чтобы добраться до Сахалина.

Трасса марафона
За моими плечами нет сотен посещенных лыжных марафонов серий Russialoppet и Worldloppet, но по заверению тех, кто там бывал, трасса Сахалинского лыжного марафона самая крутая. Заметьте, не одна из самых крутых, а самая крутая! Причин этому несколько.
Во-первых, где вы найдете 10 км трассы вдоль Тихого океана? Во-вторых, подъем в перевал 462 метра на лыжах? То-то же! И это не считая трассы по сказочному еловому лесу и видов на горные пики под 2000 метров. Эдакая смесь Югры и Авачи получилась.

Только за одну трассу надо брать Сахалинский лыжный марафон. Трек марафона здесь: https://www.strava.com/activities/1434991729



Пару слов о перевале 462 метра, Чеховском перевале. Это своеобразная лыжная Стельвия и Гавия в одном флаконе. В годы, когда южная часть Сахалина была частью Японии, японские инженеры построили кратчайшую дорогу до Охотского моря. Строили со свойственной японской инженерной педантичности. Если присмотреться, то подъем со стороны города будет иметь постоянный градиент около 6%. Таким образом, когда выезжаешь на тренировку, один раз вработался и пошел шарашить в горку 6 км. Марафон, правда, в обратную сторону был, и у нас это было спуском.

Кроме всего прочего, Сахалинский лыжный марафон - одни из немногих марафонов из точки в точку, которые проводятся в России. До старта в п.Лесное всех централизованно везут на автобусах.


С логистикой у организаторов полный порядок. На старте есть пункты обогрева и раздевалки, био-туалеты. Вещи сдаются в большом пакете, выданном организаторами. Пакеты подписываются и на финише забираешь свои вещи.

Старт марафона был спустя двое суток после того, как на Сахалине прошел нормальный такой циклон. Про него отдельно еще поговорим в цикле постов "На острове нормальная погода". Пока просто фотография с прогулки в парке в циклон.


Гонка
Ожидать идеально жесткой трассы после полуметра снега за сутки было наивно. Вообще, после такого снегопада ожидать подготовленной трассы было уже само по себе наивно. Особенно если учесть, что в некоторых местах вдоль океана, перемёты были по 4 метра в высоту! Но организаторы справились с задачей, хотя я все равно сетовал на то, что самый ответственный участок марафона - подъем в перевал был для меня мягок. Тренироваться надо просто больше и все будет ок.

Организаторы предложили участникам на выбор две дистанции: 30 км и 50 км. 30 км - это сразу путь на перевал, 50 км - это с петлей вдоль моря.


Тренироваться в этом году я начал достаточно поздно, во второй половине января. Только-только раскатился, как меня на две недели вырубила ОРВИ - температура, кашель, сопли. Временами даже подумывал о сливе с марафона. Спасли ситуацию только невозвратные билеты. В итоге, первую нормальную тренировку провел за день до отлета на Сахалин. На острове тоже немного удалось покататься, плюс недельная акклиматизация давали шанс на нормальное состояние во время марафона.

Старт взяли аккуратно. Отрадно, что публика лыжников, которые в основной своей массе были местными жителями, оказалась самой интеллигентной из всех мной виденных. Никто по лыжам не бежит, палками не стучит. Всё аккуратно и уважительно. Поэтому стартовую поляну прошли без эксцессов и поломки инвентаря.

Для себя решил, что буду держаться сколько могу Артема Коробейникова. Собрали большую группу и поехали. Трасса проходила по берегу моря и то и дело приходилось переезжать речки и ручьи. Постоянные спуски и подъемы. То ли близость моря, то ли качество подготовки лыжни, но часть дистанции вдоль моря была идеально жесткая. В итоге, петлю в 20 км мы проехали со средним темпом 3:18 мин/км, а участок вдоль моря за 3:00 мин/км.

После второго пункта питания догнали группу, в которой ехал младший Коробейников - Аркадий. Это значит, что впереди нас было всего не больше десятка гонщиков. Работаем дальше.

Начинаем движение вглубь острова и тут трасса становится заметно мягче. Во-первых, до нас ее проехало около 300 человек из числа тех, кто едет 30 км; во-вторых, морской воздух не так плотно сковал трассу ледяной коркой. После того, как поехали на перевал, я стал терять контакт с группой. Километров 10 висел один одинешенька, лишь изредка обгоняя идущих 30-тикилометровую дистанцию.

После разгонной 20-тикилометровой петли сначала идет едва заметный набор высоты вдоль русла речки, а вот потом начинаются те самые 6%. В них то я и капнул окончательно. Нельзя сказать, что умер физически. Морально расстроился :-) Ведь еще несколько дней назад на жесткой трассе я представлял как буду порхать как бабочка над этим подъемом. Ладно, это все шутки. Быстрее ехать в горку в тот день уже не мог. Сил придавал тот факт, что сзади едет более тяжеловесный Лёха Жирухин bepowerback и уж ему то еще сложнее.


Перевал ждал как манны небесной, потому что после него 8-микилометровый спуск. Спуск спуском, но на нем я проиграл Артему Коробейникову почти минут! Шайсе! Это при условии, что он на 15 кг легче меня и лыжи у меня работали уж явно не хуже. В общем, чайник я и слабак :-)

Итоговое время 2:43. На финише оказался 25-м в абсолюте и 10-м в возрастной группе. Между прочим это мои самые высокие результаты в лыжных марафонах серии Russialoppet.


Техническая сторона марафона
Многие в инстаграме и страве обратили внимание на лыжи. Я приехал туда с "холодными" Мадчусами, поэтому рисковать не стал и одолжил у Дениса Кабанена его Карху. Его лыжи отработали великолепно. Лишь одному мужичку на Фишер СпидМакс проигрывал на спуске, а так почти всех накатывал.

По традиции бежал в велосипедной джерси, т.к. в ней удобно гели возить. Съел один SIS, один Сквизи, одну какую-то неведомую хрень, и один пузырек гуараны.

P.s. По традиции поставим оценки марафону.
Профиль и рельеф трассы - 5+.
Качество лыжни - 4 (с учетом былой погоды 5).
Температура воздуха - 5 (был легкий минус, отсуствие ветра и крупные падающие снежинки).
Организация - 4. (видно, что люди стараются, но есть еще куда расти). В перспективе, при грамотной организации, Сахалинский лыжный марафон может стать по популярности не хуже Авачи, а может быть даже и лучше.
Участники - 5. Кстати, на Сахалине крутой губернатор. Пробежал марафон за 3:06. Уважуха мужику!

P.p.s. Бюджет (про него еще отдельно и детаельно поговорим)
Основные статьи расходов:
Перелет 25 000 руб из Самары в Самару.
Проживание 700 руб/ночь.
Стартовый взнос - 0 руб.
Траты на еду по традиции не считаем.

Итого, недельная поездка на Сахалин обойдется примерно в 30 т.р. Не критично. Раз в год нужно себе позволить такой отдых.

Сахалин, марафон

Previous post Next post
Up