Тест ND-фильтров NiSi на 6- и 10 стопов

Oct 22, 2020 22:21

Коллеги, мы продолжаем практический разбор продукции компании NiSi. В прошлый раз мы тестировали держатель S5 и градиентный фильтр GND8, сегодня же поговорим о продуктах, качество исполнения которых напрямую характеризует производителя и показывает, способен ли он выпускать оптически достойные продукты. Речь идет о фильтрах нейтральной плотности (Neutral Density) или ND-фильтрах, тех самых “стеклах сварщика”, призванных затемнять картинку на определенное количество стопов. Сложность заключается в том, что нужно не просто уменьшить падающий на сенсор световой поток, но и, обеспечив равномерность затемнения, сохранить все изначальные цвета съемочной сцены. Привнесение “паразитного” цветового тона равносильно убийству кадра, и чем темнее пластина, тем технологически сложнее удержать исходную чистоту. Итак, сегодня в нашей тестовой лаборатории два ND-фильтра на 150 мм: Nano IR ND64 (1.8) и Nano IR ND1000 (3.0), на 6- и 10 стопов соответственно. Давайте посмотрим, удастся ли компании NiSi порадовать привередливого фотографа.




Комплект поставки

Оба фильтра пришли в тройной защите: помимо плотного рыжего чехла из толстой кожи, каждый фильтр укомплектован книжкой описания и уложен в фирменную коробку. Таким образом, если вы серьезно практикующий пейзажный фотограф, у вас на столе быстро начнет расти гора одинаковых кожаных футляров. Производитель учел потенциальную путаницу, вшив в каждый чехол маркировку содержимого.

Фильтры выполнены из стекла, а не из пластика. Этот аспект важен, и следует остановиться на нем особо: традиционно, стекло выдает более чистую картинку с меньшим количеством цветовых примесей по отношению к пластику, но оно дорогое, тяжелое и хрупкое, и если пластиковый фильтр может пережить падение на пол, то стеклянный - никогда.

Как и в случае с GND8, ширина ND-фильтра составляет 150 мм, и его крайне сложно охватить за ребра одной рукой (если только мы не рассматриваем вариант залапать стекло жирными пальцами). Фильтр может выскользнуть, и - про последствия падение стекла я упомянул в предыдущем абзаце.



Оба фильтра - это два черных стекла. Чтобы в съемочном полумраке не перепутать пластины, на каждую по верху нанесена маркировка. С обратной стороны фильтр оклеен тонкой пористой резиной. Это НЕ упаковочный материал, ни в коем случае не срывайте эту резину. Она призвана изолировать паразитную боковую засветку во время длинных выдержек и обеспечить плотность посадки фильтра в компендиум.

Толщина фильтров стандартная для отрасли и составляет 2 мм. То есть их можно использовать в держателях других производителей, ориентированных на работу с 2 мм пластинами на 150 мм. Мы же в нашей работе будем использовать держатель NiSi S5, который мы тестировали в прошлый раз.



Фильтр вставляется в держатель резиновой прокладкой в сторону камеры, ВСЕГДА в ближний к камере слот. Если параллельно вам нужно использовать градиентный фильтр, вставляйте его во второй, дальний слот.



Важный момент: во время съемки "зеркалкой" закрывайте смотровой глазок, чтобы при экспонировании через шахту видоискателя на сенсор не пришел паразитный свет. Это касается длинных выдержек (от пары секунд) как в ясную, так и в пасмурную погоду. И еще: поскольку при работе с такими темными стеклами не всякая камера справится с автофокусом, лучше всего сначала сфокусироваться на объекте без фильтра, затем перевести объектив в ручной режим, и только после этого надеть рамку держателя с фильтром.




Синтетическое тестирование

Задача этого теста - оценить три вещи:
- субъективную равномерность затемнения;
- соответствие количества реальных стопов ND-фильтра заявленной маркировке;
- наличие паразитного тона при работе с фильтром;

Как и в прошлый раз, для синтетического теста будет использоваться цветная комната с разными источниками освещенности и мешаниной объектов. Мы снова спускаемся в детский подвал и играем в игрушки по-взрослому.

