Взяли "Цитадель", заберём ли Оскар?

Sep 21, 2011 00:25


 

«Цитадель» выдвинули от России, на соискание «Оскара», потому я посмотрел данный фильм, и чтобы облегчить фильм дорогим киноакадемикам, немного их подготовлю.

Ну, вот и посмотрел я «Цитадель», и сразу хочу сказать, что лучше ещё раз пересмотреть «Предстояние» во-первых  «Предстояние» несмотря на довольно большой кинометраж смотреть не скучно, во-вторых, у фильма есть главный мэсседж о грязной войне и в принципе его фильм неплохо доносит, в-третьих, отличная роль Миронова, да и вообще вся сцена с кремлёвскими курсантами, ну и, к примеру, финальная сцена вовсе неплоха. Нет,  «Предстояние» фильм с очень большими изъянами и похождения Котова и его дочки, по ВОВ временами напоминают «Алису в стране чудес» со странными священниками, молитвами, умными минами, с атакующими бюстами Сталина и парящими жопами, и с плохо связанными друг с другом планами, по которым шагает семья Котова. Как, я подозревал, что одна из проблем этого кино это желание стать блокбастером, арт-хаусом, триллером, притчей одновременно. Это вообще распостраненная болезнь российских режиссёров, когда условно скажем режиссеру Тарантинову, выделяют наконец-то на фильм n-ую сумму (а у Михалкова эта сумма рекордна), то российский режиссёр Таррантинов пытается запихнуть в свою полнометражку, все свои познания о жизни и уникальные мысли, (и не важно, что они из разных областей, а иногда и противоречат друг другу), тем самым собрав в одной картине гремучую смесь кинематографических стилей и штампов.

Кроме того по интернет-ненависти(и популярности), ещё месяца два-три назад Михалкову могли позавидовать большинство политиков.  Но сейчас, перед выборами о нём никто и не вспоминает.


Но это всё о предыдущей части, с «Цитаделью» же всё проще, военный этот фильм лишь в начале ленты, и немного в  последних кадрах, а большую часть составляет довольно скучная мелодрама. Собственно, из-за этого «Цитадель» выглядит куда хуже «Пердстояния», во-первых, я не люблю мелодрамы, во-вторых «Цитадель» ну очень скучна. Но теперь подробнее…

Фильм встречает нас очаровательными звуками студии «Тритэ», которые знакомы всем, кто хоть раз заглядывал на Бесогон ТВ, и с посланием отцу - фронтовику. Фильм же начинается с рождением комара, далее мы глазами комара видим окопы Красной армии и стартовые титры, вообще у комара экранного времени побольше, чем у иных известных артистов в «Предстоянии», вскоре комар спасает жизнь одному из штрафников, от немецкого снайпера, за что получает право безопасного насыщения кровью Котова и ко. Кстати о немецком снайпере, ухоженный, под классическую музыку, за завтраком, в специально отведённом для него помещении в цитадели на верхнем этаже, спокойно выпиливает русских, сразу видно профессионал. В сравнении показывают русских штаб, в котором идёт очередная попойка, с самым пьяным и диким генералом. Его в разгар пьянки довольно резко подкалывает, какой-то полковник, образно говорит: «За что тебе обсосу, генерала дали, когда ты даже цитадель не можешь взять?», генерал ясное дело начинает бесится, но под раздачу почему-то попадает не полковник, а командир штрафбата. В общем, решает кинуть штрафников, под пулемёты с надеждой, авось кто-нибудь добежит до цитадели.

В штрафбате этой новости не очень рады, особенно герой Мерзликина, но Котов его успокаивает, кстати, Михалков в роли штрафника Котова, как-то крайне неубедителен, но вот когда его герой выбирается из штрафного окопа он, то Михалков явно прибавляет в игре.

А сцена сменяется, и в следующем кадре, мы видим дочурку Котова, внезапно контуженную (видимо кто-то её подсказал, что монологи её вовсе не красят), она везёт раненных и другую дочку Михалкову, которая, по фильму беременная, и под бомбёжкой в поле кузове беременная совсем натурализмом начинает рожать, смотреть на это как-то не скучно, неинтересно и очень неприятно. В итоге обе Михалковы и солдаты, принимавшие роды остаются в живых, а вся остальная вереница машин погибает, видимо Люфтваффе разглядели, что женщина в кузове рожает от немца. Но раненые в кузове, над этим особо, не задумываются, а начинают кутить.

А в цитадель тем временем прибывает чекист Митя, и по стечению обстоятельств попадает между заградительным отрядом и огнём с цитадели, вместе с Котовым. Но каким-то образом их оттуда достают, и Котов умудряется зарядить, тому бухому генералу. Но это нам не показывают, зато мы видим обнаженного Меньшикова, а затем испытание для Котова после которого он прокачивается до генерал-лейтенанта и недельный отпуск с семьёй. Потом Котов с Митей, едут на дачу, а мы видим как куча русских и пленных немцев выталкивают из ямы полуторку с прикрепленной к ней пушкой, на которой спит солдат, но отцепить пушку или хотя бы разбудить солдата в голову никому не приходит.

Далее, Котов, видимо получивший от Сталина выходные, едет на дачу к жене. И здесь выходит весьма странная ситуация возвращения домой репрессированный муж вернулся с войны, будучи штрафником, но получив повышения до генерал-лейтенанта, и считавшимся убитым всё это время. И двух бы пунктов хватило, для взрыва черепной коробки. А мы узнаём, что жену Котова за эти годы изнасиловал её первая любовь, и еще он родила от киномеханика, который косит по плоскостопию. При этом живёт весьма неплохо и кормит ораву каких-то непонятных родственников.

