Коллеги, предлагаю вашему вниманию практический тест нового держателя S5 от компании NiSi, работающего со 150 мм пластинами. Этот набор предназначен прежде всего для сверх-широких объективов (Nikon 14-24/2.8) c выступающим оптическим элементом, несъемной блендой и отсутствием фронтальной резьбы. Для остальных объективов NiSi предлагает кольца-переходники различных диаметров, то есть этот комплект годится как единое решение практически для всех фокусных расстояний. Отличительной особенностью NiSi S5 является наличие "встроенного" кругового поляризатора (докупать его отдельно не нужно), а если принять во внимание, что производитель гарантирует нулевое виньетирование даже на 14 мм, то новинка обещает быть весьма интересной. Давайте разбираться, насколько производителю удалось объять необъятное. В качестве рабочего 150 мм фильтра будем использовать самый распространенный фильтр NiSi на три стопа с мягкой границей GND8. Поехали!
Комплект поставки NiSi S5
NiSi S5 упакован в многослойный чехол серого цвета с двумя отсеками: верхний на молнии с держателем и рамкой внутри, и фронтальный на "липучке", предназначенный для поляризатора. С тыловой части чехла пришита широкая лента на основе все той же "липучки", позволяющая повесить все это хозяйство на лямку рюкзака, например. Упаковано все качественно и стильно (сказывается опыт Старших Товарищей в лице Apple).
Открываем, достаем, изучаем. Комплект состоит из:
- зажима и насадки на объектив;
- рамки держателя для двух фильтровых пластин;
- поляризатора
А теперь давайте подумаем, зачем нам это счастье? :) Вообще, комплект NiSi S5 представляет собой держатель (в умной литературе именуемый "компендиум") для пластин шириной 150 мм. Кто-то скажет “да на фига нужны эти старческие артефакты? Все можно отснять брекетингом!” или “Да современный динамический диапазон сенсоров так велик, что все можно вместить в один кадр!”. Такие замечания справедливы только для ситуаций, когда в держателе используется градиентная пластина, выравнивающая кадр по яркостям. Но есть еще сплошные фильтры нейтральной плотности, позволяющие в яркий день сделать выдержку в одну-две минуты и “заморозить” облака или воду, “ночные” фильтры против паразитных засветок, отсекающие определенную часть спектра, и тому подобные плюшки специального назначения. Их цели различны, а выбор огромен.
Но вернемся к нашему комплекту. Как и все держатели, он должен обеспечивать следующие вещи:
- надежно фиксировать фильтры;
- не пропускать "паразитную" засветку;
- не сваливаться под ноги фотографу в самый неподходящий момент.
Установка и начало работы
В качестве рабочего объектива будем использовать Nikon 14-24/2.8. Начинаем с того, что надеваем насадку на объектив и “замуфтовываем” ее при помощи встроенного кольца.
В закрученном состоянии насадка выглядит вот так.
Чтобы кольцо во время работы не разболталось, конструкция еще и прижимается винтом фиксатора. В закрученном виде насадка сидит на объективе крепко и надежно, сдернуть ее я не смог. То есть во время работы не свалится.
Переходные кольца NiSi позволяют использовать оптику практически любых фокусных расстояний. В данном случае у меня в работе переходное кольцо на 77 мм, надетое на Nikon 24-70/2.8
Следующий шаг: надеваем рамку держателя для фильтров. В держатель можно вставлять стандартные 2-мм пластины шириной 150 мм, то есть мы не ограничены фильтрами производства NiSi, что не может не радовать. Рамка вращается на держателе, что позволяет смещать фильтры в горизонтальной плоскости.
Субъективное ощущение: фиксаторы рамки маленькие и весьма скромно выглядывают из корпуса, что при использовании двух стеклянных фильтров может быть недостаточным для удержания такого тяжелого “бутерброда”.
Вставляем 150 мм фильтр NiSi GND8 - градиентный фильтр с мягкой границей на три стопа. Фильтр заходит плотно и не выскальзывает даже после долгой и активной работы. При использовании одного фильтра всегда сажаем его в ближний к объективу слот. Вращение рамки по горизонтали и смещение пластины по вертикали дают две степени свободы в управлении фильтром. Удобно. Без нареканий
Конструкция в полностью собранном виде.
Поляризатор. Круговой, тяжелый, основательный. Представляет собой одно сплошное стекло, накручивается НА внешнюю насадку на объектив, то есть идет ДО фильтр-пластин. Изменение степени поляризации управляется двумя колесиками на корпусе насадки.