Первый кадр. Выставляем камеру в M-режим и экспонируем сцену безо всяких фильтров.



Второй кадр. Используется фильтр Nano IR ND64 (1.8).



Впечатления от работы с Nano IR ND64:
1. Артефактов затемнения не замечено;
2. Учитывая разницу в съемочных параметрах и поправку на экспокоррекцию при обработке, фильтр “темнит” картинку примерно на 6.2 стопа;
3. Паразитный тон отсутствует, цветовая температура первой и второй картинки идентична;
4. Наблюдается небольшое падение контраста в тенях (примерно во II-III зонах). Это видно на теневых участках оранжевого и зеленого кубиков, из-за чего цвета кажутся чуть более сочными;
5. Уменьшился блик по стенам в левой части кадра, освещенность стены стала более равномерной.

Третий кадр. Используется фильтр Nano IR ND1000 (3.0)



Впечатления от работы с Nano IR ND1000:
1. Верхняя часть пластины темнит картинку примерно на 0.2 стопа больше нижней.
2. Учитывая разницу в съемочных параметрах и поправку на экспокоррекцию при обработке, фильтр “темнит” картинку примерно на 10.1 стопа;
3. Паразитный тон отсутствует, цветовая температура первой и третьей картинки идентична;
4. Небольшое падение контраста в тенях (примерно во II-III зонах) идентично предыдущему фильтру. Те же смягченные теневые участки и более сочные тона в оранжевом и зеленом кубиках;
5. Уменьшился блик по стенам в левой части кадра, освещенность стены стала более равномерной.


Работа в полевых условиях

Первый кадр: без фильтров. Использовался Nikon 14-24/2.8 (14 мм, 1/4, f/9.0, ISO 200).



Второй кадр: Nano IR ND64 (1.8) на 6 стопов. Использовался Nikon 14-24/2.8 (14 мм, 15 сек, f/9.0, ISO 200)



Третий кадр: Nano IR ND1000 на 10 стопов. Использовался Nikon 14-24/2.8 (14 мм, 121 сек, f/9.0, ISO 200)



Четвертый кадр: Nano IR ND1000 на 10 стопов. Использовался Nikon 14-24/2.8 (14 мм, 271 сек, f/14.0, ISO 31)




Выводы
Бывалые фотографы знают, как сложно найти “чистый” фильтр на 10 стопов, работающий сцену без примесей. У многих до сих пор в памяти история восьмилетней давности, когда один известный производитель выпустил партию 10-стоповых ND-фильтров с красным паразитным тоном, что послужило причиной большого скандала… Что же касается наших тестовых образцов, компании NiSi удалось изготовить отличные фильтры для профессиональной работы. Именно так: дорогие, тяжелые, стеклянные фильтры для тех, кто точно знает, за что платит немалую цену. Цветопередача обоих фильтров отменна! Отсутствие паразитного тона и общее качество картинки получились на высочайшем уровне. Оба экземпляра примерно соответствуют заявленной пропускной способности, т.е. при расчете экспопары в М-режиме можно опираться на “паспортные” 6- и 10 стопов соответственно. В обоих фильтрах наблюдается небольшое падание контраста и смягчение теневого диапазона, не нарушающие освещенность в кадре. То есть в реальных съемочных условиях этим можно пренебречь. По равномерности затемнения ND64 справился на “отлично”, а ND1000 показал чуть менее ровные значения, что, в целом, можно охарактеризовать оценкой “очень хорошо”.

плюсы
- универсальная 2 мм пластина на 150 мм под любой держатель таких пластин
- стеклянная основа: более “чистая” картинка
- отличная цветопередача и отсутствие паразитного тона
- пропускная способность равна паспортной (разница на уровне погрешности)
- хорошая (в целом) равномерность затемнения

минусы
- равномерность затемнения у ND1000 может варьироваться по всему полотну фильтра (без явных артефактов)
- стеклянная основа: вес и хрупкость
- высокая стоимость

Программа мастер-классов | Официальный сайт | Фейсбук | Твиттер | 500 px | Инстаграм | Клуб путешественной фотографии photo_planet

тестовый обзор, фотографическое, фототехника, nisi, обзоры фото-техники, nisi nd

Previous post Next post
Up