Ах да ещё у них есть дочка, про которую они думают, что она мертва, но мы-то знаем…

Собственно вся эта санта-барбарщина досталось по наследству от самой первой «Утомлённых солнцем», в «Предстоянии» от первой части оставили только героев, а вот в «Цитадели» решили раскрутить всю эту истории. В итоге вся эта весьма абсурдная домашняя сцена в целом и истерика жены Котова, в частности ещё более скучна, уныла и неприятна еще больше, чем сцена с родами в кузове, не говоря уже о затянутости. В конце концов, Котов трахает свою жёнушку на чердаке, а на утро вся его вновь обретённая семья, сбегает от него первым же поездом, Котов пытается догнать её на белом коне, но не успевает.  Зато успевает разобраться железной лапой с гопниками, выслушать монолог от маленького человека к большому, (видимо здесь какие-то намёки на блогосферу) и от души погулять на чужой свадьбе.
Ну и наконец, Котов приезжает к Сталину. Сталин начинает с вполне логичного вопроса  «Зачем его друга и большого человека упекли несправедливо в ГУЛАГ, а затем выпустили и реабилитировали?» Вопрос вполне логичен и в самом деле, что за фантастика?  Ведь генералов  репрессировали не так уж часто, а если репрессировали то уж  завсегда с расстрелом, а вот реабилитировали при Сталине очень редко, и всегда людей статусом пониже.  Но Сталин на свой же вопрос толково не отвечает, видимо потому, как и сам не знает, он же не режиссер фильма. Затем главные герои обдумывают, как всё-таки захватить цитадель, Котов предлагает её стороной обойти, окружить и взять измором, Сталин с ним соглашается, и видимо он бы так и поступил будь он главой другой страны, но для России нужны иные манёвры. Раскрывая свой замысел Сталин, предлагает Котову вспомнить молодость, когда он казнил священника, травил газом деревни, и вообще жёг, как полагается. Сейчас же Сталин предлагает отловить 15 тысяч откосивших и бросить на цитадель, чтобы иностранцы пожалели наших дурней, и свои, что забоялись. Котов не спорит и просит побольше сладостей к чаю.

На экране вновь появляется полковник Митя на Лубянке, но уже в роли заключенного его как следовало ожидать, допрашивает его водитель. Митя с радостью подписывает смертный приговор, но поскольку расстрела мы не видим вполне возможно в УС-5 он явиться Котову (или сыну Котова в исполнении Артёма Михалкова) священником из того храма, чьего служителя Котов замочил в Гражданскую.

Вот и штурм цитадели, и видимо-то ли по просьбе Сталина, то ли по инициативе Котова, солдатам выдают вместо оружия (хотя вроде уже 1943 и оружия в Красной Армии вполне достаточно, тем более что от тыла они явно не отрезаны и хотя бы винтовку Мосина вполне могли выдать) получают двухметровый брус. Зачем брус, ведь он только усложняет передвижение при штурме, лучше бы выдали кортики или сапёрные лопатки, но логика не для нас.
 Котов решает первым пойти, в атаку (перед этим нюхнув медицинского спирта, чует дочку, что указывает на то, что он всё-таки в этом фильме не совсем человек), затем за ним собираются все его друзья, и вот уже бодрым шагом идут к цитадели. А что же немцы? Немцы не верят в происходящее, и отказывают себе в наборе халявных фрагов. Немецкий командир, который вот уже полгода находится в осажденной цитадели, не может смотреть на убийство русских.(может как лётчики из «Предстояния» боится нарушить конвенции, хорошо, что жопу не стал показывать).

Пулемётчик всё-таки решает стрелять, но тут хитрыми манёврами паучок, мышка и советский снайпер из малых народов
(приверженец какого-то странного культа) втроём подрывают, в прямом и в переносном смысле цитадель. Момент, пожалуй, трагичный, но вместе с тем очень странный, люди идут на смерть и видят файер-шоу и взятие цитадели, всё это как-то больше на фокус, чем на счастливый конец.

Ну ладно, победа, все рады, а Надя, наконец, видит папу и бежит к нему через минное поле, ну и на одну из них конечно наступает. И вот встреча двух таких близких людей, после такой долгой разлуки, я видел в это время, как в кинотеатре плакала женщина, может, и кто-то из киноакадемиков заплачет, снято весьма драматично. Котов наступает на мину, чтобы спасти свою дочку, мина взрывается. Котова должно разорвать уж точно, а Надя, как минимум получить ещё одну контузию.

НО…

Дальше мы видим ещё одну сцену Котов с дочкой спокойно едут на танке, на Берлин им преграждает путь, съехавший с катушек немец...
Видимо эта была слишком хорошая сцена, чтобы вырезать из фильма, но трагичный конец тоже очень хотелось оставить.   Но это если бы Шекспир добавил, ещё сцену, где Ромео и Джульетта, через два года, собираются в церковь, и берут на попечение, выжившего, но покалеченного Тибальта.

А может Котовы в этой франшизе не совсем люди?

Вот, провалившаяся в кинотеатрах «Цитадель», на «Предстояние», многие шли из любопытства «На что деньги ушли?». «Цитадель» собрала ещё меньше и это вполне логично, этот фильм самый унылый и слабый из всех «УС». Для Михалкова, Котов наверно любимый персонаж, и УС-2 отнял у него много сил и времени. И «Цитадели» и в «Предстоянии» есть талантливые куски, но видимо Михалков, так увлёкся своим детищем, что полюбил и зерна и плевела. Это как приходишь в гости и ждёшь баек, интересных историй, а утыкаешься в нудный семейный альбом.

Михалков, кино, Утомлённые солнцем

Previous post Next post
Up