Держатель + поляризатор + пластина на три стопа. Вам тоже сразу захотелось рвануть на съемку? :)
Нюансы работы с нодальным слайдером
Если вы занимаетесь панорамированием и используете в работе нодальную планку, берите либо модель с подвижной площадкой, либо модель средней длины. На снимке ниже два моих слайдера: китайский NNR-200 и RRS на 180 мм. Слайдер длиной 200 мм с неподвижной площадкой упирается в держатель и не совместим с NiSi S5.
Шкала длин слайдеров для масштаба.
Градиентная пластина NiSi GND8 Medium
Классическая работа с компендиумом предполагает использование градиентных фильтров, предназначенных для уравновешивания яркостей в кадре. Например, затемнения очень яркого неба по отношению к переднему плану. Фильтры характеризуются двумя факторами: степенью максимального затемнения (1-4 стопа) и жесткостью границы градиента. Помимо этого важно, чтобы фильтр не просто затемнял участок кадра, но и не портил кадр с точки зрения цветопередачи. Дешевые пластиковые фильтры часто добавляют в кадр паразитный тон, с которым очень трудно бороться при обработке.
За годы съемок я понял, что у меня наиболее часто используемый при съемке фильтр - это стекло на три стопа с мягкой границей градиента, позволяющей скрыть от наблюдателя факт применения фильтра. Потому в каталоге из всего спектра пластин я остановился на NiSi GND8 Medium.
Фильтр пришел в тройной защите: помимо плотного рыжего чехла из толстой кожи, фильтр комплектовался библией толстой книжкой описания работы (!) и примеров использования, и все это дополнительно было уложено в толстую фирменную коробку. Тот самый случай, когда упаковка весит в несколько раз больше товара :) Да, и еще: на кожаном чехле вшита маркировка фильтра, так что безымянным он точно не будет.
Фильтр выполнен из стекла (это не пластик!), а потому будьте особенно осторожны при работе с ним. Если уроните - разлетится на мелкие осколки, и станет дорого и больно. Моя ремарка про осторожность - не пустой звук. Ширина в 150 мм означает, что фильтр крайне сложно охватить за ребра одной рукой (если только мы не рассматриваем вариант залапать стекло жирными пальцами), и он может выскользнуть.
Все индивидуальные профессиональные фильтры NiSi комплектуются в такие вот рыжие кожаные чехлы. Но если фильтров много, как быть? В качестве дополнительного аксессуара можно заказать вот такую коробочку для хранения стекол. Внутри она жестко фиксирована пластиком, а вот эти узкие вставки помогают сформировать дополнительно “дно” для коротких (меньше 170 мм) фильтров.
Субъективное ощущение: фильтрам в коробке весьма комфортно, но если коробку потрясти, они там постукивают в пазах, словно семечки африканского растения. Это не страшно и вы ничего не разобьете, но если вы крадетесь на Тайную Съемку, а в рюкзаке у вас позвякивает, может получиться как-то не очень :)
Синтетическое тестирование: цветопередача поляризатора
Итак, у нас есть круговой поляризатор. Для синтетического тестирования будем использовать цветную комнату с разными источниками освещенности и мешаниной объектов. Мои дети выделили мне свой игровой подвал и любезно предоставили часть игрушек, чем я с радостью и воспользовался.
Надеваем поляризатор и выкручиваем его в такое положение, когда степень поляризации будет минимальной. Производитель не подвел: привнесенное поляризатором виньетирование отсутствует. Кадр стал ощутимо холоднее, а выдержка увеличилась на полтора стопа.
Выкручиваем поляризатор в такое положение, когда степень поляризации будет максимальной. Ушли отсветы и блики со стен, а цвет стал чуть плотнее. Виньетирования по-прежнему нет. Кадр стал чуть теплее, а выдержка увеличилась на два стопа по сравнению с начальным кадром.
Во время дальнейшей пост-обработки при усреднении температур можно сказать следующее:
- кадр без фильтров - Temp=4250К, Tint = 3
- минимальная поляризация - Temp=4950К, Tint = -8
- максимальная поляризация Temp=4850К, Tint = -8
Выводы по цветопередаче: В целом, достаточно приятное стекло с хорошими оптическими и цветовыми характеристиками. Как и положено поляризатору, этот экземпляр "замедляет" картинку и крадет освещенность в кадре: в минимальной степени поляризации на 1.5 стопа, в максимальном положении на 2 стопа. При использовании понижает в кадре температуру от номинальной на 600-700К с небольшим уходом в зелень, что соответствует “стандартному” поляризатору без дополнительных эффектов.
Синтетическое тестирование: детализация поляризатора
Теперь давайте посмотрим, грозит ли нам деградация резкости при использовании поляризатора:
Вырезаем из первого кадра трактор 100% кроп-участок и сравним его с остальными тракторами, где использовался поляризатор :)
Кроп-участок при минимальной степени поляризации.
Кроп-участок при максимальной степени поляризации.
Выводы по резкости: При сравнении 100% участков артефактов по резкости не выявлено. Картинка детальная на всем диапазоне яркостей.
Практическое тестирование: NiSi GND8 Medium
В условиях практической работы система зарекомендовала себя крайне положительно. Правда, мне все время не дает покоя видимая хрупкость крепления держателя к насадке. Вот они вместе в одном кадре. Хочется все время как-то дополнительно подстраховаться и закрепить держатель, но это издержки “горного” воспитания - как шрам на память: в полевых условиях все либо замуфтовывается, либо садится на карабин, либо привязывается.
Градиентная пластина дала на удивление чистый тон БЕЗ малейших примесей. В этом кадре небо перекрыто по линии горизонта фильтром NiSi GND8 Medium. Чистые пастельные тона, минимум обработки. Поляризатор не использовался. Характеристики кадра: Nikon 14-24/2.8 (14 мм, ISO 64, f/13, 2.5 сек)
Практическое тестирование: поляризатор NiSi CPL + NiSi GND8 Medium
Давайте рассмотрим вот такой рассветный пример с неподвижной водой. Источник света - дорассветное солнце по правую руку наблюдателя. Как и положено поляризатору, максимальную степень поляризации он выдает под прямым углом к источнику, что выражается в таком вот темном пятне (зона А). Обычно оно появляется в небе и, в случае широкоугольника или панорамной съемки, лучше либо снять поляризатор, либо использовать его в тех ситуациях, где пятно скрывается за облаками.
Зона B - это утренний конденсат, который сформировался на поляризаторе. Поскольку рамка с градиентным фильтром вплотную прилегает к объективу, для испарения или продува влаги не остается технологических отверстий. Это не проблема конкретного изделия, это особенность всех “бутербродов” из нескольких фильтров. Про этот нюанс нужно помнить и время от времени проверять фильтры на конденсат. Так что синтетическая тряпочка - наш главный друг! :)
Что же касается градиентной пластины GND8 Medium, она опять отработала безупречно.
Следующие две более щадящие ситуации, где след от пятна поляризатора скрыт в воде или в закатном небе.
Первый пример - это панорамная сборка из шести вертикальных кадров. Сборка сошлась идеально (использовался только ACR), без артефактов и границ наложения.
Характеристики элементов панорамы: Nikon 14-24/2.8 (14 мм, ISO 64, f/13, 0.6 сек)
То же самое, но через десять минут.
Характеристики кадра: Nikon 14-24/2.8 (14 мм, ISO 400, f/13, 30 сек)
Выводы
Система NiSi S5 порадовала универсальностью и качеством исполнения. Вместе с “базовым” градиентным фильтром на три стопа NiSi S5 можно рассматривать как отличное профессиональное решение для тех фотографов (прежде всего природных), кому нужно использовать внешние 150мм фильтр-пластины для разной оптики, включая сверх-широкоугольную. Наличие в комплекте поляризатора трудно переоценить. К тому же, с оптической точки зрения и поляризатор, и “базовый” градиентный фильтр отработали картинку на “отлично”.
плюсы
- универсальный держатель 150мм пластин на различные объективы
- идеальный держатель на сверх-широкоугольного объектива Nikon 14-24/2.8
- доступность переходных колец NiSi для установки на разную оптику
- наличие поляризатора, устанавливаемого ДО фильтров
- удобное управление поляризатором (можно крутить фактически одним пальцем)
- надежное крепление держателя на объектив
- хорошая и надежная упаковка
минусы
- крепление рамки держателя выглядит ненадежным
- нодальные слайдеры могут упираться в держатель
- вес и размеры не для новичка
Программа мастер-классов |
Официальный сайт |
Фейсбук |
Твиттер |
500 px |
Инстаграм | Клуб путешественной фотографии
photo_planet